Отменим поезда в Россию и заживем. Правда, о людях снова не подумали

Точка зору

В перерывах между переводом железной дороги на евроколею и запуском страны в гиперлуп министр транспорта Омелян иногда возвращается к своим баранам, то есть вопросам железной дороги. Правда, бараны нынче стали очень прытки и практически перебежали к новому, более крутому "пастуху", у которого есть пара домашних "алабаев" для контроля стада. Но не беда. Как показывает практика государственного управления последних лет, дефицит властных полномочий и менеджерских качеств у нас обратно пропорционален количеству реформаторских идей. А если с первыми у отдельных персонажей вообще туго, то они благополучно уходят в управленческую нирвану, то есть задумываются об инновационных проектах. И чем министр "нирванистее", тем его идеи "инновационнее".

Но не гиперлупом единым жив наш чиновник. Еще у него есть неистребимая тяга что-нибудь запретить. И если восточные тираны в средневековье теряли аппетит, если им не удавалось кого-нибудь казнить, то нынешнему украинскому чиновнику фуа-гра не лезет в глотку, если он с утра что-нибудь не запретил. И вот, оторвавшись от карты вожделенной Кубани, до которой "три дня полем и два лесом", министр транспорта, почти как в песне ВВ, решил, что: "Лягає день. Він віддає свої надії ночі. Міністри заморились працювати. Там вогні, яскраві блищуть лампи. Приходьте, люди, на вечір на вокзал, там будуть скасовані маршрути. Там, там маршрути. Та-та-та, маршрути. Маршрути".

Речь идет о недавнем предложении прервать пассажирское железнодорожное сообщение между Украиной и РФ. Тут же появились новые дебютные идеи относительно того, что неплохо бы не останавливаться на достигнутом и, используя эффект внезапности, ликвидировать также автобусное сообщение. Естественно, все это подавалось под пикантным соусом технологий времен второй мировой, наподобие – "вы можете себе представить поезд Москва – Берлин в 1943-м?" Хотя применительно к военной теме более логично было бы остановить грузовое транспортное сообщение, а то как-то странно получается, когда идут эшелоны с топливом, углем, лесом, минеральными удобрениями. Но вопрос грузовых перевозок – это харамная тема для наших министров, маорийское табу. Ведь в случае запрета пассажирских перевозок пострадают простые украинцы: олигархи не ездят в поездах, даже в купейных вагонах, и не пьют чай с металлических подстаканников. Они летают в Москву через Минск. Или через Цюрих.

Зато запрет транспортных перевозок как раз и ударит по интересам финансово-промышленных групп, которые продолжают зарабатывать на российской нефти, сжиженном газе, угле, минеральных удобрениях (в прошлые годы). А наши чиновники готовы бороться с агрессором лишь за счет ущемления интересов простых "гречкосеев", ведь чем они "ущемленнее", тем меньше "гречки" потребуют на ближайших выборах. Если правильно наладить процесс, можно будет и открыткой обойтись.

Но никто и никогда не будет в нынешней системе политических координат "щемить" крупные ФПГ, ведь они в последнее время научились раскладывать яйца, почти как кукушка, в каждом мало-мальски годном "гнезде": и среди "нынешних", и среди "бывших", и среди "будущих", и даже среди любителей футбольных лотерей.

Еще более занятно выглядит аргументация профильного министра. Мол, россияне щемят нас в Азовском море, а мы им за это "защемим" украинцев, едущих в Москву. Логика действительно "железная" – это даже не выстрел себе в ногу, а, скорее, куда-то в другое место повыше. Перефразируя героя известного фильма: "Вы мне, гады, еще за Азовье ответите!"

В 2017 году на российском направлении были перевезены 900 тыс. пассажиров. За январь – июль нынешнего года – 454 тыс., или на 16,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Но это все еще сотни тысяч украинских граждан, и они явно не ехали в Россию в костюмах с отливом на отдых "в Сочах". Это обычные украинские работяги, строители, электрики, водители, которые не могут обеспечить свои семьи за те деньги, что им платят на родине. Можно, конечно, взывать к гражданской сознательности, но мы ведь идем в Европу, а в Европе оно ведь как: никто не будет утруждать себя сложными мировоззренческими рассуждениями, тем более что все они в той или иной мере субъективны. Европеец рассуждает партикулярно: дипломатические отношения не разорваны, война не объявлена, торговля ведется, инвестиции растут, а значит, и рядовой гражданин не ограничен в своих правах. Хоть и едет в чужую страну на свой страх и риск. Но он делает свой осознанный свободный выбор. В Украине же отсутствие четкой государственной политики и низкое качество управления пытаются "захеджировать" морально-волевым фактором, когда главный адресат, к которому апеллируют спорящие, – не МИД, парламент и прочие институты государственного управления, а совесть "маленького" украинца, усиленная безденежьем и отсутствием перспектив.

На данный момент в РФ, по разным оценкам, работают 3 млн наших граждан. Учитывая их семьи в Украине, речь идет о 7-10 млн человек. Возможности их коммуникации с родиной уже и так существенно ограничены. Нет авиасообщения, заблокированы платежные системы. Тот же НБУ практически ничего не сделал для создания в Беларуси альтернативного платежного хаба по обслуживанию транзакций трудовых мигрантов из РФ. Зато те же чиновники Нацбанка очень любят на всевозможных презентациях говорить о росте трудовых трансфертов из-за рубежа. По итогам 2017-го из России в Украину было перечислено почти 1,4 млрд долл. денег "заробитчан", или 15% от общего объема.

В случае блокировки транспортного сообщения с РФ речь пойдет не так о прямых потерях, как о косвенных. Хотя и прямые также велики. Данное направление является наиболее прибыльным для "Укрзализныци" и, кстати, обслуживается преимущественно ее подвижным составом. В направлении ЕС по причине различий в стандарте колеи пассажирские перевозки будут увеличиваться крайне медленно (по железной дороге). Внутренние маршруты убыточны. Среди пяти самых прибыльных маршрутов прошлого года: два на Москву, один в Санкт-Петербург, один во Львов и один в Одессу. Прибыль исчисляется сотнями миллионов гривен. А потеря выручки может достигнуть 2 млрд в год. Напомним, показатель EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации) "Укрзализныци" за 2017 год составил 20 млрд грн. Таким образом, отмена "восточных экспрессов" может привести к потере значительной части прибыли компании. Кроме того, часть подвижного состава придется перебросить на дотационные внутренние маршруты, а часть персонала и вовсе сократить, что еще больше увеличит расходную часть.

Но наибольшее влияние окажут косвенные потери – сокращение трудовых трансфертов, сопоставимое с одним вожделенным траншем МВФ, и изменение характера трудовой миграции. Сейчас она преимущественно маятниковая, а может стать постоянной. Испытывая трудности с передвижением и перечислением денег, большая часть трудовых мигрантов может навсегда осесть в РФ, перевезя туда и родных. Меньшая часть вернется на родину, вот только что она сможет им предложить взамен? Среднюю зарплату в размере 280 долл. и отсутствие перспектив? Да, и еще гиперлуп, но он сможет заинтересовать примерно 3% с сезонными обострениями. Конечно, некоторые вспомнят фразу Кеннеди: "Не спрашивай, что родина может сделать для тебя, скажи, что ты можешь сделать для нее". Но мы не в США, а правят нами не Кеннеди и даже не Никсоны.

Так что еще годик наши министры будут бороться с агрессором до последнего украинца, иногда прерываясь на грезы о гиперлупе. Но как хотелось бы сформировать первую капсулу в нем из нынешних чиновников.…

Алексей Кущ

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢