Бюджетное эхо покращення

Точка зору

Временно заблокировав платежи по обязательствам местных органов власти, Кабинет министров преподал регионам урок на выживание

Украина — на грани дефолта. Это свежий прогноз экс-президента Виктора Ющенко. Он считает, что проблемами экономики по-прежнему остаются дефицит бюджета и дефицит платежного баланса, и всё это на фоне нежелания крупных международных кредиторов кредитовать нашу страну. «Валютные резервы опускаются с 37 до 23 миллиардов долларов. Впервые сложилась ситуация, что валютные резервы меньше, чем синтетические долги правительства и центрального банка перед международными инвесторами», — констатирует в пылу предвыборной гонки третий президент Украины, подчеркивая, что такая ситуация навредит в первую очередь стабильности гривни и бюджетному финансированию. Отчасти опасения экс-президента не беспочвенны: в июле-августе этого года Государственная казначейская служба временно прекратила финансировать инвестиционные расходы местных бюджетов. Это позволило правительству выполнить свои прямые обязательства, однако привело к нулевому финансированию незащищенных статей в регионах. «Эксперт» выяснял, как, где и почему такое произошло.

Без асфальта и горячей воды

«Обычно это происходит в конце года. Как правило, в четвертом квартале Министерство финансов старается закрыть все хвосты, выполнить все планы, поэтому начинается хаотичное перераспределение средств по бюджетным статьям. Поскольку ресурсов госбюджета не хватает, используются деньги местных бюджетов», — объясняет эксперт Ассоциации городов Украины Александр Слобожан.

Нынешний год стал исключением. Уже месяц как местные власти получают средства на свои казначейские счета с задержкой от пяти дней (во Львове, например) до двух-трех недель (Черкассы). Сбои возникли потому, что в июле из-за резкого сокращения доходов в госбюджете правительству не хватило средств на покрытие текущих расходов госбюджета и выплаты средств на финансирование госдолга. Взять их было неоткуда, поэтому Кабмин решился на единственный возможный шаг — заблокировал инвестиционные расходы местных бюджетов. «Имея огромное количество бюджетных обязательств, Минфин начал управлять единым казначейским счетом в ручном режиме и финансировать расходы в выборочном порядке», — говорит бютовец Юрий Ганущак, член парламентского комитета по вопросам бюджета.

В каждом городе объемы «подвисших» средств разные. Как сообщил директор департамента финансовой политики Львовского горсовета Олег Ищук, в прошлом месяце Госказначейство не выполнило платежных обязательств горсовета на сумму более четырех миллионов гривен. Из этих денег 106 тыс. гривен предназначалось на компенсацию за льготный проезд студентов, а 121 тыс. гривен — на текущий ремонт дорог. По его словам, казначейство также задержало проведение средств на закупку моющих средств для детских садов (около четырех тысяч гривен).

Есть регионы, где ситуация хуже. «В Виннице к концу июля картотека неоплаченных Госказначейством счетов достигла 14 миллионов гривен. Эти деньги предназначались на финансирование незащищенных статей расходов, в том числе ремонт дорог», — рассказал «Эксперту» заместитель городского головы Винницы Валерий Коровий.

Черкассам и вовсе пришлось несладко. «В середине июля у нас была очень неприятная история, когда блокировались все платежи за исключением зарплаты бюджетникам. В некоторые дни не проходили платежи даже по защищенным статьям», — сообщил мэр Черкасс Сергей Одарыч. Кроме того, почти две недели из госбюджета не поступал платеж в 21 млн гривен на капремонт дорог. «В результате мы провели все подготовительные работы, вскрыли асфальт на центральных улицах, а начать асфальтирование не могли из-за отсутствия финансирования. Пошли дожди, вскрытые участки размыло, ямы увеличились в несколько раз, и теперь нам надо выполнять гораздо бóльший объем работ, что стоит бóльших денег», — сетует он. По словам Одарыча, всего в Черкассах в июле было задержано платежей на сумму около 40 млн гривен.

По подсчетам Ассоциации городов Украины, в июле правительство с казначейских счетов регионов временно «взяло в долг» три-четыре миллиарда гривен

Харьковчане к неисполнительности Госказначейства уже привыкли. «У нас в этом году задержки с проведением платежей вообще начались с мая месяца. Суммы разные: бывает 30 миллионов гривен в месяц, бывает десять», — говорит заместитель харьковского городского головы, директор департамента бюджета и финансов Татьяна Таукешева.

По информации «Эксперта», обязательства киевских органов власти казначейская служба обслуживает более-менее прилежно. Сбой с поступлением средств случился один раз, да и то, когда Кабмин выделил городам субвенцию на погашение разницы в тарифах, а распорядителем средств было Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ. Тогда в цепочке КГГА – Минрегионального развития – Минфин – казначейство возникла проволочка с оформлением необходимых документов для компенсации разницы в тарифах. Город не получил вовремя средства, «Киевэнерго», в свою очередь, не смогло своевременно рассчитаться с поставщиками за газ. В результате в конце июля левобережная часть Киева осталась на неделю без горячей воды.

В начале августа ситуация с обеспечением платежей по стране улучшилась — частично средства в регионы начали поступать. Для этого, правда, потребовалось вынести сор из избы. Ассоциация городов 24 июля публично назвала работу казначейской службы неудовлетворительной и обратилась к премьер-министру Николаю Азарову с просьбой разблокировать оборот средств на местных казначейских счетах. Кабмин быстро «исправился» и разблокировал поступление денег, однако в корне это проблему не решило. Со второй декады августа задолженность опять стала накапливаться. По состоянию на 15 августа Госказначейство не провело платежей в Виннице на 12 млн гривен, во Львове — на 1,7 млн гривен, Луганске — на 11,7 млн гривен. В целом по стране заблокировано текущих обязательств на сумму свыше трех миллиардов гривен. Местные чиновники считают эти задержки только цветочками и со страхом ожидают конца года, тем более что выборы к тому времени уже пройдут.

   

«Социалка» боком

Действующее бюджетное законодательство по части контроля за работой Госказначейства можно трактовать двояко. С одной стороны, статья 117 Бюджетного кодекса четко определяет пять причин, по которым распорядители средств всех уровней (в том числе Минфин и казначейство) могут прекратить бюджетные ассигнования. Это несвоевременная подача отчетности, предоставление недостоверной информации о выполнении бюджета, нецелевое использование денег, нарушение бюджетных обязательств и, наконец, невыполнение требований бухгалтерского учета. С другой стороны, Бюджетный кодекс не запрещает Кабинету министров использовать средства местных бюджетов в пределах календарного года. «Кабмин этим активно пользуется, и фактически единый казначейский счет находится в ручном управлении правительства», — отметил народный депутат от блока «Наша Украина – Народная самооборона» Павел Жебривский.

По мнению аналитиков, основная причина, по которой Кабмин залез в карман к местным бюджетам, это необходимость поддерживать анонсированный президентом курс на повышение социальных стандартов. По подсчетам правительства, в нынешнем году на реализацию президентских инициатив потребуется примерно 25 млрд гривен. В апреле парламент увеличил доход госбюджета на 33,3 млрд гривен, обозначив основным источником средств экономический рост и детенизацию. «В этом году никакой детенизации экономики не происходит, экономического роста фактически нет (13 августа Минэкономразвития снизило прогноз по годовому росту реального ВВП с 3,2 до 2,3%. — ”Эксперт”), промышленность стагнирует. В такой ситуации доходы госбюджета не могут расти, но реальность противоположна. С начала года рост доходов госбюджета исчислялся двузначными цифрами и составлял 15–20 процентов», — сообщил исполнительный директор Центра социально-экономических исследований «CASE Украина» Дмитрий Боярчук.

По его мнению, поддерживать поступления в госбюджет на высоком уровне до сих пор удавалось за счет давления на бизнес. По информации «Эксперта», правительство вытягивает из бизнеса средства двумя способами. Первый — Кабмин требует от предпринимателей авансовой оплаты налога на прибыль. Парламент узаконил ежемесячную уплату авансовых платежей по налогу на прибыль, внеся 5 июля этого года новую порцию поправок в Налоговый кодекс. Тем, кто не хочет платить налог авансом, правительство предлагает альтернативный вариант — потратить возмещенные государством деньги на выпущенные государством же облигации внутреннего займа. Эта схема пока еще не узаконена, бизнес сталкивается с ней при личном общении с чиновниками. В обоих случаях уплата налога авансом и выкуп ценных бумаг являются фактически обязательным условием для возмещения НДС (см. «Леонардо, давай, до свидания!»).

Эффект от такого шантажа налицо. С начала года фискальные органы, Государственная таможенная служба и Государственная налоговая служба работают отлично: по итогам первого полугодия Гостаможня перечислила в госказну 60,9 млрд гривен, что на 25,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Налоговые поступления в январе-июле составили 161,1 млрд гривен — это на 13,3 миллиарда больше, чем поступило за аналогичный период прошлого года. Президент полон оптимизма. «В этом году госбюджет будет выполнен на сто процентов», — заявил на днях Виктор Янукович.

К середине августа казначейство не провело платежей в Виннице на 12 млн гривен, во Львове — на 1,7 млн гривен, Луганске — на 11,7 млн гривен

Сложившаяся ситуация говорит об обратном. В июле Кабмин получил наименьший доход с начала года (не считая традиционно малодоходного января): в общий фонд госбюджета поступило 18,9 млрд гривен, что на три миллиарда гривен меньше, чем в июле 2011-го.

Источником пополнения госбюджета могли оказаться два миллиарда долларов, привлеченных в начале июля за счет размещения пятилетних евробондов по 9,25% годовых. Однако Кабмин до конца года направит эти средства на рефинансирование собственных внешних долгов. Ситуацию усугубили и тщетные попытки правительства привлечь свободную гривню за счет размещения внутренних облигаций. Оно не смогло получить в госбюджет ни одной гривни на аукционах по размещению ОВГЗ 24, 31 июля, а также 14 августа.

С учетом сложившихся обстоятельств у Кабмина не осталось других вариантов, кроме как воспользоваться ресурсом местных органов власти.

В карман к местным властям

По подсчетам Александра Слобожана, в июле правительство с казначейских счетов регионов временно «взяло в долг» три-четыре миллиарда гривен. Примечательно, что в самом Государственном казначействе об этом ни слуху ни духу. На запрос «Эксперта» в учреждении ответили, что никто из представителей местных бюджетов в службу не обращался и не жаловался на проблемы с финансированием. Слобожан предполагает, что «зависшие» средства Кабмин мог направить на выплату компенсаций вкладчикам Сберегательного банка СССР и повышение выплат для некоторых льготных категорий населения — козырные предвыборные «фишки» Партии регионов.

Согласно данным Минфина, по состоянию на 3 июля Ощадбанк получил от правительства три миллиарда гривен компенсационных выплат (половина этих средств была перечислена накануне). Кроме того, «во исполнение социальных инициатив президента» с 1 июля произошло повышение прожиточного минимума, увеличились выплаты детям-инвалидам, одиноким матерям и другим льготникам. Это повышение соцстандартов повлекло за собой увеличение субвенций из госбюджета местным бюджетам в целом на 638,9 млн гривен.

Местные власти готовятся самостоятельно решать финансовую проблему, на что, собственно, и рассчитывает центральная власть. «Мы стараемся большинство платежей по незащищенным статьям провести в третьем квартале. Ведь если в четвертом квартале ситуация усугубится, то проблемы с недофинансированием незащищенных статей перейдут уже на январь-март следующего года», — поясняет Коровий. Сейчас винницкие власти в ускоренном темпе заканчивают строительство дороги и трамвайного пути по маршруту Барское шоссе — улица Келецкая стоимостью 34 млн гривен. Финансирование проекта совместное: 28 млн гривен составляет госсубвенция, шесть миллионов выделяет город. В других городах власти также стараются изыскать средства хотя бы на самые срочные проекты, а по остальным решают вопросы с подрядчиками путем переговоров и личных договоренностей. «Просим потерпеть, объясняем, что денег не перечислили», — говорит Таукешева.

Теоретически спасительной соломинкой для регионов может оказаться перевыполнение доходной части местных бюджетов. В госбюджете 2012 года доходы местных бюджетов запланированы в объеме 65,6 млрд гривен.

Впрочем, шансов на то, что регионы смогут оставить себе дополнительные доходы, нет. «Перевыполнение не поможет. Если уже принято неформальное решение управлять казначейскими счетами в ручном режиме, то местные власти не смогут потратить ни копейки без согласования с Киевом», — подчеркивает бывший министр финансов Игорь Уманский. А это повышает вероятность того, что в конце года занятые в бюджетной сфере украинцы получат зарплату, а вот денег на ремонт дорог, благоустройство городов, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство и прочие местные нужды у государства вообще не найдется.

Реальных механизмов влияния на Кабмин у местных властей немного. Они могли бы повторить опыт 2008 года и подать на правительство в суд. «Однако сегодня никто этого делать не будет, тем более что и тогда суд не помог», — говорит Павел Жебривский. Местные бюджеты очень сильно зависят от правительственных дотаций выравнивания и казначейских займов. Поэтому им не остается ничего другого, как терпеть. По подсчетам этого депутата, много лет проработавшего в бюджетном комитете Рады, сегодня около 70% финансового ресурса государства сконцентрировано в руках Кабмина. В том числе под контролем правительства находятся деньги, предназначенные на социально-экономическое развитие территорий. Поэтому, если кто-то из местных властей начнет критиковать политику Минфина, ему быстро перекроют финансирование, а в канун выборов могут навредить в политической плоскости.

Галина Калачова

Резервы на исходе

Александр Слобожан, эксперт Ассоциации городов Украины по вопросам бюджетной политики:

— Одна из основных причин, задерживающих проведение средств казначейством, — это огромный дефицит местных бюджетов, заложенный  в госбюджете-2012. С учетом финансирования потребностей на максимальном уровне дефицит составляет около 30 миллиардов гривен, а для поддержания жизнедеятельности на минимальном уровне — 12 миллиардов.

Еще в начале года было понятно, что предусмотренных в госбюджете средств для местных бюджетов хватит только на семь-восемь месяцев. Запланированные объемы финансирования отраслей бюджетной сферы (здравоохранение, образование, соцзащита, физкультура, спорт и другие) были заложены на уровне 40–80 процентов от реальных потребностей в зависимости от отрасли.

На седьмом бюджетном месяце, то есть в июле этого года, в госбюджете закончился предназначенный для регионов ресурс. По подсчетам Ассоциации городов Украины, к концу года необходимо увеличить финансирование местных бюджетов не менее чем на четыре миллиарда гривен. В противном случае регионы и дальше будут вынуждены финансировать защищенные расходы за счет средств, предусмотренных на строительство, ЖКХ и другие местные программы развития, а также проводить сокращения.

Критическая ситуация уже сложилась в Тростянце Сумской области. Местный совет не получил от районного вовремя финансовую помощь и с 6 августа ушел в бессрочный неоплачиваемый отпуск — у города не оказалось средств, чтобы выплатить зарплату своему совету и учреждениям культуры. Проблема возникла еще в начале года, когда районный совет силовым решением изъял из городского бюджета более одного миллиона гривен, которые предназначались на финансирование учреждений культуры города. А районное финуправление, изъяв более 700 тысяч гривен, уменьшило расходы на содержание аппарата горсовета, и их хватило лишь на семь месяцев.

 
Кабмин всё решит

Игорь Лысов, заместитель главы Комитета Верховной Рады по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики, народный депутат (фракция Партии регионов):

— В «финансовой» вертикали исполнительной власти, начиная с Нацбанка, Минфина и далее по цепочке, произошел какой-то сбой. Я думаю, что он будет достаточно быстро ликвидирован в работе казначейской службы. Казначейство — это единственный орган, который проводит все платежи по госпрограммам. От его слаженной работы зависит развитие всех секторов экономики.

Я не могу сказать, что причины задержек в проведении средств обусловлены разбалансированной финансовой системой. Массового оттока денег сейчас не наблюдается, роста инфляции нет. Такие задержки обычно случаются под конец года. Возможно, сейчас проволочки с проведением средств возникли из-за человеческого фактора. Задержки также можно объяснить временными сбоями в движении финансовых потоков.

В случае возникновения кассовых разрывов в госбюджете правительство обязательно использует резервные источники получения средств (ресурсы Нацбанка, размещение гособлигаций) и обеспечит выполнение обязательств местных бюджетов. Я уверен, Кабмин примет все необходимые меры для того, чтобы в дальнейшем казначейство четко выполняло свои обязательства.

 
Проели ликвидность

Игорь Уманский, бывший исполняющий обязанности министра финансов Украины:

— Причина сбоев в поступлении средств на местные счета очевидна: у казначейства просто нет денег на осуществление расходов госбюджета в полном объеме. Поэтому Кабмин «съел» не только ресурс госбюджета, но и воспользовался ликвидной гривней региональных смет. Это напоминает ситуацию кризисных 2000–2009 годов, когда у правительства были такие же проблемы с ликвидностью. Пугает то, что сейчас эти проблемы начались так рано, летом, когда нагрузка на расходную часть госбюджета не столь велика, как в другие отчетные периоды. В кризисное время такая ситуация возникала в четвертом квартале.

К концу года нехватка ресурсов, к сожалению, будет чувствоваться всё острее — в четвертом квартале ожидаются крупные выплаты по обслуживанию и погашению госдолга.

Местным властям при таких раскладах будет очень непросто. При отсутствии средств в госбюджете Минфин не сможет в полном объеме провести расходы в регионах. По моим подсчетам, годовой дефицит по бюджетам всех уровней может составить 50–70 миллиардов гривен.

Вполне возможно, что после июля местные власти начнут хитрить — будут выполнять другие (незащищенные) обязательства, а по социальным расходам писать письма премьеру и президенту. Накануне выборов те не смогут не выплатить зарплату медикам или учителям. Минфин сейчас оказался в очень сложной ситуации — имея огромные проблемы с ликвидностью, он вынужден финансировать раздутые социальные расходы госбюджета.

 
 

Новини

26 Липня 2024

Найскладніший період літа вже позаду, але невідомо що буде взимку – Укренерго

В Міненерго кажуть, що працюють над покращенням ситуації зі світлом

США скоротили імпорт прокату на 23%

Рада не відмовляється від ідеї підвищення ПДВ

POSCO знизила виплавку сталі

Кількість працюючих індустриальних парків може збільшись до 20

Залізниці України та Польщі домовились розвивати сполучення

Євросоюз надасть Україні ще 68 великих генераторів

Польща допомогла – в Україні скорочені обсяги обмеження світла

ЄС виділив Україні перший транш у 1,5 млрд євро із заморожених активів РФ

Усть-Дунайськ перетворять на хаб з імпорту добрив 

ЄС може запустити розслідування щодо продаж г/к рулону за квотою “інших країн”

В Росії різко уповільнилося промислове виробництво 

ОККО формує парк вагонів-цистерн

EUROFER: У 2024 році видиме споживання сталі в ЄС повинно відновитися

США знайшли 2 млрд дол на військову допомогу Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢