Подробнее Запомнить город


Японский ступор

размер текста:

С дефляцией Япония столкнулась в начале 1990-х годов. На преодоление рецессии она потратила 10 лет, к которым навсегда приклеилось название потерянное десятилетие. Но даже после того как власти, наконец, добились роста индекса цен в 2006–2008 гг., экономика так и не вернулась к докризисным показателям.

Ледниковый период

С дефляцией Япония столкнулась в начале 1990-х годов. На преодоление рецессии она потратила 10 лет, к которым навсегда приклеилось название потерянное десятилетие. Но даже после того как власти, наконец, добились роста индекса цен в 2006–2008 гг., экономика так и не вернулась к докризисным показателям.

Затянувшейся стагнации предшествовал бурный рост инвестиций. За пять лет, начиная с 1984-го, фондовый индекс Nikkei вырос в 4 раза. Земля в Японии подорожала вдвое. Финучреждения охотно инвестировали в акции и недвижимость, ожидая дальнейшего роста экономики страны. Но на рубеже 1989 и 1990 гг. пузырь лопнул. В течение следующих четырех лет рыночная цена финансовых активов страны упала на 1000 трлн иен, ударив по промышленному сектору. Экономика государства вошла в полосу длительного застоя, сопровождавшегося дефляцией.

Одной из основных предпосылок кризиса стал высокий уровень сбережений населения, традиционно характерный для Японии: по среднестатистическим данным, рядовая японская семья откладывала около 18–20% годового дохода. Как результат — ограниченный потребительский спрос и переизбыток капитала. Излишнюю ликвидность создавал и продолжительный экспортный бум. Но основную вину за надувание пузыря современные экономисты возлагают на США. В 1985 году Америка, не справлявшаяся с переоцененным долларом, договорилась с Японией, Германией, Англией и Францией девальвировать нацвалюту относительно валют этих стран. За два года курс японской иены к доллару вырос почти на 50%. Одновременно с ревальвацией иены японскому правительству из-за резкого снижения инфляции пришлось снижать учетную ставку с 5% до 2,5%, что впоследствии и привело к надуванию фондового пузыря. Приостановить ненормальный рост фондового рынка власти попытались, но делали это, вновь и вновь манипулируя курсом. В результате учетную ставку подняли до 6%: рынок рухнул, что на фоне замедления роста ВВП оказалось губительным для экономики.

Но власти не торопились смягчать денежную политику. С нерешительностью главного банка Японии экономисты связывают тяжесть кризиса, охватившего Страну восходящего солнца. Центробанк выжидал долгих 17 месяцев, и только в 1991–1993 гг. учетную ставку опустили до 2,5%. Нулевой уровень был достигнут лишь в 1999 году. Кстати, в 2008-м ФРС США оказалась расторопнее и снизила учетную ставку практически до нуля уже к концу кризисного года. Урок Японии не прошел даром.

Усугубляла дефляционную спираль и ревальвация иены по отношению к доллару, продолжавшаяся до 1995 года. Бездействие японского центробанка вынудило Большую семерку согласованно снизить курс иены. Параллельно японский гарант начал подпитывать финансово проблемные банки, опустив ставку до 0,5%. Но этим остановить дефляцию уже было невозможно — приток инвестиций в экономику почти иссяк.

Первые признаки оживления появились лишь после наращивания государственных инвестиций в основной капитал — ВВП увеличился на 5%. Правда, заплатить пришлось за счет огромного дефицита бюджета, превысившего к концу 1990-х 10% валового внутреннего продукта.

Фальстарт

В 1997 году власти Японии, решив, что кризис уже преодолен, ужесточили фискальную политику: отменили льготы по подоходному налогу, увеличили ставки налога на потребление и отчисления по медстрахованию. Эти действия, а также кризис в Юго-Восточной Азии привели к сокращению ВВП на 2,5% в 1998-м. Годом ранее обанкротилось два крупных финансовых учреждения страны — банк Hokkaido Takushoku Bank и компания по управлению активами Yamaichi Securities. Их не стали спасать. Но в 1998-м японские власти, убедившись в реальности падения финансовой системы страны, кардинально изменят политику — увеличат госинвестиции, снизят налоговое давление. Банковская помощь, направленная на поддержку экономической системы, достигнет 12% ВВП. Государство начнет покупать привилегированные акции финструктур и облигации, чтобы избежать банкротств.

Как позднее признался министр финансов Японии Эйсуке Сакакибара, полное восстановление банковского сектора так и не произошло. Оно было возможным лишь при условии оздоровления отраслей-заемщиков — торговых и строительных компаний, которые не провели реструктуризацию бизнеса.

Японское правительство постоянно реализовывало бюджетные программы фискальной стимуляции, а источником денежного предложения была покупка банками правительственных облигаций. При этом спрос на японскую продукцию в мире не уменьшался. Но только в 2006 году наметился рост ВВП, и члены совета директоров центробанка Японии заявили о «постепенном уходе от политики количественного смягчения» (удерживание кредитных ставок на нулевом уровне (0,001%) и накачка банков наличностью путем покупки их ценных бумаг). Но не успела Япония выйти из кризиса, как вновь начинает борьбу с замедлением роста экономики.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
01.04.21
Рада приняла во втором чтении з/п №4543, который призван разблокировать приватизацию крупных объектов, а также в первом чтении з/п № 4020 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". В бюджет 2021 года заложено 12 млрд грн поступлений от приватизации: 9 млрд грн от продажи крупных объектов госсобственности и 3 млрд грн от малой приватизации.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21
09.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!