Подробнее Запомнить город


Транш согласных

размер текста:

Международный валютный фонд (МВФ) готов выделить Украине третий транш в размере $3,286 млрд, больше половины из которых вновь пойдут на финансирование дефицита госбюджета. Взамен МВФ потребовал пересмотреть госбюджет: его капитальные расходы, а также субсидии и льготы будут урезаны, а доходы от НДС, наоборот, увеличены. Киев не мог не согласиться с МВФ, считают эксперты, так как падение экономики делает невозможным полное финансирование нынешних расходов бюджета.

Совет исполнительных директоров Международного валютного фонда в конце июля–первые дни августа завершит второй пересмотр программы сотрудничества с Украиной в рамках соглашения stand-by и выделит Киеву третий транш в размере SDR 2,125 млрд (по курсу МВФ на 10 июля – $3,286 млрд), сообщила в пятницу глава миссии фонда Джейла Пазарбазиолу. Эти рекомендации стали возможными благодаря согласованию миссией фонда, работающей в Киеве с 23 июня, с Нацбанком и Кабмином завершения второго пересмотра на техническом уровне. Госпожа Пазарбазиолу присоединилась к переговорам только 30 июня.

В ходе изучения экономической ситуации в Украине эксперты МВФ ухудшили прогноз падения ВВП в нынешнем году с 8% до 14%, улучшили инфляционные ожидания с 16% до 13% и позволили Кабинету министров увеличить дефицит госбюджета с 4% до 6%. Рост дефицита бюджета вызван необходимостью финансирования дефицита НАК "Нафтогаз Украины" на сумму 2,6% от ВВП, тогда как на рекапитализацию банков пока потрачено 9,5 млрд грн из 44 млрд грн. "Причина пересмотра прогноза ВВП – ухудшение экономического развития страны в I квартале,– говорится в релизе МВФ.– Наиболее ощутимое сокращение реального ВВП повлияет на быстрое улучшение баланса счета текущих операций, но ослабит ситуацию с доходами правительства".

МВФ потребовал провести секвестр госбюджета. По словам и. о. министра финансов Игоря Уманского, Кабмин примет меры по активизации дополнительных доходов и сокращению расходов: "Сокращение расходов планируется в части мероприятий капитального характера, использования субсидий, оптимизации госзаказа, налоговых льгот и преференций". "Чрезвычайно важно, чтобы власть Украины внедряла все необходимые меры, в том числе в период приближения президентских выборов, чтобы удержать фискальные процессы в соответствии с целевыми параметрами программы",– говорится в релизе МВФ.

Источник в Минфине рассказал Ъ, что инвентаризация льгот коснется импорта, например энергосберегающего оборудования, что увеличит доходы бюджета на 2-3 млрд грн. Правительство также детализирует товарные коды и расширит перечень документов, необходимых для импорта продукции – таможенники для определения реальной цены импортного товара будут требовать инвойс производителя, а не посредника. Планируется усовершенствовать процесс подачи дополнения #5 к декларации по НДС и исключить возможность использования бизнесом старых налоговых накладных для увеличения заявок на возмещение НДС. "Любая корректировка предприятием деклараций с применением старых накладных станет поводом для выездной проверки налоговой администрации совместно с Министерством внутренних дел",– сказал чиновник. Новое повышение ставок налогов и акцизов пока не планируется.

Среди других обязательств – пересмотр финансового плана НАК "Нафтогаз Украины", ежеквартальное повышение цен на газ для населения (см. стр. 5), введение распределительных счетов для предприятий теплокоммунэнерго, передача Национальной комиссии регулирования электроэнергетики функции определения тарифов на ЖКХ, реформирование налоговой и пенсионной систем в 2010 году. Принятие законов об усовершенствовании рекапитализации банков, определение их реальных собственников и усиление независимости Нацбанка позволит Киеву в ноябре-декабре получить четвертый транш в размере SDR 2,5 млрд ($3,87 млрд). Президент Виктор Ющенко уже пообещал подписать все законы, которые будут одобрены парламентом для выполнения меморандума о сотрудничестве с МВФ.

Как и при получении второго транша, премьер-министру Юлии Тимошенко снова удалось убедить миссию МВФ направить больше половины средств в госбюджет. Из $3,3 млрд третьего транша $1,9 млрд пойдут на погашение внешних долгов Украины. На эти же цели в мае правительство получило от МВФ $1,5 млрд. В то же время госбюджет-2009 предусматривает возврат внешних долгов в 2009 году на сумму 12,93 млрд грн ($1,697 млрд).

Таким образом, МВФ дает Украине на расчет с внешними кредиторами в два раза больше, чем необходимо. "В меморандуме есть формулировка: 'направить деньги в бюджет, в том числе на погашение внешних долгов'. Значит, Кабмин сам распределит оставшиеся средства. Может, на долги Укравтодора или 'Нафтогаза'",– сказал Ъ источник в секретариате президента. В августе правительству необходимо погасить евробонды на $500 млн. Другие выплаты по публичным долгам государства до конца года – $170,5 млн. Фактически на поддержку курса НБУ получит всего $1,4 млрд.

Эксперты уверены, что сейчас наилучшее время для принятия таких непопулярных мер, как сокращение расходов госбюджета и повышение тарифов на газ и ЖКХ. Тем более что ответственность за эти шаги Кабмин разделяет с МВФ, подчеркивает старший экономист центра "CASE-Украина" Владимир Дубровский. "Накануне выборов правительство всегда может сказать, что это предложения фонда",– говорит он. При этом ответственность за увеличение тарифов будет переложена на НКРЭ, а непринятие необходимых законов – на Верховную раду, считает директор Бюро экономических и социальных исследований Валерий Гладкий.

Усиление независимости Нацбанка позволит ему принимать более взвешенные решения, а его монетарная политика не будет подчинена цели финансирования бюджета. "Если Центробанк будет независимым, его основной целью станет таргетирование инфляции и конкурентоспособность экономики",– полагает господин Гладкий. В то же время раскрытие информации о собственниках банков эксперты не считают первоочередной задачей. "Поскольку у нас право собственности не защищено, то лучше скрывать эту информацию",– говорит господин Дубровский. По его мнению, сами собственники банков через депутатов могут заблокировать принятие соответствующего закона.

Экономисты не согласны с решением Кабмина сократить расходы на капитальные программы. Господин Гладкий уверен, что активизация инвестпрограмм должна стимулировать внутренний спрос и поддерживать базовые секторы экономики: "Сокращать эти расходы нецелесообразно". Но это вынужденный шаг – именно поэтому Кабмин согласился с аргументами МВФ. "От сокращения расходов бюджета никуда не деться – налоги и платежи Нацбанка были выплачены наперед, и во II полугодии это грозит правительству невыполнением обязательств, что может спровоцировать вторую волну кризиса",– добавляет Владимир Дубровский.

Наталья Непряхина

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
13.04.21, GMK Center
СВАМ лишит Украину конкурентных преимуществ – доступа к ресурсам железной руды. СВАМ дискриминирует кислородно-конвертерную технологию, которая использует в качестве основного сырья для производства чугуна и стали железорудное сырье.
12.04.21
30 жовтня 2019 року в Україні набув чинності закон про концесію. Як він змінив правила гри на ринку та чи дозволить оновити інфраструктуру в країні?
09.04.21
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!