2 сценария развития экономики Украины: плохой и очень плохой

Точка зору

Не в бровь, а в глаз. Первое же заявление украинского чиновника о переговорах с миссией МВФ, приехавшей в Украину во вторник, дало ответ на главный вопрос. Министр экономического развития и торговли Игорь Прасолов вчера заявил: по итогам визита подписание меморандума с Фондом не предусматривается. 

В 2013 году государство только по внешнему долгу должно выплатить $6,5 млрд – на $1,5 млрд больше, чем в 2012-м. Отрицательное сальдо по счету текущих операций бьет рекорды, приток иностранных инвестиций сокращается, население предпочитает хранить сбережения в долларах – в этих условиях без рефинансирования внешнего долга не обойтись. Но искушение проигнорировать требования Фонда для правительства по-прежнему велико.

Дело даже не в повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, на которых настаивал Фонд последние четыре года. «Фонд лечит именно ту болезнь, которая представляет наибольшую угрозу для пациента», – говорит руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий. Сейчас самая острая болезнь – не дефицит государственного бюджета, обусловленный субсидированием тарифов, а снижение золотовалютных резервов. За прошлый год они сократились на $7,3 млрд, и теперь не отвечают двум из трех требований Фонда: размеру покрытия трехмесячного импорта (в конце 2012-го резервов хватило бы только на 2,8 месяца) и краткосрочных внешних обязательств (резервы НБУ покрывают лишь 44% выплат государства и частного сектора по внешним долгам в 2013 году вместо требуемых 100%).

Чтобы предоставить новый кредит, МВФ может потребовать от Украины отказаться от фиксированного курса гривны, который ведет к буму импорта и падению экспорта.

Правительство уже много раз демонстрировало, что не готово к этому шагу. Что будет, если на этот раз оно согласится с требованиями МВФ? И что – если не согласится?

Сценарий 1: Без МВФ

Чтобы свести концы с концами в 2013 году, правительству и НБУ нужно почти $20 млрд, подсчитал управляющий инвестиционными и пенсионными фондами «Кинто» Николай Мягкий. Уже в феврале Минфин должен выплатить МВФ более $1 млрд. 

Последние полгода Украина рефинансировала долг с помощью новых выпусков еврооблигаций, пользуясь высоким аппетитом к риску со стороны инвесторов. «Украинские бонды покупают лишь в периоды сверхоптимизма на рынках, – отмечает Мягкий. – Если случится коррекция, о низких ставках на украинские бонды наверняка можно будет забыть, а «окно» закроется как минимум на несколько месяцев».

Без подписания меморандума о сотрудничестве с МВФ скорее рано, чем поздно внешние заимствования подорожают настолько, что правительство уже просто не сможет их брать, добавляет Дмитрий Боярчук, директор «CASE-Украина».

Эту проблему еще больше усугубит другая: сильная девальвация, которая без соглашения с МВФ практически неизбежна.

Пока власти всеми силами стараются избежать ослабления гривны. Но если продолжать платить за стабильность курса нынешними темпами, говорит Боярчук, то уже к середине года размер золотовалютных резервов упадет до критической отметки в два месяца импорта ($18 млрд). Виталий Ваврищук, руководитель аналитического отдела ИК SP Advisors, прогнозирует их падение к этому времени до $15,2 млрд.

Можно ли сохранить стабильность при таком уровне резервов? «Все, кто имеет дело с Украиной, будут поднимать один и тот же вопрос: если вы покупаете у нас импорт, берете у нас в долг, то где вы возьмете столько валюты, чтобы с нами расплачиваться?» – прогнозирует Боярчук. Ни он, ни его коллеги в стабильность не верят. Паращий ожидает, что без соглашения с МВФ курс национальной валюты упадет до 9,5 грн./$ и ниже.

Возможно, правительство под страхом криминального преследования обяжет сдавать валюту только по официальному курсу. А возможно, и вовсе закроет границу для вывода капитала

Дмитрий Боярчук, директор «CASE-Украина»

По оценке Goldman Sachs, девальвация гривны на 20% будет означать рост соотношения госдолга к ВВП до 43%, внешнего долга к ВВП – до 28% (на конец 2012 года – 35% и 21% соответственно). Это приближает Украину к опасному порогу: изучив все финансовые кризисы в странах со средним уровнем доходов за 1970-2008 годы, американские экономисты Кармен Рейнхардт и Кеннет Рогофф обнаружили, что больше половины дефолтов пришлось на те страны, где отношение госдолга к ВВП не достигало и 60%.

Экономисты надеются, что правительству хватит здравого смысла не доводить дело до крайности – и в последний момент оно все же заручится финансовой помощью МВФ или России. «Это будет очень быстрый забег», – считает Боярчук. Но если требования МВФ понятны, с Россией сложнее. «Ее требования нельзя назвать ни адекватными, ни предсказуемыми – ни, тем более, полезными для Украины», – говорит Паращий.

Сценарий №2: вместе с Фондом

Само по себе соглашение с Фондом не станет панацеей для экономики. Но позволит удержать ее на плаву.

Кредиты МВФ – это поддержка платежеспособности страны, а не «пилюля для экономического роста». Они пойдут на пополнение международных резервов Нацбанка, и, по сути, будут использоваться для рефинансирования выплат по предыдущим кредитам МВФ

Алексей Блинов, начальник аналитического отдела Альфа-Банк Украина

«Кредиты МВФ – это поддержка платежеспособности страны, а не «пилюля для экономического роста», – поясняет начальник аналитического отдела Альфа-Банк Украина Алексей Блинов.

Несколько важных вопросов это, конечно, поможет решить. Чтобы сбалансировать бюджет НАК «Нафтогаз», МВФ требует повышения тарифов на газ для населения. Это ударит по среднему украинцу – но снизит нагрузку на госбюджет, вынужденный субсидировать нефтегазового монополиста, подчеркивает Александра Бетлий, эксперт Института экономических исследований и политических консультаций.

Поддержка МВФ будет означать, что и остальные кредиторы будут смотреть на Украину с большим доверием. Это упростит задачу рефинансирования задолженности на открытом рынке.

Соглашение с МВФ недостижимо без перехода к плавающему курсу гривны, что повлечет за собой ее ослабление. Но в отличие от первого сценария, девальвация будет не такой глубокой – до 8,8-9 гривен за доллар.

Ослабление гривны на 10% поможет, по оценке Паращия, уменьшить отток валюты через дефицит текущего счета на $4 млрд. «Для НБУ, чьи резервы только на $6,5 млрд выше критического уровня, это будет огромным достижением», – говорит он. И хотя нарастить резервы это не поможет, темп их снижения замедлится. В этом случае к концу 2013 года они не опустятся ниже психологически опасного уровня в $20 млрд, резюмирует Боярчук.

Дарья Марчак

Новини

16 Вересня 2024

Канада встановить 18% антидемпінгове мито на болгарську арматуру

Сильні повені на Дунаї не вплинули на роботу УДП

Польська JSW знову знизила план видобутку вугілля 

Індійська RINL опинилась на межі зупинки через брак коксівного вугілля

В Україні запрацювала нова програма кредитування бізнесу

Україна експортувала морським коридором товарів на понад $19 млрд

Металургійні підприємства в січні-серпні збільшили валютну виручку від експорту чорних металів до $2 млрд

Україна наростила імпорт міді на 20%, експорт – на 16%

Україна в січні-серпні подвоїла експорт залізорудної сировини

Укрзалізниця від початку року відремонтувала понад 700 км колій

ЕКА підписало перший договір страхування від воєнних ризиків

Глобальні викиди метану стрімко зростають до рекордних показників – вчені

Профільний комітет Ради схвалив законопроєкт про підвищення податків 

Більшість електроенергії в Україні виробляється без викидів вуглецю – Міненерго

Vale проводить перевірку дамби після виявлення поверхневих тріщин

Україна в січні-серпні експортувала чавун переважно до США, Італії та Туреччини

ВСІ НОВИНИ ⇢