Подробнее Запомнить город


Регулирование цен на бензин. Справедливо ли взбунтовались АЗС и что будет дальше

размер текста:

Введение государственного регулирования цен на топливо не гарантирует его стабильной цены. Стабильным может быть только заработок автозаправочных станций (АЗС). Но почему они недовольны возможностью торговой наценки в 5-7 грн на литр и как отреагирует рынок?

История сдерживания цен на бензин

Правительство озаботилось ситуацией на рынке нефтепродуктов еще в марте, когда заметило, что цены на топливо за январь-февраль выросли более чем на 4 грн за литр. Но при этом закупочные цены на топливо выросли еще значительнее — на 5,1-5,6 грн за литр, а значит были все предпосылки для того, чтобы в течение марта цены в Украине подросли еще на 1-1,5 грн.

В результате долгих переговоров 2 апреля Кабмин и Нефтегазовая Ассоциация Украины (НАУ), отраслевое объединение, представляющее интересы крупнейших игроков нефтегазового рынка, подписали меморандум. По его условиям, НАУ должно было сообщать правительству о компаниях, которые занимаются производством и продажей фальсифицированного топлива, а власть пообещала бороться с теневиками. Также Кабмин обязывался не допускать дискриминации на рынке и способствовать свободному ценообразованию, а компании — уплачивать в полном объеме налоги…

Формально этот меморандум носил чисто декларативный характер, поскольку каждая из сторон в нем выполнять делать то, что и так должна была делать, а никаких обязательств по поводу сдерживания цен в нем не было. Но, выполняя неформальные договоренности с властью, продавцы топлива цены в апреле все же сдержали — по данным мониторинга Консалтинговой группы А-95, в апреле цифры на табло автозаправок практически стояли на месте.

Однако уже в мае продавцы начали повышать цены, поскольку посчитали, что правительство свои обязательства по борьбе с фальсифицированным топливом и его реализаторами выполнило формально, и "серые" заправки работают как прежде. В итоге за первые две недели этого месяца в среднем по стране цены на бензин А-92 выросли на 0,67 грн, до 28,44 грн за литр, а на бензин А-95 — на 1,8 грн, до 29,45 грн за литр.

Но это в среднем по стране. На некоторых "премиальных" заправках, где традиционно высокая стоимость топлива (ОККО, WOG, Sokar), ценники на стеллах перешагнули рубеж в 30 грн за литр, и бензин А-92 предлагался по цене 31,28 грн, а А-95 — по 32,28 грн.

Такие высокие прайсы возмутили власть, и она решила действовать — 11 мая Кабмин ввел декларирование роста цен на бензин и дизтопливо свыше 1%: если продавец собирался повысить их сверх этой отметки, то должен был задекларировать это за 20 дней до повышения и известить Госпродпотребслужбу.

Кардинальные меры

А уже 14 мая Кабмин нанес новый удар — ввел государственное регулирование цен на топливо. Правительство на период карантина установило предельные уровни торговой надбавки к цене топлива: на дизельное — не выше 7 грн за литр, на бензин — не выше 5 грн за литр. При этом средняя стоимость дизтоплива и бензина, которая включает акцизный налог и НДС, должна рассчитываться на основании данных Platts CIF NWE за предыдущий календарный месяц/декаду. Таким образом, средняя цена на вторую половину мая на дизельное топливо должна составлять с учетом этой наценки 27,89 грн за литр, а бензинов — 30,22 грн.

Однако это привело к тому, что компании, торгующие "премиальным" топливом — OKKO, WOG, KLO и Socar, прекратили его продажу, заявив, что это невыгодно и несет убытки. Кроме того, Socar временно прекратила начисление дополнительных скидок для своих клиентов, а сеть KLO ограничила срок действия уже выданных купонов на скидки (пользователи соцсетей сообщали, что их купоны вообще аннулировали).

Нужно ли регулирование: недовольных много

Действия Кабмина раскритиковали практически все. Нефтегазовая ассоциация Украины призвала отказаться от регулирования розничных цен, заявив, что это ограничивает конкуренцию и дискриминирует розничных игроков — введение предельных ценовых надбавок сузит их возможность оперативно реагировать на быстро меняющиеся условия на рынке, а при этом все преимущества получат работающие "в тени" продавцы, которые смогут увеличить объемы продаж. Против госрегулирования цен на топливо выступила Европейская бизнес-ассоциация и Федерация работодателей Украины. По поводу действий Кабмина негативно высказался и спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков.

Сергей Сапегин, директор Научно-технического центра «Психея», считает, что, введя госрегулирование, власть применила самый сильный инструмент для сдерживания цен, который логично было бы использовать в последнюю очередь. "Это очень жесткая мера", — отметил он.

При этом Консалтинговая группа "А-95" подсчитала, что в январе-апреле фактические цены на топливо были ниже, чем тот уровень, который получается по утвержденной методологии Кабмина. Но при этом в обозначенный властью предел цен не попадали около 1 тыс. АЗС (14% рынка), которые преимущественно приходятся на сети OKKO, WOG, Socar и Shell — у них в январе-апреле цены были выше расчетного уровня Минэкономики по бензину А-95 на 0,6-2,4 грн за литр, по дизтопливу — на 0,8-2,5 грн.

А поскольку подавляющее число украинских АЗС в этом году и так продавало топливо в ценовых пределах, которые обозначила власть, то остаются непонятными предпосылки введения госрегулирования и его цели, заявил директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

Поэтому правительство было вынуждено в воскресенье вечером разъяснить, что госрегулирование не распространяется на брендовое топливо с улучшенными показателями качества, маркировка которого содержит торговую марку и предлагается на заправках по более высоким ценам.

В свою очередь Офисе Президента заявили, что прекращение продаж брендового топлива — демонстрация монопольного сговора сетей. По словам заместителя главы ОП Юлии Свириденко, ни одна из сетей не везет в Украину отдельное топливо для продажи его как брендового — оно становится таковым, когда на нефтебазе в него добавляется специальная присадка, цена которой почти не влияет на конечную цену продукта, но покупатели при этом платят за него почти $50 на каждой тонне. Поэтому нет никаких оснований для ограничения продажи такого брендового топлива. "Единственная цель — давление на правительство", — заявила она.

Но в то же время директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн возразил, что доля брендового бензина в Украине — 10%, и остановка его продажи стратегически на рынок не влияет. Также на сети ОККО и WOG, которые пока не возобновили продажу брендового бензина по цене выше регулируемой, на двоих приходится чуть больше 10% АЗС в целом по стране. "О каком монополизме речь?", — сказал Сергей Куюн.

Тем не менее установленные максимальные торговые наценки в 5 и 7 грн позволяют рынку стабильно работать, и катаклизмов от этого регулирования пока не предвидится. "На рынке никто не остановился, нет массового закрытия АЗС. Отреагировали только две сети (прекратили продажу премиального топлива, — ред.). Но премиальное топливо продают многие компании, и только две сказали, что у них экономика не складывается", — отметил Сергей Сапегин.

А цены — подросли

Регулирование цен, которое должно было сдержать их рост, в действительности возымело обратный эффект. По словам Сергея Сапегина, максимальные расценки на рынке не исчезли, они даже немного подросли, поскольку трейдеры увидели риски и стали закладывать их в цены. При этом подорожало топливо и на заправках, которые относятся к нижнему ценовому сегменту — некоторые трейдеры услышали о максимальной торговой надбавке в 5 и 7 грн и стали применять их, повышая свои надбавки до этого уровня.

А это повышение коснется потребителей, традиционно использующих дешевое топливо — перевозчиков пассажиров и грузов.

Введение максимальных торговых наценок не гарантируют стабильности цен на топливо — стабильными будут сами наценки, но топливо на АЗС может вырасти из-за повышения оптовых цен на него. Украинский топливный рынок много лет "привязывали" к европейским котировкам — Platts и Argus — и теперь они заложены в контракты импортеров. Таким образом участники рынка снимают с себя риски: если Platts и Argus растет, то автоматически весь рынок идет вслед за этими индикаторами. Если бы не эта привязка, то трейдеры бы брали на себя больше рисков, не строили бы такие гигантские и дорогие автозаправочные комплексы, работали на бюджетных заправках, автомобилисты не пользовались услугами заправщика на АЗС, но при этом цена топлива была бы на 5-10 ниже. "А это очень существенно для экономики: когда 80% топлива — импортное, то деньги уходят из страны", — сказал Сергей Сапегин.

Вполне возможно, что у власти для введения регулирования цен были свои резоны. В прошлом году экономика Украины падала (номинальный ВВП сократился на 4%), останавливались бизнесы, а, как отметил Сергей Сапегин, одна из крупнейших торговых компаний, владелец сетей АЗС, увеличила свою прибыль с 900 млн грн до 1,5 млрд. "Может, это и стало толчком к тому, что правительство обратило внимание: экономика — все хуже и хуже, а прибыль некоторых участников рынка — все выше и выше?", — отметил он.

Тем не менее в ближайшее время ожидать роста розничных цен из-за повышения оптовых котировок не стоит: оптовые цены на дизтопливо снижаются, а на бензин — пока стоят на месте.

Александр Суков

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
14.06.21
На климатическом Саммите в Глазго, который пройдет в ноябре, Украина должна презентовать Второй национально-определенный вклад в Парижское соглашение (НОВ-2). Очень важно, чтобы наши амбиции подкреплялись экономическими аргументами и реальными возможностями промышленности, а не просто желаниями украинских чиновников удивить мир.
В Украине стремительно дорожают коммунальные услуги, продукты питания и другие блага. Что происходит и как быстро будут расти цены впредь?
11.06.21
11.06.21
По результатам 2020 года только металлургические предприятия перечислили в бюджет 298 млн грн эконалога. Сумма немалая, однако ощутимого улучшения состояния окружающей среды мы не увидели потому что большая часть этих средств бесследно растворилась в бюджетах всех уровней.
10.06.21
10.06.21
Глава ЕС по климату Франс Тиммерманс отметил, что беднейшие страны мира будут освобождены от СВАМ. Возможно, в их числе окажется и Украина. И тут дилемма: нам нужно будет радоваться тому, что нас освободили от СВАМ или грустить от того, что мы списке бедняков.
09.06.21
09.06.21
НДТМ – сборник наилучших технологий – должен быть значительно доработан. Сейчас это просто набор технологий, который был взят из европейского законодательства и переведен на украинский язык – хотя даже непосвященным понятно, как велик технологический разрыв между украинскими и европейскими предприятиями.
08.06.21
08.06.21
Украина слишком много надежд возлагает на международных партнеров. Но мы видим, что очень часто Запад выбирает свои национальные интересы если это необходимо их стране.
07.06.21
Традиційного для кінця року бою за розподіл бюджетних коштів може більше не бути. На початку червня Кабмін ухвалив документ, у якому в загальних рисах зафіксовано, скільки і з кого держава збере податків, скільки і кому грошей роздасть. Не лише у 2022 році, а до 2024 року включно.
Пока в Украине продолжается обсуждение нормативной базы для экспортно-кредитного агентства (ЭКА), зарубежные компании уже давно используют этот инструмент, захватывая украинский рынок и вытесняя с него местных производителей.
04.06.21
04.06.21, Сегодня
Украинско-белорусская торговая война добавила проблем нашим автомобилистам: над ними нависла угроза дефицита белорусского топлива. Может ли Украина из страны-импортера топлива превратиться если не в его экспортера, то хотя бы обеспечить внутренние потребности, чтобы не зависеть от внешнего рынка.
03.06.21
03.06.21
В пылу дискуссии у Василия Голованова на "Украина 24" в студии возник непростой вопрос, который породил полуторачасовой спор "как сделать украинцев обеспеченными и состоятельными. И возможно ли это?"
02.06.21
31.05.21
28.05.21
27.05.21
25.05.21
20.05.21
19.05.21
18.05.21
17.05.21
14.05.21
13.05.21
07.05.21
05.05.21
29.04.21
28.04.21
27.04.21
26.04.21
23.04.21
21.04.21
20.04.21
19.04.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!