Подробнее Запомнить город


«Укрзалізниця» сходит с рельсов

Руководство «Укрзалізниці» заявляет о необходимости приостановить реформу на железнодорожном транспорте на время кризиса. Тем временем скорейшие преобразования в отрасли являются основным условием дальнейшего сотрудничества «Укрзалізниці» с Европейским банком реконструкции и развития: банк ставит под сомнение платежеспособность предприятия из-за отсутствия прогресса в проведении структурных реформ.

Как заявил вчера гендиректор Госадминистрации железнодорожного транспорта «Укрзалізниця» Михаил Костюк, реформирование отрасли в условиях экономического кризиса нецелесообразно. «Реформу нужно планировать тогда, когда для этого есть благоприятные экономические и технологические условия. Приостановка данного процесса, сохранение центрального управления, четких хозяйственных и финансовых отношений дают железным дорогам возможность достойно переживать кризис»,— сообщил гендиректор.

Отметим, такие суждения главы железнодорожного ведомства кажутся сегодня согласованными с позицией главы Кабмина Юлии Тимошенко, которая до сих пор не предпринимала активных действий в направлении проведения железнодорожной реформы. С приходом ее на премьерский пост процесс затормозился: в 2006 г. правительство Виктора Януковича утвердило «Концепцию Государственной программы реформирования железнодорожного транспорта на 2007-2015 гг.». Следующим этапом должно было стать принятие самой госпрограммы, однако до настоящего времени она так и не одобрена Кабмином.

В отношении «Укрзалізниці» премьер заняла позицию борца за справедливость, который не дал своим предшественникам приватизировать стратегическое государственное предприятие. Однако эксперты усматривают в действиях Юлии Тимошенко и другой подтекст: в ее нынешнем статусе и организационно-правовой форме «Укрзалізниця» является важнейшим донором для бюджета страны, надежным источником финансовых ресурсов.

«Любые преобразования невыгодны правительству, так как проведение реформы требует средств и одновременно лишит администрацию ее монопольных хозяйственных функций»,— считает директор Центра экономического и политического анализа Александр Кава. Действительно, даже во время кризиса монополия не разочаровала премьер-министра: за первое полугодие 2009 г. железные дороги не только выполнили, но и перевыполнили поставленный перед ними план по чистой прибыли и поступлениям в госбюджет (эти показатели составили 0,093 и 2,104 млрд. грн. соответственно). В то же время, по подсчетам замгендиректора «Укрзалізниці» Владимира Корниенко, проведение реформы потребовало бы от бюджета средств в размере от 100 до 150 млрд. грн.

Стагнация процесса реформы создает сегодня реальную угрозу дальнейшему сотрудничеству украинских железных дорог с мировыми финансовыми институциями. Как заявил вчера «i» ведущий банкир ЕБРР Марк Магалецкий, банк не готов продолжать выделение средств «Укрзалізниці» для финансирования программ обновления подвижного состава и инфраструктуры до начала внедрения структурных реформ. «Мы не видим прогресса в корпоратизации железных дорог. Наша согласованная позиция по этому вопросу нашла свое отражение в договоренностях с украинским правительством и «Укрзалізницею» в 2004 г. в рамках предоставления железным дорогам второго кредита ($120 млн. на приобретение путевых машин и реконструкцию Бескидского туннеля в Карпатах.— Авт.)»,— отметил представитель банка.

По его словам, вопрос реформы поднимался во время заключения последнего контракта с «Укрзалізницею» о предоставлении кредита на $62,5 млн. в январе с.г. (на приобретение грузовых вагонов). «Этот заем стал исключением. Дальнейшее сотрудничество находится в прямой зависимости от прогресса реформирования железнодорожного сектора»,— утверждает господин Магалецкий.

Ситуацией в железнодорожной администрации не на шутку обеспокоился и СНБО. В конце июня на заседании совета было принято решение поручить правительству в кратчайшие сроки начать реформу ж/д транспорта. К настоящему моменту это решение не введено в действие указом президента, как того требует законодательство.

«С дня на день документ должен появиться, и тогда мы узнаем, какой путь реформирования выбран — создание госпредприятия или государственной акционерной компании»,— рассказал начальник Главного управления стратегии и реформирования «Укрзалізниці» Николай Снитко.

Напомним: существуют два варианта стратегии, которые отличаются в части первого этапа реформы — создание ГП и подчинение его Минтранссвязи (лоббируется министерством) и создание ГАК (поддерживается «Укрзалізницею»). «Форма управления не имеет решающего значения. Главное, чего ожидают от реформы,— это пересмотра тарифной политики, либерализации рынка перевозок и разделения функций управления и хозяйствования. Это возможно в рамках как одной, так и второй организационно-правовой формы»,— уверен тем временем эксперт, главный экономист Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизуллин.

Екатерина Гребеник

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
21.04.21
В Верховную Раду внесли законопроект, который обязывает украинских промышленников за четыре года пройти путь модернизации, которым в Европе шагали несколькими десятилетиями.
20.04.21
Россия закрыла до октября проход через Керченский пролив военным и государственным судам Украины. Перекрытие коммерческого судоходства грозит убытками для промышленности региона.
19.04.21
На початку квітня Україна нарешті спромоглася презентувати проєкт другого Національного визначеного внеску (НВВ2), тобто свої зобов'язання щодо зменшення викидів СО2 до 2030 року, відповідно до Паризької угоди.
16.04.21
В інтерв'ю Бізнес Цензор заступник голови Комітету Верховної Ради з питань економічного розвитку Дмитро Кисилевський розповів про причини подовження мита на експорт металобрухту, майбутнє заготівлі і проблеми української металургії через Green Deal у Євросоюзі.
Парламент принял закон о принудительной реструктуризации валютных кредитов. Выгоду получат обеспеченные украинцы, а проиграют — бизнес, клиенты банков и вся страна в целом.
15.04.21
В Украине хотят снизить комиссию, которую банки взимают за обслуживание карт. Такой шаг, по идее, должен привести к снижению цен в магазинах, поскольку ритейлеры признают, что перекладывают свои расходы по эквайрингу на конечного потребителя. Однако эксперты сомневаются, что товары подешевеют.
15.04.21
Семь стран ЕС выступили в защиту равных условий для атомной энергетики в достижении целей Green Deal. Главная задача зеленого перехода - отказ от ископаемых видов топлива, сжигание которых приводит к выбросам СО2. Атомные электростанции абсолютно вписываются в эти требования.
Против членов рейдерской группы Вадима Нестеренко правоохранители также ведут уголовные расследования по фактам гибели 4 человек.
14.04.21
В Украине расширен перечень долгов, которые можно взыскивать со счетов граждан в банках, а сами финучреждения стали подключаться к автоматизированной системе списания
Потребление, торговля и внутренние инвестиции остаются важными и наиболее устойчивыми драйверами роста экономики Украины. А это означает заметно возрастающую роль организованного сетевого ритейла. Источник: https://biz.censor.net/r3259384
13.04.21
12.04.21
09.04.21
08.04.21
06.04.21
02.04.21
01.04.21
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!