Маска, я тебя узнаю

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла пресс-конференция организаторов «Золотой маски», на которой был оглашен шорт-лист соискателей главной национальной театральной награды. Комментируют Ольга Федянина, Татьяна Кузнецова и Юлия Бедерова.

Самое примечательное: на пресс-конференции не было представителей Министерства культуры, в жестком противостоянии с которым «Золотая маска» отстаивала свою театральную независимость последние два-три сезона. Генеральный директор «Золотой маски» Мария Ревякина в своей речи сосредоточилась именно на отношениях культуры с государством.

Отметив претензии к серебренниковской «Седьмой студии», проистекающие от несовершенства российского законодательства, она намекнула на возможные позитивные изменения в федеральном законе №44, которые помогут изменить абсурдную систему тендеров. Мария Ревякина также выразила надежду на то, что отечественную культуру вскоре выведут из разряда «сферы обслуживания», где она в данный момент пребывает согласно законодательству.

Далее были оглашены цифры, не рекордные, но впечатляющие: эксперты по драматическому и кукольному театру отсмотрели 555 спектаклей, музыкальные эксперты — 277.

Драма: сборная страны по режиссуре

Экспертный совет драматического театра и театра кукол представил, как обычно, внушительный список: 28 спектаклей в драме, 5 кукольных и 6 — в категории «Эксперимент». Главное событие режиссерской номинации, в силу многочисленности превратившуюся буквально в сборную страны по режиссуре,— появление в ней Анатолия Васильева со спектаклем «Старик и море», его первой российской постановкой за 11 лет.

В число номинантов вернулись Константин Богомолов с «Драконом» и Кирилл Серебренников с «Ахматовой» — в прошлом сезоне «Маски» они не участвовали из-за несогласия с политикой премии. Хорошо, что противоречия оказались нефатальными и что эксперты отметили несколькими номинациями яркую стабильную работу находящихся в сложнейшей ситуации «Гоголь-центра» и его худрука.

Из очень сбалансированного и выверенного списка номинантов можно вычитать некоторые тенденции. Во-первых, география «Маски» продолжает расширяться за счет городов, раньше считавшихся нетеатральными: на ее карте впервые появились Махачкала, Альметьевск и Лесосибирск, и это очень хорошая новость. Во-вторых, стало гораздо меньше очевидных репертуарных названий, чем в предыдущих сезонах: театры чаще ставили современные пьесы («Дыхание» в Театре наций, «Человек из Подольска» в «Театре.doc»), а классику выбирали редкую и малоизвестную («Губернатор» в БДТ, «Страх. Любовь. Отчаяние» в МДТ).

В-третьих, ожидается гораздо большая, чем в прошлые сезоны, конкуренция в актерских номинациях: в финальный список с интереснейшими работами вошли Алла Демидова, Чулпан Хаматова, Елизавета Боярская, Александра Урсуляк, Елена Морозова, Людмила Трошина, Евгений Миронов, Игорь Гордин, Тимофей Трибунцев, Илья Исаев, Вячеслав Ковалев и многие другие.

В-четвертых, «Маска» последовательно включает в афишу непривычные для себя форматы, независимые проекты и фестивальные копродукции («В гостях. Европа», «Галилео», «Музей инопланетного вторжения» и др.). Очевидно, что в современном театре таких форматов будет становиться все больше и больше, и важно, что они не выпадают из поля зрения экспертов национальной театральной премии.

Балет: современность в регионах

Судя по номинантам — екатеринбургской «Снежной королеве» Вячеслава Самодурова и «Временам года» Ильи Живого из Мариинского театра,— эксперты почитают «балетом» прежде всего классический танец, пусть хоть деформированный, вторичный или рутинный. При этом за бортом осталась трехактная «Ярославна» Мариинского театра, в которой хореограф Владимир Варнава предпринял рискованную, однако небесплодную попытку поставить на музыку Тищенко первый российский балет-комикс.

Не замечен и мощный пермский проект «Балеты Стравинского», включающий три разностильные постановки разных авторов («Поцелуй феи» Самодурова, «Петрушка» Варнавы и «Жар-птица» Мирошниченко).

Не выдвинув ни одного из них, эксперты заодно лишили номинаций Диану Вишнёву (Петрушка), Наталью Осипову (Жар-птица) и дирижера Теодора Курентзиса. Лет сто назад они непременно забаллотировали бы «нетанцевальный» «Послеполуденный отдых фавна» Нижинского, предпочтя ему какую-нибудь миленькую «Фею кукол».

Негласное соперничество новых балетных худруков Большого и Музтеатра Станиславского обернулось победой лидера «Стасика» француза Лорана Илера: номинированы оба балета его новой программы — и тщательно отработанная «Вторая деталь» Уильяма Форсайта, и вдохновенно исполненная неоклассическая «Сюита в белом» Сержа Лифаря. От Большого театра в конкурс попала «Клетка» Джерома Роббинса (не лучший балет американского классика, не лучшим образом сработанный).

Амбициозные «Этюды» Харальда Ландера, с которыми труппа не справилась на премьере, прокатили поделом. В шорт-лист попала реконструкция сюиты из старинного балета «Наяда и рыбак», предпринятая единственным российским специалистом по XIX веку Юрием Бурлакой в Екатеринбурге. А максимальное число номинаций — восемь — получила пермская «Золушка», действие которой хореограф Мирошниченко перенес во времена советской оттепели.

Как повелось, все хореографы, представившие новые работы, выдвинуты в категории «балетмейстеры»: вместе с «современниками» их набралось 11 (точнее 14, три спектакля поставлены в соавторстве). Примечательно, что в разделе «Современный танец» вовсе нет государственных театров и только два — муниципальных.

Причем Петербург и Москва представили лишь по одному проекту, остальные пять — регионы, в том числе дебютирующие на этом поле Краснодар и Казань. Это решительное доминирование провинции в актуальном танце — самая интригующая часть «Золотой маски».

Опера: баланс с сюрпризами

Оперная афиша фестиваля-2018 выглядит сбалансированным списком резонансных премьер сезона (в том числе репертуарные сенсации — английско-московский «Билли Бадд» Бриттена и екатеринбургская «Пассажирка» Вайнберга) с небольшими вкраплениями менее ожидаемых названий. Одно из самых интригующих — воронежская «Родина электричества» — декламационная опера Глеба Седельникова на тексты Андрея Платонова.

Мировая премьера в постановке Михаила Бычкова стала событием Платоновского фестиваля и заслужила пакет номинаций — кроме режиссерской еще и дирижерскую (Юрий Анисичкин), актерскую (Полина Карташева в партии Старухи), за работу художника (Николай Симонов, Алексей Бычков) и костюмы (Юлия Ветрова).

За лидерство в своих персональных разделах предсказуемо поборются Анна Нетребко и Юсиф Айвазов («Манон Леско»). Хотя последнему придется выдержать конкуренцию среди прочих аж с тремя исполнителями из одного «Бадда» (уже регулярный масочный номинант Джон Дашак, Гидон Сакс, Юрий Самойлов).

Плотная конкуренция на сей раз и в дирижерской номинации — выдвинуты в том числе (причем с новым музыкальным материалом) Теодор Курентзис за пермскую «Cantos» и Филипп Чижевский за проект «Галилео» из номинации «Эксперимент».

И — редкий случай — густо в номинации композиторской: здесь весь авторский коллектив «Галилео» (Кузьма Бодров, Павел Карманов, Дмитрий Курляндский, Сергей Невский, Кирилл Чернегин), а также Алексей Сюмак («Cantos»), Артем Васильев («Снежная королева») и Александр Маноцков («Чаадский»). Иными словами, едва ли не все активное композиторское поколение разом.

У «Чаадского», одной из самых обсуждаемых премьер в масочном расписании, еще несколько номинаций, в том числе две (за лучшую работу режиссера и художника по костюмам) — у Кирилла Серебренникова.

Подробности его постановочной идеи реализовывал Денис Азаров, но очевидно, что режиссерская номинация не могла не отойти к автору концепции. Поскольку сегодня, когда сами номинанты или их партнеры под арестом, театральному сообществу уже не до номинационных тонкостей и сложносочиненных раскладов.

МинПром

    

Новини

7 Травня 2024

Збитки енергетики України внаслідок масованих атак росії перевищили $1 млрд 

На Україну чекає подальша фемінізація чоловічих професій 

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

ВСІ НОВИНИ ⇢