ФРТУ призывает Шмыгаля отозвать проект приказа о принудительном списании вагонов

Економіка Металургія Новини Теми дня Транспорт
ФРТУ призывает Шмыгаля отозвать проект приказа о принудительном списании вагонов

Федерация работодателей транспорта Украины призывает премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля отозвать проект приказа Мининфраструктуры о принудительном списании вагонов.  ФРТУ подчеркивает, что такой шаг нанесет колоссальный ущерб украинской железной дороге, грузовладельцам и экономике Украины.

Как отмечают в ассоциации, в случае его принятия в предложенной редакции до 2028 года придется списать около 75 тыс. единиц подвижного состава (прежде всего полувагонов и зерновозов), что составляет примерно половину рабочего парка. В общей сложности на замещение такого количества вагонов до 2028 г. нужно будет потратить более 100 млрд. грн. В “Укрзализныце” заявляют о готовности привлечь 50 млрд. грн. инвестиций, чтобы построить и приобрести 15–20 тыс. единиц подвижного состава.

“Однако реалистичность этих планов вызывает большие сомнения. В последние годы наблюдается очевидная несостоятельность “Укрзализныци” выполнить собственную инвестиционную программу. Выполнение плана капитальных инвестиций в 2018 году составило всего 66%, а в 2019 году вообще упало до 51% (факт – 9,3 млрд. грн.). УЗ не выполнил инвестиционную программу и в 2020 году – при существенно сниженном плане в 12,6 млрд. грн. факт составил всего 9,2 млрд. грн. Фактические инвестиции ежегодно намного ниже амортизации УЗ (13 млрд. грн.)”, – подчеркивается в обращении.

Также разработчики проекта приказа в нынешней редакции надеются, что частные участники рынка обеспечат производство еще 30 тыс. новых вагонов за счет инвестиций в 57 млрд. грн. “Но это огромные средства, которых просто нет в наличии у частных операторов и владельцев железнодорожного подвижного состава! А никакой конкретики по источникам финансирования в материалах разработчиков нет. По прогнозам ФРТУ, когда предложенное списание подвижного состава состоится, новых вагонов в нужном количестве не будет построено. Это приведет к дефициту подвижного состава на железной дороге, в том числе полувагонов в количестве 20-30 тыс. штук”, – отмечают в ассоциации.

ФРТУ считает, что такой искусственный дефицит подвижного состава повлечет за собой катастрофическое падение перевозок зерна, угля, железной руды, а также нанесет прямой удар по правительственной программе “Большое строительство”. Потеря грузопотока украинской железной дороги может достигать 20% или 60 млн тонн в год. Потенциальное уменьшение доходов “Укрзализныци” составляет 15 млрд. грн. на год. Следствием станет падение валового внутреннего продукта (ВВП) Украины и поступлений в государственный бюджет.

ФРТУ предупреждает, что в случае принятия недостаточно продуманных решений по продлению срока эксплуатации грузовых вагонов избежать больших и нецелесообразных рисков для всей экономики Украины будет невозможно. Сегодня экономическая ситуация в Украине остается сложной из-за пандемии коронавируса и скачка мировых цен на энергоресурсы, в стране снова начало наблюдаться падение промышленного производства.

Федерация работодателей транспорта Украины считает, что в таких условиях неуместно принимать меры по ограничению сроков эксплуатации вагонов с превышением нормативного срока службы. Необходимо фокусироваться на техническом состоянии вагонов, а не отправлять на металлолом технически исправные и подходящие вагоны. Федерация отдельно обращает внимание на недопустимость установления предельного ограничения срока эксплуатации для специализированного подвижного состава, в частности полувагонов для перевозки окатышей и агломерата. В случае принятия этого приказа придется быстро списать подавляющее большинство из 5 тыс. имеющихся вагонов. А немедленно построить такое количество новых практически невозможно. Результатом станет сокращение металлургического производства со всеми негативными последствиями для экономики Украины.

“Вообще, предусмотренный в Украине предельный срок эксплуатации полувагона, например, очень короткий – 22 года. В США срок службы вагона – 50 лет с продлением до 65 лет. А в Европе, как правило, не существует ограничений по эксплуатации вагонов, основываясь на годах выпуска – то есть, если вагон в надлежащем техническом состоянии, то нет никаких проблем с его использованием”, – говорится в обращении.

ФРТУ отмечает, что при необходимости поддержки производителей вагонов следует принимать такие меры как государственная поддержка, государственный заказ, льготные кредиты на приобретение отечественной железнодорожной техники и прочее, без ограничений прав других экономических субъектов. Как и во многих других сферах, в экономической политике пряник, как правило, действует гораздо лучше кнута, резюмировали в ассоциации.

Новини

20 Червня 2025

АРМА готує продаж арештованого судна

Європа на межі економічного застою: МВФ закликає до термінових реформ

Міненерго виступає за подовження мораторію на банкрутство державних шахт ще на рік 

CBAM без зайвого тиску: малі імпортери отримали звільнення від звітності

Деякі контейнерні лінії припинили заходи в порти України через обстріли

Експорт сталевих напівфабрикатів з України скоротився на 25%

Українська промисловість і торгівля підтримують економічне зростання – ІЕД

На шляху до зеленого переходу: Сербія адаптує законодавство під європейський CBAM

Європейський виробник вапна і будматеріалів хоче побудувати завод на Закарпатті

Заборгованість за зелену енергію суттєво зменшилася: держава сплатила 86% у 2025 році

19 Червня 2025

Україна в ОБСЄ заявила про плани Росії ударити по енергетиці

Китай знімає обмеження на металобрухт: що це означає для ринку

В Україні ціни на газ зросли до найвищого рівня

АРМА зафіксувало незаконне використання арештованого заводу Медведчука

Бізнес закликає уряд скоригувати кліматичні зобов’язання України щодо викидів

Nippon Steel завершила поглинання американського виробника сталі US Steel

ВСІ НОВИНИ ⇢