Украине указали на приотрытую дверь

Точка зору

Лишение мандата Сергея Власенко привело к тому, что Европарламент в кратчайшие сроки вернулся к украинскому вопросу. И, несмотря на споры до и во время заседания, "шаг назад" пока Киеву прямо не угрожает. В Европе подтвердили: дверь еще открыта. Только Украине пора, наконец, взяться за работу. Причем не только властям.

А осадок остался…

Украинская тема все чаще посещает повестку дня заседаний Европейского парламента. Очередной повод обсудить ситуацию в нашей стране дал Высший административный суд. Освобождение от депутатских обязанностей "регионала" Андрея Веревского и оппозиционера Сергея Власенко не прошло незамеченным. Уже 7 марта ЕП решил, что следующее масштабное обсуждение внешней политики (по итогам которого планировалось принять "египетскую" и "северокорейскую" резолюции) никак не обойдется без разговора об Украине.

Экстренное обращение к киевским проблемам в сложившейся ситуации странным не выглядело. Еще до официальной реакции члены ЕП и чиновники Евросоюза реагировали на решение ВАСУ с разной степенью резкости. И если еврокомиссар по вопросам расширения Штефан Фюле в Twitter намекал на то, что такие шаги плохо вписываются в "европейский путь", то некоторые другие гости из ЕС давали более жесткие характеристики и поднимали более неприятные вопросы. "В случае злоупотребления судебной властью мы можем прийти к тому, что примем особые меры против членов украинского правительства, как, например, запрет въезда. Мы уже имеем опыт с другими странами, где было злоупотребление политической властью в борьбе с политическими оппонентами. Мы должны об этом подумать", – заявляла лидер европейских "зеленых" Ребекка Хармс, которая непосредственно понаблюдала за украинской судебной властью в действии.

Внимание Запада к обновившемуся положению дел вызвало недовольство в Министерстве иностранных дел. Но предложение воздержаться "от необоснованных обвинений в адрес законодательной, исполнительной и судебной власти Украины" понимание находило не всегда. В канун внеочередного для украинского вопроса заседания ЕП, некоторые члены Европарламента не слишком ограничивали себя в формулировках. "Очевидно, украинское правительство просто нас обманывает: они вежливо ведут себя во время официальных встреч, а на практике – все по-другому. И это очень печально и для нас, и для людей. Но если они думают, что могут играть с нами, то очень ошибаются. Если так будет, не будет никакой подписи под Соглашением об ассоциации на саммите в Вильнюсе", – допускал Михаэль Галер из Европейской народной партии, которая и инициировала появление "украинского" пункта в повестке. "Я продолжаю утверждать, что Украина это не то, что Россия, и тем более это не Беларусь. Но тенденции в Киеве являются отрицательными. Поэтому и реакция Европарламента может стать более похожей на ту, с которой сталкиваются поступки российских и белорусских политиков. Но такой сценарий был бы недобрым и для Украины, и для объединенной Европы",- придерживался схожего мнения евроконсерватор Марек Мигальский.

Принципиально исправить ситуацию к 13 марта Киеву не удалось, хотя старания предпринимались. Так, сам Сергей Власенко в очередной раз не смог покинуть переделы Украины, ЦИК пока не принимала постановлений по "безмандатному вопросу"; да и ВАСУ и ВСУ, вероятно, еще придется им заниматься. С другой стороны, европейцы подчеркнули, что они готовы оценивать ситуацию в комплексе. Но насколько обнадеживающе это прозвучало?

Труд в ответ на терпенье

Добиться консенсуса в зале заседаний европарламентариям было не так уж и просто. Часть из них продолжала придерживаться мнения, что вот прямо так, как сейчас, наверное, уже больше нельзя, а для того, чтобы Соглашение об ассоциации было-таки подписано, у Европы "должна быть уверенность в том, что в Украине избирательное правосудие больше использоваться не будет". Еврооптимисты же стояли на позициях "дверь должна остаться открытой".

В некотором роде усредненную точку зрения между двумя этими полюсами в итоге и презентовал в Страсбурге Брюссель. Хотя изначально ожидалось, что разбором украинского вопроса будет заниматься верховный представитель ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон, поздним вечером 13 марта удар на себя все же принял Штефан Фюле. "Я хочу быть очень четким: если мы хотим подписать Соглашение об ассоциации, и я убежден, что так и будет, так как это в наших общих интересах, путь вперед для властей – не доставлять больше и больше новостей, которые вызывают обеспокоенность", – говорил он, уточняя между делом, что текст соглашения в скором времени будет отправлен в Верховную раду.

"Дело Власенко", по всей видимости, заняло одно из почетных мест в списке беспокоящих новостей. "Недавние события в очередной раз подчеркнули срочную необходимость проведения судебной реформы и реформы в отношении виборов", – подтверждал еврокомиссар. Брюссель по-прежнему рассчитывает на то, что "в Киеве есть решительность для достижения целей". Но пускать дело на самотек, похоже, уже не собирается.

Тезис о том, что у Украины в запасе не так уж и много времени, в среду снова получил подтверждение. Очевидно, очередной контрольной точкой для официального Киева станет презентация доклада наблюдательной миссии от ЕП, которую возглавляют Пэт Кокс и Александр Квасьневский. Доклада этого Европа ждет уже в апреле, и, судя по всему, там надеются, что эта презентация не разочарует. "Пока дела Тимошенко и Луценко не решены должны образом, и не будет достаточно уверенности, что избирательное правосудие больше не будет использоваться, мы вряд ли можем говорить об условиях, которые являются благоприятными для подписания Соглашения об ассоциации", – большого пространства для разночтений Штефан Фюле не оставил.

Если очередное прямое подтверждение значимости дел Луценко, Тимошенко, Власенко украинскую оппозицию должно порадовать, то другой "привет" из Страсбурга прозвучал уже не настолько приятно. Посыл "Пора бы уже поработать" из сессионного зала Европарламента был адресован не только украинским властям. Доля критики досталась привычке блокировать трибуну, что только порадовало "регионалов". "Это особенно разочаровывает после обнадеживающей резолюции о европейской повестке дня, проголосованной разными политическими силами. Украине нужна власть, которая создаст среду, благоприятную для диалога, равно как ей нужна и конструктивная оппозиция, которая может полностью взять на себя ответственность перед украинским народом. Между тем, есть ряд событий, которые идут вразрез с духом обязательств, взятых на саммите", – напомнил еврокомиссар.

Общая двойственность позиции "Тут стараемся, тут – не стараемся, а там – прогресс не заметен", похоже, перестает встречать сравнительно толерантное отношение у европейцев. И пусть радикально-разочарованные настроения в ЕП, как минимум, пока не имеют настолько преобладающего влияния, как того опасались некоторые эксперты после решения ВАСУ, на режим особого потакания слабостям Киеву, вероятно, рассчитывать уже нельзя. "Недавние события в Украине продолжают выглядеть для нас парадоксом. С одной стороны, саммит Украина-ЕС прошел в конструктивной атмосфере, с четкими обязательствами президента Януковича, что Украина полна решительности выполнить все три критерия, определенные в Выводах Совета ЕС в декабре… С другой стороны, мы также отметили, что ситуация остается трудной", – реагировал на фирменную двойственность украинского правящего лагеря Фюле. Впрочем, украинская сторона всячески пытается проиллюстрировать, что трудной ситуация останется ненадолго.

Нагнать и перегнать?

Пока в европейские политики беспокоились из-за судьбы Сергея Власенко, украинские власти предпринимали действия, иллюстрирующие их благие интеграционные намерения. Так, 13 марта на заседании делегации ЕП по связям с Украиной киевский представитель при ЕС Константин Елисеев рассказал о недавних свершениях. "Представитель Украины при ЕС Константин Елисеев проинформировал присутствующих о первых важных шагах Украины по выполнению критериев, закрепленных в общем заявлении Саммита Украина-ЕС, в частности, указа президента о неотложных мерах по европейской интеграции Украины от 12 марта и одобрению правительственного плана мер по усовершенствованию избирательного законодательства", – говорилось в заседании пресс-службы представительства.

Обсуждение в сессионном зале и слова Штефана Фюле подтвердили, что Европа в курсе всплеска украинской активности. Напомним, еще 11 марта в правительстве рапортовали, что из 71 пунктов Плана первоочередных мероприятий по интеграции Украины в ЕС на 2013 год было выполнено 6 – преимущественно касающихся подготовки законопроектов и разработки постановлений Кабмина.

Приняла участие в забеге и Банковая. В канун заседания ЕП был обнародован указ Виктора Януковича. Документ закрепил утвержденное на заседании СНБО (к слову, тогда же главным по евроинтеграции был назначен Андрей Клюев) решение о неотложных мерах, способствующих евроинтеграции. Перечень поручений близок к стандартному: готовить законопроекты, помогать мониторинговой миссии, всячески способствовать, прорабатывать и следить за исполнением. За пределы привычного в силу острой необходимости выходят лишь некоторые пункты. Например, правительству поручается "содействовать" в подготовке повторных выборов в тех округах, где в том возникла необходимость. А МИД – озаботиться возможностью участия Украины в миссии ЕС в Мали… Но не всем острым вопросам так повезло с конкретизацией.

По словам представителя президента в парламенте, форсирование евроинтеграционного вопроса никак не связано со стремлением ЕП обсудить Украину вне очереди. Но при этом Юрий Мирошниченко уверен, что президентский указ дает ответ на многие претензии европейцев – включая и околооппозиционные. "В том разделе, где речь идет о поручении Министерству юстиции, как раз и отмечена необходимость осуществить целый ряд шагов в сотрудничестве с представителями ЕС и экспертами, и привлечением опыта Венецианской комиссии с тем, чтобы те вопросы, которые связаны с правовым регулированием тех сложных, скажем так, вопросов, о которых вы говорите (дела Тимошенко и Луценко, – "Подробности") чтобы они были обеспечены такими цивилизованными, в рамках европейских стандартов, ответами", – разъяснил он. Но если судить по тексту указа, со "сложными вопросами" все действительно непросто. Распоряжения Минюсту содержат три пункта. Один из них предполагает активизацию работы над поправками к избирательному законодательству. Это соответствует одному из приоритетных, с точки зрения ЕС, направлений, но все-таки к проблемам заключенных оппозиционеров отношения не имеет. Два других пункта вопроса Тимошенко и Луценко также касаются лишь косвенно. В первом случае речь идет о необходимости обеспечивать выполнение решений ЕСПЧ и следовать рекомендациям Совета Европы в вопросах условий содержания заключенных и обеспечения их медицинской помощью. Во втором – о реформах правоохранительных и "околосудебных" органов вообще. "Обеспечить подготовку с участием вспомогательных органов, созданных президентом Украины, до 1 октября 2013 года с учетом европейских стандартов законопроектов, касающихся реформирования Высшего совета юстиции, статуса судей, реформирования прокуратуры для направления этих законопроектов в Европейскую комиссию "За демократию через право" (Венецианская комиссия) с целью получения соответствующих выводов", – говорится в указе.

Претензии европейцев к избирательному действию украинского правосудия действительно выходят за границы непонимания ситуации с "делами оппозиционеров". Критике неоднократно подвергалась организация судебной системы в целом. Однако трудно судить о том, насколько убедительно сейчас прозвучит намерение что-нибудь придумать к 1 октября. С одной стороны, из слов Штефана Фюле можно сделать вывод, что на сегодня Европу интересуют не общие планы Украины на светлое будущее, а меры, которые показывают готовность решать сложившие проблемы в кратчайшие сроки. С другой – времени для стратегической подготовки реформ у ныне правящего лагеря было немало, что может породить вопрос: почему абрис преобразований так толком и не наметился за три года? Наконец, с третьей стороны, европейцы уже не раз объяснили – чтобы подписать Соглашение об ассоциации в ноябре, полную "боевую готовность" обе стороны должны продемонстрировать еще летом. А в таком случае объяснение из разряда "к осени успеется" вряд ли будет пользоваться большой популярностью, даже если парламент заработает, как часы…

Согласно президентскому указу, в число обязанностей правительства должно войти ежемесячное информирование Брюсселя об интеграционном прогрессе Украины. Заседание ЕП показало, что евродепутаты все еще не прочь послушать о киевских успехах. Правда, для этого успехи все-таки должны выходить за рамки информирования о намерениях как таковых. Ведь в случае, если ситуация будет оставаться в европейском представлении "трудной", наполовину открытая дверь к подписанию соглашения рискует без особого труда превратиться в наполовину закрытую. И с каждым месяцем зазор может уменьшаться.

Ксения Сокульская

Новини

16 Квітня 2024

Обсяг металобрухту на майданчиках Міноборони до кінця року може сягнути 200 тисяч тонн

Металургійна промисловість Європи потребує 5 млн тонн водню на рік для декарбонізації

МВФ прогнозує зростання ВВП України цьогоріч до 3,2%

Поляки розблокували пункт пропуску Долгобичув-Угринів

Зеленський підписав закон про мобілізацію

Бронювання працює неефективно: кожен шостий працівник мобілізований – Петрук

Акціонери US Steel схвалили злиття з Nippon Steel

Компанія Дерипаски втратить 36% експорту внаслідок нових санкцій США та Великої Британії 

Українські металургійні компанії у березні скоротили експорт напівфабрикатів на 38,7%

Києву загрожують відключення світла за графіком – ДТЕК

Польська JSW скоротить видобуток вугілля на 850 тисяч тонн

АМКР збільшив виплавку сталі на 93% 

За три місяці китайські металурги відвантажили за кордон 25,8 млн тонн сталі

Майже 19 тисяч компаній переїхали по Україні від початку великої війни

Споживання сталі в Україні впало на чверть у 1 кварталі

Нафтогаз готовий викупити весь газ, запропонований українськими видобувниками

ВСІ НОВИНИ ⇢