Очки и баррикады

Фильм «Молодой Годар» появился спустя век после русской революции и почти через полвека после революционных событий 1968 года во Франции. О том, как революционные иконы превращаются в карикатуры,Андрей Плахов.

Мишель Хазанавичюс, успешный режиссер весьма скромного уровня, прославился благодаря фильму «Артист»: он был снят без особых стилизаторских затей и предложил неискушенной публике ностальгический образ Великого немого в момент его революционной ломки, когда грянула эпоха звукового кино. В отношении Годара и «новой волны» Хазанавичюс проявляет куда больше знаний и синефильского пиетета, довольно ловко вкрапляя в сюжет парафразы из «Замужней женщины», «Презрения» и «Жить своей жизнью».

Однако синефилы все равно недовольны: великий Годар на экране предстает лысоватым и шепелявым, мелочным и мелким, до неприличия буржуазным и попросту смехотворным; впрочем, когда он в очередной раз теряет очки, это становится даже не смешно.

Можно привести не один аргумент в пользу того, что Хазанавичюс имел право так увидеть своего героя. Начнем с того, что он если и отступил от правды, то не слишком далеко. Я, например, наблюдал Годара только раз в жизни и сравнительно недавно, на фестивале в Торонто, но и там он ухитрился уронить и разбить очки, когда во время приема вышел с бокалом вина на улицу и был весьма грубо схвачен полицией (распивание спиртного в тех краях строго регламентировано специальными местами).

Все гении чудаковаты, возьмите хоть Чаплина, хоть Хичкока, и частенько напоминают монстров, а по замечанию одной опытной редакторши, всю жизнь имевшей дело с представителями этой профессии, «они (режиссеры.— “Ъ”) только похожи на людей». Правда, сквозь чудаковатость и монструозность просвечивает гениальность, а Годар у Хазанавичюса лишен этого проблеска.

Отчасти это произошло потому, что основой картины послужили мемуары музы и жены Годара Анн Вяземски, рассматривающие давние события сквозь женскую оптику. Сюжет строится вокруг любовной истории: она — начинающая артистка, хотя и с поразительной генеалогией (среди ее предков и Франсуа Мориак, и эмигранты Рюриковичи); он — уже признанный бунтарь-реформатор, хотя все еще молодой режиссер.

Годар снимает Вяземски в «Китаянке», а фоном идут события 1968 года, поданные и с иронией, и с долей грусти. Мы видим, как режиссер участвует в парижских беспорядках и как срывает Каннский кинофестиваль. Но одновременно демонстрирует не самые возвышенные душевные порывы: ругается с Бернардо Бертолуччи, ссорится с молодой супругой то из-за ее съемочных планов, то из-за ревности. В общем, под покровом революционности — зависть, домострой и мужской шовинизм, не хватает только харассмента.

Анн Вяземски играет Стейси Мартин, известная по «Нимфоманке» Триера, и это образ гораздо более живой и привлекательный. Годар же в исполнении Луи Гарреля — маска мизантропа и брюзги, слишком статичная, чтобы из комической превратиться в трагикомическую. Это тем более странно, что актер — сын режиссера Филиппа Гарреля, тоже активного участника майских событий 1968-го, которого называли «маленьким Годаром».

Луи Гаррель с юности впитал эти флюиды, воплощая образы революционных мечтателей в фильмах своего отца и Бертолуччи, но у Хазанавичюса романтическая икона неожиданно оборачивается карикатурой. Годар постоянно попадает в нелепые положения, вызывает насмешки и упреки в буржуазности. Революционер в душе, он воспринимается извне как часть истеблишмента. Он мечтает умереть молодым, совсем не желая, как это с ним случилось на самом деле, дотянуть до глубокой старости. А вот Вяземски, будучи младше его на семнадцать лет, ушла из жизни в этом году — по критериям XXI века сравнительно молодой.

Если не считать Аньес Варда, Годар остался старейшим из живых французских классиков-ветеранов, хотя последние слова к нему как-то не клеятся. Его позднее творчество ассоциируется для большинства современной аудитории с респектабельной скукой, зато весь мировой кинематограф делится теперь на догодаровский и постгодаровский: этот водораздел установлен фильмами «На последнем дыхании», «Маленький солдат», «Карабинеры», «Безумный Пьеро» и еще парой-тройкой других того же волшебного периода времени, когда жизнь была схвачена врасплох и запечатлена навечно.

По мере того как Годар уходил от реформации искусства и киноязыка к культивированию политических идей или чисто интеллектуальному самовыражению, его кинематограф все больше консервировался, лишь иногда оживляясь всплесками прежней спонтанности.

Про фильм Хазанавичюса, особенно в той его части, где показаны левацкие порывы Годара и его увлечение группой «Дзига Вертов», можно сказать, что карикатура его главный стиль. В этом смысле он вполне вписывается во французскую традицию, в которой нет неприкасаемых фигур — не то что лидер «новой волны», но даже сам пророк Мухаммед.

С французами могут соперничать британцы; стал же недавно почти пародийным объектом в картине Питера Гринуэя другой великий изобретатель и реформатор киноязыка — Сергей Эйзенштейн. Однако у Хазанавичюса нет ни годаровского, ни даже гринуэевского масштаба, который позволял бы рисковать на грани фола, и фильм остается локальным опытом мини-биографии, одновременно иронической и сентиментальной.

Фото: Praesens Film 

МинПром

Новини

2 Травня 2024

Австралія має намір побудувати 25 ГВт вітроенергетичних потужностей

Індійські металурги занепокоєні зростанням імпорту сталі

Одеський Стальканат у 2023 році скоротив чистий прибуток на 13,8%

Україні треба приєднуватись до світового тренду захисту від імпорту китайської сталі

Ворог пошкодив половину украінської енергосистеми

Укргазвидобування сягнуло рекордних показників буріння під час війни

Після розблокування кордону держбюджет додатково отримав 2,5 млрд грн

Свириденко прогнозує зростання економіки на рівні 4,6%

1 Травня 2024

НКРЕКП нарешті затвердила обсяг підтримки зелених електростанцій за 5 місяців 2023 року

Через санкції прибуток Металоінвесту скоротився на 36%

У Чилі розраховують на збільшення обсягів видобутку міді

Vale, BHP та Samarco пропонують $25,4 млрд на ремонт після обвалення греблі у 2015 році

Вступ України обійдеться Євросоюзу у кругленьку суму – Deutsche Welle

Підвищення акцизу на пальне стане ударом для всіх українців

Австрійська влада застерігає Raiffeisen bank від угоди з Дерипаскою – Reuters

У квітні бізнес позитивно оцінив поточні результати своєї діяльності

ВСІ НОВИНИ ⇢