Как Украине избавиться от газовой зависимости? Советы аналитиков S&P
Точка зоруЗависимость от импорта газа и неэффективная структура газового рынка Украины являются факторами, негативно влияющими на уровень суверенных кредитных рейтингов. Решить эту проблему можно с помощью повышения цен на газ, диверсификации источников поставки газа и повышения энергоэффективности.
Ценовые искажения на внутреннем рынке газа негативно влияют на состояние государственного бюджета. Цены на газ для бытовых потребителей и коммунальных предприятий жестко регулируются.
По оценкам МВФ, эти конечные потребители оплачивают соответственно 1/5 и 1/3 общей стоимости импорта.
Цены искажаются еще более из-за того, что тарифы на отопление для населения покрывают только половину реальных затрат на газ коммунальных предприятий. Разница компенсируется государством — в основном в форме покрытия убытков, которые несет "Нафтогаз" (диаграмма 4).
По всей видимости, правительство опасается, что ему придется заплатить слишком высокую политическую цену за демонтаж существующей системы косвенного субсидирования бытовых потребителей. С нашей точки зрения, такие скрытые субсидии обходятся государству довольно дорого и не столько помогают бедным домохозяйствам, сколько позволяют экономить богатым (являющимся более крупными потребителями).
Мы включаем средства, регулярно предоставляемые государством на покрытие убытков "Нафтогаза", в расчет дефицита бюджета расширенного правительства Украины.
По оценкам МВФ, в составе баланса бюджета расширенного правительства на долю других субсидий приходится еще 1% ВВП.
Диаграмма 4 – Дефицит расширенного правительства Украины
Комплекс мер, связанных с повышением цен на газ, диверсификацией источников поставки газа и повышением эффективности, может улучшить ситуацию
По нашему мнению, финансовая позиция Украины достаточно уязвима. Правительство страны может смягчить воздействие некоторых факторов давления путем улучшения структуры газового рынка и ценообразования на газовом рынке. Мы полагаем, что это станет ключевым моментом в переговорах страны с МВФ. Решение указанных проблем может быть достигнуто в результате принятия следующих мер.
1. Значительное постоянное увеличение внутренней добычи газа
- Финансовое оздоровление "Нафтогаза" может способствовать повышению уровня инвестиций и расширению поисково-разведочных работ в стране, что, в свою очередь, приведет к освоению новых запасов, увеличению добычи и снижению зависимости от импорта из России. В апреле 2012 г. парламент одобрил Закон о реструктуризации "Нафтогаза", предусматривающий разделение функций по транспортировке, добыче и продаже газа в отдельные предприятия.
- Однако ценовые диспропорции на газовом рынке и низкая рентабельность дочерних компаний "Нафтогаза", скорее всего, останутся проблемными зонами для инвесторов.
- Освоение внутренних шельфовых месторождений природного и сланцевого газа: Украина занимает четвертое место в Европе после Польши, Франции и Норвегии по запасам сланцевого газа, которые, по оценкам Администрации энергетической информации США, составляют 1,2 трлн куб. м. К тому же украинское природоохранное лобби сравнительно малоактивно, что должно способствовать быстрому продвижению проектов в этой области.
- Проект сооружения к 2015 г. на берегу Черного моря установки стоимостью 1,0-1,5 млрд долл. для регазификации сжиженного природного газа (который должен импортироваться в объеме 5 млрд куб. м) находится на продвинутой стадии. Предполагается, что в 2018 г. мощность установки удвоится и составит 10 млрд куб. м.
2. Снижение объемов потребления за счет повышения энергоэффективности
В настоящее время Украина, по некоторым оценкам, теряет от 30 до 50% потребляемой энергии, что объясняется прежде всего использованием устаревших и плохо работающих коммунальных систем и труб.
3. Повышение внутренних цен на газ наряду с сокращением и более адресным использованием субсидий
В соответствии с условиями соглашения с МВФ о предоставлении антикризисного кредита Украина повысила цены на газ для населения на 50% (в августе 2010 г.) и тарифы на отопление для коммунальных предприятий на 15% . Тем не менее МВФ прекратил выделение средств по кредиту — отчасти потому, что правительство не выполнило другое условие соглашения о повышении цен на газ в 2011 г. еще на 30% (на 20% в апреле и на 10% в июле). Цены на бытовой газ и тарифы на отопление остаются одними из самых низких в Европе. Мы предполагаем, что МВФ сделает дальнейшее реформирование внутренних цен на газ и тарифов на отопление основным условием продолжения своей поддержки украинской экономики.
4. Географическая диверсификация
- "Нафтогаз" подписал контракт с немецкой компанией RWE AG на поставку в ноябре-декабре 2012 г. до 56 млн куб. м природного газа в сутки через Польшу.
- В ноябре 2012 г. украинский министр энергетики и угольной промышленности объявил, что с 1 января 2013 г. Украина начнет импортировать газ из Германии (нетто-импортер газа; см. диаграмму 1) через Венгрию. Цена теперь привязывается к спотовому рынку газа, и министр надеется, что она будет на 100 долл. ниже цены "Газпрома". Рамочное соглашение, подписанное на год, предполагает, что RWE AG может продать или купить до 5 млрд куб. м природного газа.
Диаграмма 1 – Внутренний дефицит природного газа по отношению к ВВП
5. Либерализация газового рынка Украины посредством интеграции в европейское энергетическое пространство, улучшения условий конкуренции и перехода к рыночному ценообразованию
Правительство Украины предложило передать контроль над ГТС международному консорциуму с участием Украины, России и ЕС с тем, чтобы улучшить его инвестиционные перспективы, прозрачность и качество администрирования. Однако переговоры по этому вопросу сорвались из-за того, что Москва требует от Украины вступления в Таможенный союз, что несовместимо с интеграцией в ЕС, а также передачи ей частичного контроля над ГТС Украины.
В отсутствие реформ ситуация на газовом рынке Украины будет подрывать кредитоспособность страны.
В случае, если правительство страны не примет активных мер по решению сложившихся проблем, мы будем по-прежнему рассматривать неэффективную структуру газового рынка Украины как фактор, негативно влияющий на уровень ее суверенных рейтингов.
Материал подготовлен аналитиками Международноого рейтингового агентства Standard & Poor's (S&P) Тревором Куллинаном и Иваном Морозовым
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram