Перспективы сжижаются

Точка зору

Украинское правительство столкнулось с серьезными трудностями в реализации стратегии по снижению зависимости от российского газа. Вчера премьер-министр Николай Азаров заявил, что Турция до сих пор не разрешила транзит сжиженного газа, для приема которого в Украине собираются строить LNG-терминал. А источник "Ъ" в Минэнерго рассказал о проблемах с поставками газа из Азербайджана. Решение этих проблем требует пересмотра первоначальных планов, отмечают эксперты. Об этом пишет "Коммерсант-Украина".

Вчера на встрече со специальным представителем государственного департамента США по энергетическим вопросам Карлосом Паскуалем премьер-министр Николай Азаров заявил, что Украина ищет альтернативные источники газа для замещения слишком дорогого российского топлива. В разговоре он отметил, что у Украины возникли неожиданные проблемы в ходе переговоров с Турцией по вопросу транзита через Босфор танкеров со сжиженным газом, для которого в Украине собираются построить LNG-терминал. По словам премьера, в связи с тем что Турция "не очень охотно" рассматривает этот вопрос, Киев начал "прорабатывать различные варианты", в частности строительство завода со стороны Средиземного моря в Турции.

О каких проектах идет речь, глава правительства не уточнил. Следует отметить, что ранее Турция заявляла о планах построить завод по приему сжиженного газа на побережье Эгейского моря. В Минэнерго выражали готовность присоединиться к строительству терминала, поскольку это позволило бы доставлять в Украину дополнительные объемы топлива через территорию Турции, Болгарии, Румынии и далее по газопроводу Ананьев—Измаил.

Проект LNG-терминала является ключевым для реализации намерений правительства по диверсификации поставок газа. Благодаря ему планируется переваливать 10 млрд кубометров в год. Приблизительная стоимость проекта — 846 млн евро. Четверть этой суммы должны составлять государственные средства. Ранее Украина заключила соглашение с Азербайджаном об импорте 10 млрд кубометров газа в год на первом и до 20 млрд кубометров на втором этапе сотрудничества. В пресс-службе Кабмина и Минэнерго от официальных комментариев отказались.

Источник "Ъ" в Минэнерго рассказал, что Турция препятствует не только прохождению танкеров через Босфор, но и поставкам каспийского газа. "У Азербайджана были планы по строительству газопровода и перевалочного терминала на берегу Черного моря для экспорта своего газа по морю. Но Турция не соглашается на прохождение судов через Босфор в обоих направлениях. Это делается для того, чтобы вынудить Азербайджан направить все свободные объемы топлива по Трансанатолийскому газопроводу, который пройдет по ее территории. Поэтому перспективы строительства азербайджанского трубопровода и терминала на берегу Черного моря выглядят весьма призрачными",— говорит собеседник "Ъ".

Проблемы с продвижением проекта LNG-терминала возникают не впервые. В конце ноября прошлого года премьер-министр Николай Азаров и глава Госагентства по инвестициям и управлению нацпроектами Владислав Каськив в торжественной обстановке подписали соглашение о создании консорциума для строительства LNG-терминала якобы с представителями испанской Gas Natural Fenosa. Но уже на следующий день в компании заявили, что никакого соглашения не заключали и не намерены вкладывать средства в этот проект. Позже Fenosa подала в Высший суд Испании жалобу на некоего Джорди Бонвехи, который от имени компании подписывал договор. Ему предъявлены обвинения в мошенничестве и подделке торговых документов. Созданная Кабмином комиссия по выяснению обстоятельств подписания соглашения в январе рекомендовала президенту объявить Владиславу Каськиву выговор (см. "Ъ" от 16 января).

Директор Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич отмечает, что к 2025 году потенциал Азербайджана по экспорту газа составит 40 млрд кубометров в год. Даже с учетом полной загрузки Трансанатолийского газопровода и поставок в соседние страны у Азербайджана останется резерв почти в 10 млрд кубометров, и можно было бы убедить Баку продавать это топливо Украине, отмечает эксперт. "Добиться от Турции разрешения на проход судов тоже вполне реально. Вопрос, думаю, не столько в невозможности реализовать проект, сколько в качестве украинских переговорщиков. Команду, которая занимается LNG-терминалом, нужно усиливать",— уверен ведущий эксперт энергетических программ Центра им. Разумкова Владимир Омельченко.

Олег Гавриш

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢