Украинский химпром: выживут только сильнейшие
ПублікаціїПостоянное удорожание импортируемого природного газа, которое в Украине почему-то происходит даже на фоне стремительного падения мировых цен на нефть, ставит под вопрос дальнейшее функционирование части крупных предприятий отечественной химической промышленности, специализирующихся на выпуске азотных минеральных удобрений. До сих пор большинству из них удавалось работать эффективно. Но будет ли так и дальше? Ведь мировой кризис внес существенные коррективы в планы химиков.
По мнению отраслевых экспертов, у национального химпрома все еще существуют значительные резервы для снижения себестоимости выпускаемой продукции. Сегодня доля газа в себестоимости азотных удобрений, производимых в Украине, составляет около 70%. При этом, удельный расход газа вполне реально сократить с нынешних 1250 до 1000 кубометров на 1 тонну минудобрений. Таким образом, суммарно украинские химики могут сократить годовое потребление газа на 1,25 млрд куб. м.
По подсчетам самих участников рынка, мероприятия по сокращению удельного расхода газа потребует освоения относительно небольших инвестиций в сумме около 230 млн долл. Для сравнения, компании украинского ГМК за 2007 год инвестировали в модернизацию производства 2,1 млрд долл. А ведь химическая отрасль стоит на втором месте после ГМК как по объему экспорта продукции и валютных поступлений, так и по доле в совокупном промышленном производстве. Однако дальнейшее (ниже 1000 куб. м) снижение удельного расхода газа потребует реализации гораздо более масштабных и дорогостоящих инвестпрограмм, что в текущих условиях делает их экономически нецелесообразными.
О том, насколько по-разному собственники химкомпаний подходят к проблеме модернизации, можно судить хотя бы по такому показателю, как амортизационные отчисления. Если они растут – значит увеличивается износ основных фондов на предприятии. Если же уменьшаются – значит идет обновление и модернизация производственных мощностей. Только на двух отечественных предприятиях в последние два года наблюдается снижение сумм амортизации. Это Одесский припортовый завод (ОПЗ) и "Ровноазот".
Таким образом, на сегодня лишь два профильных предприятия выглядят более-менее подготовленными к работе в условиях, когда цена газа для Украины сравняется с европейской. Напомним, что в соответствии с меморандумом о принципах сотрудничества, подписанном в октябре 2008 года между "Газпромом" и "Нефтегазом Украины", это должно было бы произойти по истечении трех лет. Но последние политические разногласия с РФ заставляют усомниться в реалистичности столь долгого переходного периода.
При этом ОПЗ и "Ровноазот" имеют дополнительные стратегические преимущества, позволяющие относительно уверенно смотреть в будущее. Принадлежность "Ровноазота" к группе Дмитрия Фирташа GDF дает возможность получать более дешевый газ через подконтрольного группе трейдера – Centrogaz AG. Козырем Одесского припортового завода является отсутствие расходов на транспортировку готовой продукции до морского порта, благодаря его месторасположению в порту "Южный".
Кстати, именно в силу вышеупомянутых причин ОПЗ крайне интересен для GDF. Приобретение данного предприятия давало бы группе сразу два стратегических преимущества на крупнейшем в Украине производителе. В свою очередь, это позволяло бы продавать азотные удобрения по конкурентоспособным ценам, завоевывая новые рынки сбыта. Не случайно, когда правительство Виктора Януковича впервые решило выставить ОПЗ на приватизацию, появилась информация, что продажу предприятия готовят специально "под Фирташа". Теперь, когда Президент Украины в ноябре текущего года отменил свой указ, приостанавливающий приватизацию ОПЗ, вопрос прихода туда частного собственника снова становится актуальным. Тем более, что со слов первого заместителя главы Секретариата президента А.Шлапака, продажа предприятия состоится в 2009 году.
Напомним, что в конкурсных условиях по продаже ОПЗ Фонд госимущества не прописывал инвестору обязательства об увеличении объемов производства. Речь шла о вложении в общей сложности 1,3 млрд грн (в ценах 2007 года) в течение 5 лет в реконструкцию аммиачного и карбомидного цехов, а также о замене резервуарных мощностей и внедрение энергосберегающих технологий. Были еще пункты о социальных гарантиях для трудового коллектива. Кроме того, покупателю ОПЗ вменяется в обязанность обеспечивать перевалку транзитного аммиака, поступающего в порт по трубопроводу в объемах, согласуемых ежегодно на уровне межправительственных украинско-российских соглашений. При этом тарифы на перевалку аммиака ОПЗ будет по-прежнему согласовывать с Минпромполитики.
Вторым наиболее вероятным претендентом на ОПЗ считается российский холдинг "Еврохим", владеющий, помимо прочих активов, тольяттинским "Азотом". Интерес этого игрока становится очевидным, если учесть, что трансконтинентальный аммиакопровод, заканчивающийся на территории ОПЗ в "Южном", берет свое начало именно в Тольятти. Также любопытно, что в ноябре 2008 года "Еврохим" привлек синдицированный кредит в размере 1,5 млрд долл. сроком на 4 года. Не исключено, что средства планируется использовать как раз для расчета с украинским правительством за Одесский припортовый завод.
Впрочем, в нынешних условиях предприятие едва ли удастся продать за сумму свыше 1 млрд долл., которая еще каких-то 1,5-2 года назад считалась приемлемой. Финансовый кризис делает подобные сделки чрезвычайно привлекательными для покупателей и совершенно невыгодными для продавцов. Поэтому большинство экспертов сходится во мнении, что сейчас 500-600 млн долл. – максимум, на что может рассчитывать государство от продажи ОПЗ. Правда тогда не совсем понятно как государство, лишившись такого мощного игрока, в дальнейшем сможет рыночными методами влиять на стоимость минеральных удобрений для украинских аграриев.
Между тем в средне- и долгосрочной перспективе, видимо, не все участники рынка в Украине смогут продолжать выпуск азотных минудобрений. У них останется, пожалуй, единственная возможность остаться "на плаву" – диверсифицировать ассортимент выпускаемой продукции, освоив производство новых видов. По такому пути пошел горловский "Стирол", освоивший производство биоэтанола, фармацевтических препаратов, а также ряда других товарных позиций. Однако подобные проекты также требуют значительных инвестиций. Пойдут ли на них собственники менее конкурентоспособных химкомпаний покажет ближайшее будущее.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram