Подробнее Запомнить город


Конец сезона бензинового послабления

размер текста:

Несвойственная зимнему периоду тенденция роста цен на АЗС, мягко говоря, настораживает. Но эксперты уверяют - причин для стабилизации, увы, нет.

Обвальное снижение стоимости мировых цен на нефть, наблюдавшееся во второй половине прошлого года, позволило и украинским бензиновым магнатам побаловать потребителей некоторым ценовым послаблением.

Однако резвый рост курса доллара внутри страны, к которому привязаны украинские нефтетрейдеры, во многом нивелировал нисходящие тренды мировых рынков. При такой курсовой ситуации терять прибыль нашим нефтетрейдерам было явно не на руку.

Антимонопольный комитет Украины в декабре возбудил дело по факту резкого роста цен на светлые нефтепродукты. На тот период цены повысились в среднем на 5-7%, тогда как мировые цены на нефть еще продолжали снижаться. Исполняющий обязанности главы АМКУ Александр Мельниченко даже призвал нефтетрейдеров пересмотреть цены адекватно снижению стоимости нефти на мировом рынке.

Очевидно, нефтетрейдеры вняли призыву, и как только вектор цены на мировых рынках изменился, внутренние цены на горючку пришли в соответствие с глобальными тенденциями.

Но не только колебанием цен на нефть и нефтепродукты в мире вызвано нынешнее повышение цен на бензин. Исполнительный директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн в интервью ИА "Интерфакс-Украина" заявил, что рост цен на бензин и дизельное топливо в Украине с начала 2009 года вызван преимущественно ожиданиями компаний повышения акцизов на эти продукты. "Повышение цен на нефтепродукты, произошедшее в первые дни января, следует воспринимать как следствие некоторой неразберихи вокруг сроков и параметров повышения акцизов и начала их действия, а также традиционными колебаниями цен в период новогодних праздников", - сказал Сергей Куюн.

Эксперт подчеркнул, что обычно в этот период реальные сделки по купле-продаже нефтепродуктов не заключаются, поэтому повышение оптовых цен также следует рассматривать как своеобразную подстраховку и излишне пессимистичные ожидания производителей.

"Последние вынуждены избирать такую позицию в связи с низкой рентабельностью своей работы и связанными с этим рисками получения убытков", - отметил С. Куюн.

По его оценкам, повышение акциза на бензин на 50 евро за тонну с учетом НДС и курса евро, к примеру, на уровне 10,48 грн./евро, составит около 630 грн./тонна, что в розничном сегменте может повысить стоимость этого продукта на около 47 коп./литр.

Кроме того, эксперт отметил, что произошедший на европейском рынке скачок цен на нефтепродукты с начала года приблизительно на 23% также стал одним из факторов удорожания бензина в Украине.

Моторное топливо уже подорожало в рознице на 35-40 копеек за литр, дальше - больше.

В условиях повального снижения темпов производства, а следовательно, снижения спроса на топливном рынке рост цен на бензин, на первый взгляд, выглядит нелогичным. Однако трейдеры уверяют, что от них в нынешних реалиях ничего не зависит.

Факторы роста

Глава крупнейшего нефтетрейдера Донецкого региона - компании "Параллель" - Дмитрий Кулик заявил "Салону", что на ценообразование в сегменте ГСМ сейчас оказывают влияние, по крайней мере, три фактора.

Во-первых, это резкий и непредсказуемый скачок курса доллара и евро, то есть валюты, за которую трейдеры закупают импортные нефтепродукты, доля которых на украинском рынке ГСМ сейчас достигает 70%.

Во-вторых, Верховная рада утвердила новый размер акцизной ставки на моторное топливо. Акциз на бензины повысился на 50 евро за тонну - с 60 до 110 евро, поэтому при курсе евро 10,31 грн./евро повышение на одном литре, по нашим данным, составляет 50 - 55 копеек.

Третий серьезный фактор - это значительное подорожание отечественных бензинов и дизельного топлива в закупке. С 5 января украинские НПЗ подняли отпускные цены на нефтепродукты на 1-1,5 тыс. грн. за тонну. Закупочная цена Кременчугского НПЗ поднялась на 1,17 -1,25 грн. за литр по сравнению с 30 декабря 2008 года, то есть более чем на 1-1,5 тыс. грн. за тонну, тогда как в декабре, по данным нашей компании, украинские НПЗ плавно снижали цены в первой половине месяца (в среднем на 375 грн./тонна) и умеренно повышали во второй - в целом на 632 грн./тонна.

"Влияние этих трех факторов, а также существующие на рынке ожидания по поводу возможного введения 13% пошлины на импорт уже привели к подорожанию моторного топлива в рознице на 35-40 копеек за литр, и мы прогнозируем рост цен и в дальнейшем", - заявил Дмитрий Кулик.

НПЗ теряют объемы

Информация, которая поступает от нефтеперерабатывающих заводов, негативна не только в ценовых параметрах. По итогам 2008 года НПЗ массово сократили производства. Так, Лисичанский нефтеперерабатывающий завод в минувшем году сократил переработку нефтяного сырья на 28,2% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года - до 4 млн. 59 тыс. тонн. Дрогобычский нефтеперерабатывающий завод в 2008 году переработал 569,8 тыс. тонн нефтяного сырья, что на 13,9% меньше, чем за 2007 год. Надвирнянский нефтеперерабатывающий завод в прошлом году переработал 317 тыс. тонн нефтяного сырья, что на 63,2% меньше, чем за 2007 год. Более того, 15 января Надвирнянский нефтеперерабатывающий завод остановил производство продукции. Причина - отсутствие разрешения Госпотребстандарта на производство нефтепродуктов с содержанием серы более 0,2%, хотя в настоящее время на предприятии ведется реконструкция, которая позволит выпускать продукцию необходимого качества, но предполагается, что завершена она будет в течение трех лет.

По прогнозам экспертов, в этом году можно ожидать переработку нефти не больше 11-12 млн. тонн, и производство нефтепродуктов существенно сократится.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
13.04.21, GMK Center
СВАМ лишит Украину конкурентных преимуществ – доступа к ресурсам железной руды. СВАМ дискриминирует кислородно-конвертерную технологию, которая использует в качестве основного сырья для производства чугуна и стали железорудное сырье.
13.04.21, Антикор
Коли президент Володимир Зеленський та його команда прийшли до влади, вони обіцяли соціальний ліфт для молоді. І вони його зробили. Уродженець Херсона 1988 року, конвертатор Євген Пуля сміливо може казати, що команда Зеленського надає можливості росту для молоді. Але звичайно не всім, тільки наближеним особам до офісу президента.
12.04.21
30 жовтня 2019 року в Україні набув чинності закон про концесію. Як він змінив правила гри на ринку та чи дозволить оновити інфраструктуру в країні?
09.04.21
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
01.04.21
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!