Акимова бьет тревогу – на социнициативы может не хватить денег
НовиниАдминистрация Президента Виктора Януковича пришла к выводу, что из-за спада в экономике на фоне неблагоприятной внешней конъюнктуры бюджет не добирает запланированные налоговые поступления. В результате под угрозой оказалось выполнение социальных инициатив президента, считают в АП. Об этом пишет "Зеркало недели. Украина".
Как констатируется в письме за подписью первого заместителя главы президентской администрации Ирины Акимовой, "итоги января-июля 2013 г. свидетельствуют, что напряженность ситуации в бюджетной сфере растет".
При этом отмечается, что в целом за 7 месяцев текущего года доходы общего фонда госбюджета на 354,9 млн грн., или на 0,2%, отстали от запланированного на этот период объема поступлений. При этом объем налоговых поступлений не дотянул до плана на 3,2 млрд грн., в то время как Национальный банк перечислил в госбюджет 12,5 млрд грн. (на 4 млрд больше запланированного на этот период объема).
Вроде бы такой недобор не должен вызывать особых поводов для беспокойства — отечественные госфинансы знавали и куда худшие времена. Согласно последним опубликованным данным Госказначейства доходы госбюджета Украины в январе-июле 2013 года составили 189,7 млрд грн., что почти на 2% превышает аналогичный прошлогодний показатель.
На фоне нынешней динамики ВВП (-1,1% по итогам первого полугодия 2013) это можно было бы рассматривать как более чем приемлемый результат. Однако в законе о госбюджете заложено увеличение доходов на 5,3% (до 363,1 млрд грн.) по сравнению с фактическими прошлогодними поступлениями (344,7 млрд грн.). В то время как из-за чрезвычайно высокой доли защищенных статей в основной государственной финансовой смете (около 95%) особого пространства для маневра нет.
Как отмечается в письме И.Акимовой, в сложившихся условиях основным источником покрытия дефицита общего фонда госбюджета, составившего за 7 месяцев 31,4 млрд грн. (в целом на год проектом основной сметы предусмотрено 44,5 млрд), стали внутренние заимствования, составившие 69,31 млрд грн. (на 7,2% больше плана). Активно практиковавшееся в начале года привлечение на внешних рынках стало проблематичным из-за ухудшения их конъюнктуры и снижения оценок качества платежеспособности суверена рейтинговыми агентствами. В результате котировки доходностей десятилетних украинских евробондов выросли с 6,9–7,4% в мае до 9,3% в августе, что означает серьезное удорожание стоимости новых заимствований или рефинансирования существующих обязательств.
В то же время, подчеркивается в письме, "приватизация госимущества, средства от которой также являются источником финансирования дефицита бюджета, идет очень медленно". Так, по состоянию на 1 августа из этого источника в госказну направлено 182,1 млн грн., что составляет только 5,5% планового задания на этот период и 1,7% — целевого показателя на весь год.
Традиционная проблема — средства Единого казначейского счета (ЕКС) отвлекаются на предоставление займов на покрытие временных кассовых разрывов местных бюджетов и Пенсионного фонда. Так, за 7 месяцев текущего года задолженность ПФУ по займам с ЕКС составляла 48,4 млрд грн., а местных бюджетов — 11 млрд грн. (или 230% к показателю на начало года).
На основании всего вышеизложенного в АП высказывают особую обеспокоенность тем фактом, что невыполнение плана бюджетных поступлений ставит под угрозу реализацию разработанных на Банковой социальных президентских инициатив, а также приоритетных заданий модернизации социальной сферы.
Так, на реализацию социальных инициатив и модернизацию социальной сферы в текущем году необходимо дополнительно 1,7 млрд грн. из госбюджета. А в рамках модернизации системы медицинского обслуживания на реализацию приоритетных заданий главы государства — 1,4 млрд. Отдельным президентским поручением правительству уже было вменено до 15 августа с.г. внести в парламент законопроект, предполагающий соответствующие изменения в госбюджет-2013.
Однако, как резюмируется в письме, выполнение этой задачи невозможно без поиска и определения новых источников ресурсов, в частности, внедрения мер по расширению и легализации базы налогообложения, повышения ставок налогов на подакцизные товары, употребление которых негативно сказывается на здоровье граждан, усиления государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram