Подробнее Запомнить город


"Южный поток" не переиграл Nabucco

размер текста:

Сегодня в Анкаре Турция и четыре страны ЕС – Болгария, Румыния, Венгрия и Австрия – должны подписать межправительственное соглашение по строительству газопровода Nabucco. Попытки Москвы воспрепятствовать этому проекту транспортировки топлива из Каспийского региона в Европу в обход России, предложив в качестве альтернативы проект газопровода по дну Черного моря «Южный поток», потерпели провал. В минувшую пятницу Баку и Ашхабад заявили о готовности участвовать в проекте Nabucco. Причем Туркменистан впервые сделал столь определенное заявление. Таким образом, был решен принципиальный вопрос о странах – поставщиках газа для этого проекта.

Подписание межправительственного соглашения о реализации проекта вкупе с заявлениями Туркменистана о готовности рассматривать Nabucco как один из путей диверсификции поставок газа можно расценить как крах планов Москвы вопрепятствовать строительству этого газопровода. Межправительственное соглашение должны подписать представители Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии. Энергетические компании этих стран являются акционерами проекта с долей по 16,67% у каждой. Шестой участник проекта – германская компания RWE. Общая протяженность газопровода Nabucco, который к 2014 году должен соединить Каспийский регион, Ближний Восток и Египет через Турцию с Болгарией, Румынией, Венгрией, Австрией и с другими странами Центральной и Западной Европы, составит 3,3 тыс. км.

Проектная мощность газопровода Nabucco составит до 31 млрд.

куб. м газа в год. С точки зрения стран – участниц проекта Nabucco, его главное преимущество уже в том, что газопровод пройдет в обход России. Тем самым Евросоюз, получивший негативный опыт в результате нескольких зимних кризисов с поставками российского газа через Украину, стремится диверсифицировать импорт энергоресурсов.

До последнего времени узким местом Nabucco была неопределенность с поставщиками газа для этого проекта. Это давало повод Москве, активно продвигающей идею строительства по дну Черного моря газопровода «Южный поток», скептически оценивать перспективы реализации альтернативного проекта. Премьер Владимир Путин призывал европейских партнеров подумать, «прежде чем вкладывать миллиарды долларов в «трубу», откуда возьмется газ для этой «трубы».

Ответ на этот вопрос дал в пятницу президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. На заседании кабинета министров он заявил, что в стране имеются значительные объемы товарного газа. И этот газ будет направлен в обход традиционных маршрутов транзита, пролегающих через Россию. «Туркменистан, приверженный принципам диверсификации вывода своих энергоносителей на мировые рынки, намерен задействовать имеющиеся возможности для участия в крупных международных проектах – таких, к примеру, как проект Nabucco», – подчеркнул Бердымухамедов. Это заявление немедленно поддержал заместитель госсекретаря США Уильям Бернс, проводивший в Ашхабаде переговоры.

Почти одновременно заявления о поддержке Nabucco прозвучали и в Баку. По итогам встречи с министром энергетики и природных ресурсов Турции Танером Йылдызом глава Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнаг Абдуллаев заявил, что Азербайджан политически поддерживает и отдает приоритет проекту газопровода Nabucco и имеет возможность экспортировать до 50 млрд. куб. м газа в год.

Поворот Азербайджана и Туркмении в сторону Nabucco в немалой степени спровоцировала сама Россия. В 2007 году «Газпром», резко подняв цены на газ для Азербайджана, вынудил его ускоренно разрабатывать месторождения углеводородного сырья на шельфе Каспия. Аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров говорит, что начало масштабной добычи азербайджанского газа все равно было неизбежно. Это случилось бы годом раньше или годом позже. Однако в ситуации, когда решается судьба двух конкурирующих между собой проектов газопроводов, для России было бы предпочтительно, чтобы Азербайджан не успевал в срок подготовиться к участию в Nabucco.

Конфликтная ситуация сложилась этой весной и в газовых отношения Туркменистана и России. Напомним, с 9 апреля «Газпром» резко снизил закупки туркменского газа. «Туркменгазу» было предложено пересмотреть условия заключенного в прошлом году контракта, уменьшив свои поставки пропорционально сокращению экспорта российского газа в Европу. Кроме того, Москва потребовала изменения формулы цены. Если до кризиса Россия стремилась законтрактовать как можно больше газа и готова была привязать цену его закупок к европейским ценам за вычетом транзитной составляющей, то сейчас из-за снижения спроса «Газпрому» приходится выбирать: то ли замораживать собственную добычу и соблюдать контракты, то ли пожертвовать ставшими резко невыгодными договоренностями.

Сокращение закупок сопровождалось взрывом на газопроводе, по которому туркменский газ поступал в Россию. Для Бердымухамедова изменение позиции «Газпрома» стало поводом, чтобы объявить о необходимости создания альтернативных – в обход России – маршрутов транзита газа в западном направлении.

«Стратегические установки России в борьбе за каспийский и среднеазиатский газ были правильными, но тактика не приносит желаемых результатов», – говорит Нестеров, добавив, что Nabucco уже много раз хоронили. Пока участники этого проекта собрали всего 1–2 млрд. из 8 млрд. евро, необходимых для строительства газопровода. Однако когда конкретные контракты на поставки азербайджанского и туркменского газа для Nabucco будут подписаны, остальные деньги удастся найти достаточно быстро, считает эксперт.

По его мнению, пока преждевременно говорить, какой из двух проектов – Nabucco или «Южный поток» – будет быстрее осуществлен де-факто. Но при любом раскладе реализация одного из них как минимум отложит реализацию другого и скорее всего отразится на масштабах. Европе не потребуется столько газа, сколько через несколько лет смогут поставлять существующие, строящиеся и проектируемые газотранспортные системы. «Получается много лишних труб», – резюмировал Нестеров. Он считает, что в данной ситуации России целесообразно было бы готовить базу под экспорт сжиженного природного газа (СПГ), а не занимать упертую позицию в продвижении «Южного потока», чтобы задавить Nabucco.

Игорь Наумов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Дайджест
30 жовтня 2019 року в Україні набув чинності закон про концесію. Як він змінив правила гри на ринку та чи дозволить оновити інфраструктуру в країні?
09.04.21
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!