Подробнее Запомнить город


У России осталось несколько лет, чтобы "обуздать" Украину

размер текста:

В известной притче волку все равно, за какую провинность съесть ягненка, но "справедливости" ради нужно найти естественную вескую причину, оправдывающую биологическую кровожадность хищника.

Без каких-либо очевидных причин российское руководство ужесточает позицию относительно "стратегических союзников" – Украины и Грузии. Официальному Тбилиси грозят расплатой за развязывание войны, список "нафталиновых" претензий к Киеву длиннее, но назвать и их обоснованными при всем желании тяжело.

Впрочем, понять наших друзей в Белокаменной не так уж сложно: остается очень небольшой шанс реализовать неоимперские проекты на территориях, вплотную прилегающих к "метрополии" и то, если проявить расторопность в ближайшие несколько лет.

Резкое заявление президента РФ Дмитрия Медведева относительно антироссийской политики украинского главы государства многие восприняли как начало кремлевского влияния на ход избирательной кампании в Украине.

Тем более что объективных причин для столь сильного возмущения именно сейчас нет, а проблемы, перечисленные в письме Медведева, накопились в двусторонних отношениях за много лет – это и обиды "ущемляемого" Черноморского флота РФ в Украине, и "кощунственные" желания значительной части украинского общества видеть УПЦ независимой от Москвы, и вопрос вступления нашей страны в НАТО…

Попытки укрепить украинскую государственность подогревают фобии руководства "братской страны", особенно сейчас – накануне серьезных геополитических изменений, в том числе в нашем регионе.

Для России вопрос встал как никогда жестко: либо она отвоевывает в ближайшем будущем право быть влиятельным игроком, либо на длительную перспективу утрачивает даже нынешний статус.

Рискну предположить, что Кремль неизбежно начал бы искать поводы для ужесточения риторики в диалоге с Киевом вне зависимости от выборов в Украине. Подобно тому, как он это успешно практикует в отношении другого "агнца на заклание" – Грузии.

Даже если бы Украина не пыталась выслать российских дипломатов и вела себя образцово, поводы нашлись бы. А резкие шаги наших властей в международной политике и призывы псевдопатриотов показать России "кузькину мать", лишь облегчают задачу Медведеву-Путину.

Кремлевский тандем провоцирует официальный Киева на конфронтацию, чтобы с удовольствием в который раз рассказать своим друзьям в Берлине, Париже и Вашингтоне, как трудно строить партнерские отношения со столь "непредсказуемым и ненадежным" государством.

А перед президентскими выборами в Украине больше шансов на то, что ориентированные на западноукраинский электорат кандидаты в президенты будут вынуждены "достойно отвечать" на всевозможные "закиди" Москвы. Парадокс: так украинские правые неизбежно начинают работать в пользу своих ярых оппонентов в России.

Стратегический приоритет Кремля базируется на желании дать симметричный ответ на вполне определенные шаги Запада и тем самым помешать "антироссийским" геополитикам изменить сложившиеся балансы сил.

К большому сожалению, для администрации демократов, в Москве отлично видят стремление Штатов и Европы в кратчайшие сроки изменить расстановку сил в треугольнике ЕС-Россия-США, для чего западные страны ускоренными темпами начали реализацию проектов диверсификации энергетических поставок в страны Евросоюза.

Обеспечив, таким образом, в значительной степени независимость Европы от российских энергоносителей, Запад позволит себе в будущем быть менее внимательным к российским претензиям в регионе, в том числе, и относительно патроната над постсоветскими государствами.

Но до этого радостного момента украинскому независимому государству еще нужно дожить. В прямом смысле слова. А пока завуалировать свои "коварные планы" западным странам удается слабо, невольно подстегивая кремлевский режим к радикальным действиям. Это еще один казус.

До недавнего времени новые энергетические пути в обход России рассматривались как теоретические, достаточно долгосрочные и не очень беспокоили Белокаменную. У Путина-Медведева появилась серьезная причина для тревоги, когда ЕС форсировал реализацию проекта "Набукко".

Это случилось после очередного газового шантажа, начавшегося в конце мая с заявления РАО "Газпром", который по-дружески предупредил Европу – она может замерзнуть по вине Украины. Пессимистические прогнозы не оправдались, но Евросоюз, напуганный возможностью очередного газового кризиса, на строительство новой трубы в обход РФ намеревается выделить около трети средств из общего бюджета содружества.

По приблизительным подсчетам, на реализацию подобных проектов уходит от пяти до семи лет, таким образом, у России фактически не остается времени на раскачку. Еще одна неприятность для нее состоит в том, что строительство "Набукко" ставит под сомнение целесообразность реализации конкурирующего российского проекта "Южный поток", поскольку оба они будут соперничать за конечного потребителя.

Есть высокая вероятность того, что РФ не сможет сформировать достаточный пул участников и ее проект умрет, не родившись.

Пытаясь выиграть время и удержать позиции влиятельного игрока не только на постсоветском пространстве, но и в диалоге с Брюсселем, Парижем и Берлином, Москва будет всеми возможными путями блокировать новые "шелковые пути" из Азии в Европу.

Простейший метод противодействия – создать очаги напряженности на пути того же "Набукко". Грузия является одной из стран, по территории которой планируется проложить газовую трубу, лоббируемую европейцами. Поэтому неудивительно, что в последнее время все отчетливее слышны угрозы Кремля в адрес официального Тбилиси.

Хотя обоснованных поводов для "российской обеспокоенности" относительно ситуации на Кавказе как раз сейчас нет. Но совершенно очевидно, что Кремлю выгодно развязать в регионе под любым предлогом очередной виток военного конфликта, заставив европейцев отложить амбициозные планы в сфере энергетической безопасности.

Не исключено, что Европе придется вернуться к идее прокладки трубы по территории Армении, в обход Грузии, или же рассмотреть другие варианты.

Если Кремль сможет выиграть время, то будет не столь важно, удастся ли на сегодня администрации демократов реализовать очередные планы по урегулированию на Ближнем Востоке. Поскольку эти проекты также имеют непосредственное отношение к вопросу источников поставок энергоносителей в Европу, а даже один очаг напряженности по пути следования нового газового маршрута способен существенно затормозить его строительство.

Запад почуял неладное в новой жесткой стратегии российского руководства и пытается приспать бдительность Кремля. Именно в этом контексте стоит рассматривать недавнее решение Турции дать добро на реализацию российского "Южного потока".

Действительно, вроде бы не совсем логично выглядела позиция этого, традиционно проамериканского, государства, поддержавшего вначале "Набукко", а позже и конкурирующий "Южный поток". Однако, давая России шанс, Запад постарается в свою очередь выиграть время и снять напряженность на Кавказе.

Этим же целям подчинена и объявленная перезагрузка российско-американских отношений: Белый дом в краткосрочной перспективе постарается не дразнить Кремль и не давать поводов "съесть ягнят" – Грузию и Украину.

Штаты будут призывать друзей в России признавать территориальную целостность других государств, декларировать улучшение отношений между Россией и НАТО, перестанут поднимать "больной" о вопрос расширении Альянса.

Но, похоже, такие успокоительные средства не слишком эффективно действуют – "московский волк" сильно проголодался и ищет поводы проявить основные инстинкты. Его раздражает то, что времени на реализацию неоимперских планов по восстановлению сфер влияния остается все меньше, ведь полностью остановить новые энергетические пути уже нет никаких шансов.

Следовательно, за то время, пока в ЕС еще будут прислушиваться к голосу Москвы, нужно успеть объединить страны бывшего Союза под протекцией "старшего брата". Будут ли это новые образования по типу СНГ, ЕЭП, пока сложно себе представить.

Но слова о том, что якобы уже существует фактически единая (!) газотранспортная система между нашими двумя странами, прозвучали в обращении Медведева к Ющенко. А между независимостью украинского государства и независимостью ее ГТС многие украинские политики небезосновательно ставят знак равенства.

По сути, последнее заявление российского президента можно расценивать как ультиматум украинской власти. Любой. В лице Ющенко, Тимошенко или Януковича. В украинской экспертной среде продолжаются споры относительно того, каким должен быть "наш ответ".

Для Украины не может быть оптимальной угодническая позиция одного пророссийского кандидата в президенты, который незамедлительно согласился с Медведевым и показал Кремлю, как красиво отдельные украинские политики умеют, так сказать, "стоять в раскорячку", выражаясь словами классика российской демократии господина Путина.

В то же время украинской элите не стоит предпринимать и резких шагов в ответ на гневное письмо Медведева. Зачем давать повод сильному быстро и элегантно съесть слабого? Тем более что в Кремле очень надеются на эскалацию надуманного конфликта…

Трагичность испытания, выпавшего на долю Украины, ее независимости, состоит в том, что для антагонистов Кремля она постепенно становится менее важной, чем Грузия. Ведь тут не планируют вести новые, стратегически важные, энергетические пути, если, конечно, не считать таковым проект нефтепровода Одесса-Броды, перспективы заполнения которого для работы в аверсном направлении пока не ясны.

Украина, оказываясь под все большим прессингом Кремля, не может рассчитывать даже на такую же поддержку, которая будет оказана Грузии в подобной ситуации. По крайней мере, первым лицам Украины в переговорах с Москвой в ближайшие несколько лет придется рассчитывать исключительно на свои силы.

А этого времени вполне может хватить "поставить в раскорячку" маленькое государство, особенно, если его новая политическая элита изъявит невиданное верноподданническое умение прогибаться до невероятных глубин.

Или же окажется слишком твердолобой, псевдопроукраинской, сознательно обостряя отношения с разъяренной Москвой. Последней подойдет любой из двух вариантов – силовой или добровольный – для новейшей политической интеграции стратегически важных территорий бывших республик СССР.

Украине остается лишь попытаться выиграть время, не давая поводов для агрессии.

Хочется надеяться на то, что украинская элита еще помнит, как легко оказалось нашим стратегическим партнерам на Востоке спровоцировать на военные действия грузинское руководство и чем это обернулось.

Альбина Трубенкова

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
01.04.21
Рада приняла во втором чтении з/п №4543, который призван разблокировать приватизацию крупных объектов, а также в первом чтении з/п № 4020 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". В бюджет 2021 года заложено 12 млрд грн поступлений от приватизации: 9 млрд грн от продажи крупных объектов госсобственности и 3 млрд грн от малой приватизации.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21
09.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!