Подробнее Запомнить город


Кто достоин быть министром?

размер текста:

После того, как провалилась попытка проголосовать вотум недоверия правительству Юлии Тимошенко, наибольший интерес в околополитических кругах вызывает тема обновления персонального состава Кабинета Министров.

В СМИ активно обсуждается вопрос о том, кого из нынешних министров могут отставить, и кто может прийти им на смену. Но вот проблема: кто достоин быть министром, а кто нет? По каким критериям отбирать претендентов на министерские посты?

Эти, казалось бы, банальные вопросы на самом деле очень не просты. Например, Анатолий Гриценко, бывший министр обороны, утверждает, с присущей ему прямотой, что 80% нынешнего состава Кабмина необходимо отправить в отставку, поскольку профессиональные качества этих министров не соответствуют уровню правительства и вызовам экономического кризиса.

Регионалы криком кричат о непрофессионализме правительства Тимошенко. Несколько раньше во всех смертных грехах, в том числе и в непрофессионализме, обвиняли и первое и второе правительство Виктора Януковича.

Как определить степень профессионализма нынешних и будущих министров? По наличию образования и опыта работы, соответствующих отраслевому профилю министерства? Но, как известно, в политической практике большинства европейских стран член Кабинета Министров является политическим руководителем, а не отраслевым администратором.

Высокий уровень отраслевой профессиональной компетентности – дополнительный и существенный плюс для кандидата на пост министра, но не обязательное условие. Главная задача министра – осуществление в министерстве общей правительственной политики и координация деятельности министерства с другими центральными органами исполнительной власти. Возможный недостаток отраслевой компетентности компенсируется заместителями министра, которые и выступают в роли отраслевых администраторов.

Министр – в первую очередь политический менеджер. И главные требования – к его управленческим и политическим качествам. В условиях социально-экономического кризиса требуются сильные антикризисные менеджеры. Но министр – это еще и политик. А это значит, что он должен обладать стратегическим мышлением и волей, позволяющей реализовывать стратегические задачи, стоящие перед отраслью.

Увы, но большинство нынешних и бывших министров, занимались в основном оперативной текучкой, а не стратегическими проблемами.

Еще одно качество, важное для министра-политика, – талант коммуникатора. В современном демократическом обществе надо уметь доносить свою позицию идеи, убеждать в своей правоте и премьер-министра, и рядовых граждан, соприкасающихся с деятельностью твоего министерства, и даже своих подчиненных.

Это уже не говоря о моральных качествах. Сложнее всего – устоять перед соблазном использования высокой должности для личного обогащения.

Впрочем, хватит. Список высоких требований к потенциальным министрам можно продолжить и далее, но, боюсь, возникнет напряг с претендентами, которые могут соответствовать этим требованиям.

Если оценивать ситуацию по конкретным персоналиям, то проблема оценки профессиональных качеств выглядит еще сложнее.

Вот, например, нынешний министр экономики – Богдан Данилишин. Когда его назначали на должность, от многих коллег-экономистов приходилось слышать хорошие отзывы о нем как о высокопрофессиональном ученом-экономисте. Но сейчас слышно и много критики в адрес Данилишина как министра.

Однако Данилишин абсолютно лоялен премьеру и исполнителен. Поэтому его вроде бы оставляют на посту министра, а руководство ведомства усилят на уровне одного из заместителей министра. Поговаривают, что на этот пост прочат Владимира Ланового, одного из крупнейших украинских специалистов по макроэкономике, который к тому же имеет опыт работы и министром экономики, и вице-премьером.

В качестве одного из главных кандидатов на замену называют министра юстиции Николая Онищука. Его профессиональные качества не подвергаются сомнению. В данном случае другая проблема – Онищук представляет президентскую команду, которая ныне находится в жесткой конфронтации с премьер-министром Тимошенко.

И вот вам еще один критерий при формировании нового состава Кабмина – необходимость создания политически однородной и сплоченной правительственной команды. Иметь политически расколотое правительство – непозволительная роскошь в условиях экономического кризиса. В этой связи участие в правительстве Тимошенко регионалов возможно только в том случае, если они будут действовать в рамках общей, согласованной программы действий.

На пост министра юстиции от фракции НУНС выдвинуты сразу две кандидатуры – Виктор Мусияка и Алексей Резников. Виктор Лаврентьевич хорошо известен и как профессиональный юрист и как политик. Мусияка – очень принципиальный человек. В свое время, будучи представителем президента в парламенте, он не побоялся пойти на прямой конфликт с Кучмой.

В 2007 году Мусияка отказался баллотироваться в Верховную Раду в списке блока НУНС, поскольку не считал для себя возможным входить в политическую силу, которая поддерживала Виктора Ющенко. Такой принципиальный политик как Мусияка был бы очень кстати на посту министра юстиции при нынешних проблемах в судебной и правовой системе. Но вот вопрос – а уживется ли он с премьером Тимошенко?

У Алексея Резникова нет такого политического опыта, как у Мусияки. Но он известен и как талантливый юрист, и как блестящий коммуникатор, и как сильный менеджер. Наверняка Юлия Тимошенко предпочла бы иметь на посту министра юстиции представителя БЮТ, но по коалиционным раскладам – это квота фракции НУНС.

Квотный принцип и партийные интересы будут иметь едва ли не решающее значение при обновлении правительства Тимошенко. В том числе и потому, что нужны будут голоса 226 депутатов от разных политических сил для утверждения соответствующего решения в парламенте. Квоты квотами, а ответственность за профессионализм новых министров будут нести выдвинувшие их политические силы и премьер-министр.

Среди претендентов на посты вице-премьеров называют имена Виталия Гайдука, Петра Порошенко и Сергея Тигипко. Каждый из них много добился и в политике и в бизнесе. Есть и опыт работы на высоких постах в системе государственного управления. У каждого есть и свои многочисленные критики.

Но очевидно, что с помощью новых вице-премьеров Тимошенко стремится усилить и управленческий уровень правительственной команды, и ее динамику. Премьеру нужны сильные антикризисные "пристяжные" для того, чтобы вместе тянуть правительственный воз. К тому же Порошенко и Тигипко являются опытными коммуникаторами.

Многих удивило выдвижение Петра Порошенко на пост гуманитарного вице-премьера. Но рискнем предположить, что традиционное распределение функций и зон ответственности между вице-премьерами может быть изменено.

Петр Алексеевич хорошо знаком с бюджетной и монетарной политикой. И эти его навыки могут быть востребованы в правительстве. Если его делегируют на кураторство гуманитарной сферы, то наверняка с учетом приоритетности таких задач как инвестиционное обеспечение Евро-2012 и бюджетная сбалансированность социальной политики.

У всех троих претендентов на вице премьерские должности есть и общая проблема. Все они – выходцы из большого бизнеса. Впрочем, как оказалось, Юлию Тимошенко это не смущает. Она уже привлекала крупных бизнесменов (Сергей Буряк, Валерий Хорошковский) на работу в исполнительную власть. Ей в первую очередь нужны сильные менеджеры, остальное – дело контроля, и премьерского и общественного, за их деятельностью. В последние годы именно большой бизнес становится одним из главным источников новых менеджерских кадров для системы госуправления.

Необходимость обновления правительства Тимошенко абсолютно очевидна. Противостоять кризису должна и более сильная и более сплоченная правительственная команда. Но в контексте обновления персонального состава Кабмина станет очевидной и другая проблема. В стране дефицит сильных менеджеров, способных эффективно проводить качественно новую государственную политику.

Это касается и различных политических сил, и внепартийного управленческого сегмента. Идеальных кадровых вариантов просто не существует. У каждого претендента на министерский пост априори можно найти свои минусы и изъяны.

Выбирать придется из тех, кто уже показал свои возможности и готов работать в правительстве в условиях кризиса. И круг этих людей очень ограничен. Кто окажется достойным министром покажет только практика. Главным кадровым селекционером будет кризис.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
01.04.21
Рада приняла во втором чтении з/п №4543, который призван разблокировать приватизацию крупных объектов, а также в первом чтении з/п № 4020 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". В бюджет 2021 года заложено 12 млрд грн поступлений от приватизации: 9 млрд грн от продажи крупных объектов госсобственности и 3 млрд грн от малой приватизации.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21
09.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!