Подробнее Запомнить город


Как прекратить хаотичную застройку

23.04.09 , День
размер текста:

Неудачный десятилетний опыт строительства моста на Троещину в Киеве, против которого протестуют дачники Русановских садов, и многие другие конфликтные ситуации между строителями и собственниками земли подвели строителей Украины к переосмыслению целесообразности приватизации земли в городах и населенных пунктах страны. Обычно во всем мире мост, да еще в столице, строится год-полтора. А тут «стройка века», растянутая на десятилетия! Но если абстрагироваться от нехватки в Киеве мостов и требований дачников справедливой, по их мнению, компенсации за городскую землю, по которой проходит мост, мы подходим к другой, более важной проблеме всего градостроительного комплекса Украины. А нужно ли вообще приватизировать землю в городах?

ВМЕСТО ПРОДАЖИ — АРЕНДА

В России, например, земля в городах не продается. Продается право аренды участка на 50 лет с обозначенными требованиями к зданию, которое должно быть построено на этом месте. Требования эти исходят из логики утвержденного генплана развития города. Если продавать землю кому-нибудь и как-нибудь, без утвержденного плана развития территории, что зачастую делают мэры большинства украинских городов, то это позволяет собственнику земельного участка исходить из своих интересов, а не из интересов жителей прилегающих к участку территорий. Собственники земли в исторических центрах украинских городов пытаются возвести на них многоэтажки, чтобы продать побольше офисов или квартир и как следует заработать на этом. При этом катастрофическим образом нарушается исторический и архитектурный ландшафт, с точки зрения архитекторов и строителей, лицо города просто уродуется.

«Нельзя на Крещатике или неподалеку от него «втыкать» здание 200-метровой высоты!» — считает народный депутат, первый заместитель главы строительного комитета украинского парламента и почетный председатель ХК «Киевгорстрой» Владимир Поляченко.

Пора прекратить хаотичную застройку украинских городов, призывают сами же строители. Этой теме было посвящено заседание комитета по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики Верховной Рады. Поделиться опытом решения этих вопросов в России на заседание комитета приехал специально приглашенный для этого гость из Москвы — заместитель гендиректора госпредприятия НИПИ Генплана города Александр Коллонтай.

В своем выступлении он отметил, что в России сейчас учатся решать сложную и противоречивую задачу: как примирить интересы застройщика с интересами гармоничного развития города и территории. Для этого, как показал положительный и негативный опыт Москвы, необходимо ответить на вопрос: градостроительство — это бизнес городских властей или политика в интересах населения города, считает Александр Коллонтай. И здесь много зависит от того, где видит себя городская власть: в бизнесе или в системном развитии города и территории и увязывании интересов инвесторов, строителей с требованиями социальной политики.

В России уже отказались от практики продажи земли без проекта, более того, здесь перестали продавать землю, а продают лишь право ее аренды с узаконенными генпланом требованиями к строению, которое должно быть на ней размещено. Российский Градостроительный кодекс запрещает муниципалитетам городов, в которых не принят генплан, с 2010 года выделять землю под строительство. А возникающие при осуществлении строительных проектов противоречия между интересами застройщиков и местного населения разрешают специальные градостроительные комиссии. «Градостроительный кодекс и земельные комиссии — это два основных элемента, сделавших градостроительную революцию в России», — рассказал Александр Коллонтай.

Судя по тому, как внимательно слушали украинские строители приглашенного из Москвы выступающего, они не прочь позаимствовать российский опыт. Это подтвердил в своем выступлении Владимир Поляченко.

«Вопросы градостроения в Украине подошли к критической точке, — заявил он. — Мы слышали, как работают земельные комиссии в Москве. А у нас земельная комиссия в Киевраде только распродает землю и ничем больше не занимается».

СТРОИТЬ — ТОЛЬКО ПО ГЕНПЛАНУ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

Строители предлагают ускорить принятие закона о развитии территорий и Градостроительного кодекса, используя позитивный опыт, накопленный в России. Это позволит более гармонично и эффективно развиваться украинским городам, избегая конфликтов между местной властью, инвесторами, застройщиками и населением микрорайонов.

По мнению председателя киевской организации Национального союза архитекторов Украины Вадима Жежерина, сильно отстает от принятых в мире градостроительных стандартов и политика строительства городских коммуникаций. Во всем мире строительные фирмы, специализирующиеся на прокладке городских коммуникаций, бьются на тендерах за подряды на проектирование, строительство и эксплуатацию подобных сооружений. Потому что это — очень выгодный и перспективный бизнес. В Украине все происходит с точностью до наоборот. Местная власть в Киеве заставляет строителей возводить и бесплатно передавать в эксплуатацию водоканалу и «Киевэнерго» инженерные коммуникации. В то же время городские коммунальные предприятия уже наполовину частные. И строителям непонятно, почему они за свой счет должны делать такие подарки не городу, а частным фирмам.

Украинских законодателей поддержала и исполнительная власть в лице министра регионального развития и строительства Василия Куйбиды. «Я убежден, что планы развития территорий должны строиться на основе генеральных планов развития городов», — сказал он, выступая на заседании комитета ВР. «В то же время необходимо признать, что боле половины существующих генпланов городов уже безнадежно устарели, так как разработаны они еще в середине 70-х годов прошлого столетия, — отметил Куйбида. — Но при их переработке аргументы населения не учитываются, а аргументы предпринимателей оказываются более весомыми для органов местного самоуправления», — считает министр.

В целом высказывания большинства выступивших на комитете строителей, архитекторов и мэров украинских городов сводились к тому, что украинскую градостроительную политику необходимо срочно и кардинальным образом менять. И эти изменения должны быть учтены в законе о развитии территорий и Градостроительном кодексе, который строители предполагают совместно с Министерством регионального развития и строительства разработать уже к лету. Похоже, что выборы президента и возможные внеочередные выборы парламента не пугают строителей и не внесут корректив в их планы. Так как народные депутаты — представители всех без исключения парламентских партий единодушно выступили за скорейшее принятие этих документов.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
01.04.21
Рада приняла во втором чтении з/п №4543, который призван разблокировать приватизацию крупных объектов, а также в первом чтении з/п № 4020 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". В бюджет 2021 года заложено 12 млрд грн поступлений от приватизации: 9 млрд грн от продажи крупных объектов госсобственности и 3 млрд грн от малой приватизации.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21
09.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!