Ющенко нашел альтернативу для «Транснефти»

Точка зору

В Секретариате президента, «отстаивая национальный интерес», предлагают российским компаниям перейти на «более выгодный и экономически обоснованный» маршрут для транзита нефти через Ахтырку, чтобы освободить нефтепровод Одесса — Броды для транспортировки каспийской нефти в аверсном режиме.

О намерении изменить схему заявил уполномоченный президента по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский. Но, как выяснили «і», официально о такой инициативе украинской стороны до сих пор не сообщили российским компаниям «Транснефть» и ТНК-ВР, которые по договору с «Укртранснефтью» используют Одесса — Броды в режиме реверса. «На дипломатическом уровне переговоры по этому поводу также не ведутся»,— отметил собеседник «і» в посольстве России в Украине.

Но Богдан Соколовский считает, что переговоры с российской стороной об условиях замены транзитного маршрута Мичуринск — Мозырь — Броды — Одесса на Мичуринск — Ахтырка — Кременчуг — Одесса, который бы гарантировал поставки нефти на Кременчугский НПЗ, должно вести правительство. Пассивность Кабмина в этом вопросе чиновник секретариата связывает с нежеланием диверсифицировать источники поставок нефти в Украину: «Мы, отстаивая свой национальный интерес, предлагаем российским компаниям перейти на более выгодный и экономически обоснованный маршрут — через Ахтырку на Одессу. Такая техническая возможность есть, нефтепровод существует, он законсервирован и готов к работе в любую секунду. Уверен, мы сможем показать всему миру, что можем развивать сотрудничество с нашим северным соседом на взаимовыгодных условиях».

О том, что так называемый Мичуринский трубопровод через Ахтырку более выгоден российским компаниям, говорит и Александр Тодийчук, бывший глава «Укртранснефти», ныне — президент Киевского международного энергоклуба. «Его мощности свободны — до 18 млн. т в год. Используя его, ТНК-ВР могла бы экономить до $3 на каждой тонне нефти. То есть российская компания, прокачивая по этому маршруту, как оговорено в условиях контракта, до 9 млн. т нефти в год, могла бы сэкономить $27 млн. Почему это не делается? Очевидно, сознательно идет блокирование работы Одесса — Броды в аверсном режиме»,— заявил господин Тодийчук.

«Всплывает на поверхность то, что сегодня свойственно энергетике — политические проблемы, которые не дают эффективно работать»,— так комментирует ситуацию вокруг Одесса — Броды Елена Телегина, директор Института геополитических и экономических проблем энергобезопасности России (Москва).

По словам Александра Тодийчука, на данный момент по проекту «Одесса — Броды» выполнено четыре бизнес-плана, которые доказывают его положительную экономику. К концу года должен быть готов пятый бизнес-план. «Уверен на 99,9%, что его результаты тоже будут позитивными. Экономические предпосылки для «Одесса — Броды» есть, надо создать соответствующий политический фон, который даст возможность заработать проекту»,— сказал эксперт.

Премьер-министр Юлия Тимошенко поддерживает идею аверса Одесса — Броды. Однако, по ее словам, чтобы «Укртранснефть» не потеряла доход от транзита, эта магистраль должна быть переведена на работу в проектном направлении только после подписания с поставщиками и потребителями долгосрочных контрактов на корпоративном и государственном уровнях.

Секретариат президента сначала лоббировал подписание договора с оффшорной компанией Milbert Ventures Inc., связанной с группой «Приват». Потом на смену оффшору пришла формально государственная, а де-факто контролируемая «Приватом» компания «Укрнефть», которая собирается поставлять каспийскую нефть на западноукраинские НПЗ, также подконтрольные «Привату».

«На утверждение «Укртранснефти» были поданы проекты договоров, которые предусматривают монопольное право компаний распоряжаться нефтепроводом и не содержат достаточных гарантий по поставкам нефти. Компании не реагируют на замечания по договорам. И вообще, их поведение говорит о том, что они не стремятся это делать»,— полагает министр топлива и энергетики Юрий Продан. Его заместитель Бурзу Алиев уверен, что решение вопроса по аверсу Одесса — Броды зависит от согласия главы государства и премьера. По мнению экспертов, нефтепровод Одесса — Броды со временем может утратить свою экономическую привлекательность — конкуренты и потенциальные партнеры не будут ждать, пока Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко придут к консенсусу.

Украина завершила сооружение 674-километрового нефтепровода Одесса — Броды в 2002 г., его проектная мощность — 14,5 млн. т нефти в год, стоимость строительства — 550 млн. грн. Изначально проект предполагал прокачку каспийской нефти европейским потребителям, в направлении западной границы Украины. Однако в середине 2004 г. «Укртранснефть» и российская ТНК-ВР подписали соглашение о реверсном использовании маршрута, предполагающее ежегодную прокачку до 9 млн. т нефти в направлении морского нефтяного терминала «Южный» в районе черноморского порта Одессы. До сих пор вопрос перевода нефтепровода в режим аверса окончательно не решен.

Новини

18 Липня 2024

НКРЕКП відмовилася від ідеї встановлювати єдиний тариф на розподіл е/е для споживачів 1 і 2 класів напруги

Хоч з ремонту й вийшов блок АЕС, а відключення по 6 годин залишились

17 Липня 2024

Японія надасть Україні кредит на $3,3 млрд від заморожених активів РФ 

Україна в січні-червні 2024 року збільшила ввезення цинку та олова

Вирівнювання тарифів на розподіл буде критичною помилкою для української економіки 

У Німеччині стає вигідніше спалювати вугілля, оскільки вартість викидів вуглецю знижується

ПАР закликає використовувати зелену енергію, щоб уникнути податку на викиди вуглецю

Промислове виробництво в ЄС у травні скоротилось на 0,8% 

Нардепи розробляють для бізнесу законопроєкт економічної мобілізації

Thyssenkrupp планує скоротити викиди вуглецю до 3,5 млн тонн на рік

Міноборони анонсувало запуск послуги єБронювання

Бельгія виділяє Україні 150 млн євро: частина з цих коштів піде на відновлення енергетичної інфраструктури

Польська JSW у ІІ кварталі скоротила видобуток коксівного вугілля на 14,4%

Ціни на нафту знижуються на тлі уповільнення попиту в Китаї

Міністр Галущенко та члени НКРЕКП підставляють президента Зеленського із тарифами на електрику – думка

З ремонту вийшов блок АЕС, сподіваємось на зайві години світла в мережі

ВСІ НОВИНИ ⇢