Фиктивный реверс – сомнительные выгоды
Точка зоруВиртуальный реверс газа в Украину может в любой момент оказаться вне закона, до тех пор, пока не будут построены новые газопроводы-перемычки между странами Восточной Европы и Украиной, которые изначально будут рассчитаны на подачу газа в направлении с Запада – на Восток.
Как показывает практика, «голая» декларация планов диверсификации поставок газа в Украину путем строительства СПГ-терминала, изучения технической возможности реверсных поставок газа, а также присоединения к трубопроводным проектам других стран – является недостаточным аргументом для успешных переговоров относительно снижения цен на российский газ для Украины. Нужны решения и действия – закономерно приближающие к неизбежному осуществлению подобных проектов, на которые придется потратиться. Другими словами снижение цены на российский газ будет возможно при наличии как минимум строящегося, а лучше работающего, СПГ-терминала, или же вновь построенных газопроводов-перемычек, предназначенных для подачи газа из Европы в Украину.
Для склонения Украины к «взаимовыгодному» сотрудничеству в сфере транзита газа «Газпром» идет на колоссальные затраты, блефуя на грани реальной осуществимости собственных мегапроектов. Яркие тому примеры – проект «Северный поток» («СП»), в т.ч. возможность его расширения, проект «Сила Сибири» – предусматривающий поставки сибирского газа в Китай, «Ямал-Европа-2», а также пока еще актуальный «Южный поток» («ЮП»).
В частности, для реализации проекта «ЮП», который изначально (на стадии утверждения его концепции) позиционировался как газопровод для транзита газа в обход территории Украины, уже осуществлены колоссальные капитальные вложения, которые скорее могут свидетельствовать о необратимости реализации проекта, несмотря на его сомнительную экономическую целесообразность и стратегическую выгоду. Во всех транзитных странах созданы совместные предприятия для осуществления проекта «ЮП», разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО) на всех европейских транзитных участках, в т.ч. на территории России (около 2,5 тыс.км газопроводов) для которого закуплены трубы. И это при том, что реализация данного проекта до сих пор не для всех очевидна, а торг за «льготные» условия эксплуатации «Газпромом» украинской ГТС продолжается. Тем не менее, Россия всему миру показала торжественное начало строительства «ЮП», пока что лишь на своей территории, далее сбросив обороты продвижения проекта.
В свете таких помпезных мероприятий (торжественный старт «СП» и «ЮП»), акценты которых ясны всем, Украина, в ответ на это, старалась восполнить пробелы в информационном пространстве и показать свою решительность. Граждане страны наверняка соскучились за торжественным пуском в эксплуатацию новых производственных объектов, особенно в нефтегазовой отрасли, как то: УКПГ, плавучих установок, но особенно запомнились: разрыв контракта с производителем очередных плавучих буровых установок – компанией Keppel FELS, а также подписание ни к чему не обязывающих документов по СПГ-терминалу.
Как известно, ТЭО для СПГ-проекта было разработано, договора – подписаны, состоялась торжественная сварка труб для стыковки сухопутной части терминала с ГТС Украины. Однако позже выяснилось, что ТЭО необходимо дорабатывать, т.к. в качестве основного варианта, только из-за сжатых сроков ввода, теперь рассматривается плавучий терминал; один из договоров подписан, мягко говоря, с человеком, который не имел на то компетенции; а две трубы, торжественно сваренные осенью 2012 г., на долго останутся ржаветь в степи Одесской области.
Есть опасения, что судьбу проектов поставок газа из Европы может ожидать аналогичная участь. Не для кого ни секрет, что «Газпром» знает ГТС Украины и ее возможности как минимум не хуже специалистов «Укртрансгаза». Это касается как внутренних возможностей на территории Украины, так и на границах с ЕС, где «Газпром» пока что контролирует как процесс транзита, так и реверса.
Для изменения ситуации, т.е. нивелирования влияния России на осуществимость альтернативных поставок газа в Украину, жизненно необходимо создание объектов новой инфраструктуры: СПГ-терминала и газопроводов для поставок «европейского» газа. Из описанных альтернатив – СПГ-проект является более затратным, в сравнении с другими как по времени (от 3х лет) так и по инвестициям (не меньше 1 млрд.дол.США), которые все же ничтожны в сравнении со стратегическим значением объекта.
Менее затратным – является строительство газопроводов-перемычек для физического прокачивания газа из ЕС в направлении Украины. Здесь может пригодиться опыт Европы. После украино-российского газового кризиса 2009 г. руководство энергетической отраслью ЕС утвердило ряд документов, которые должны обеспечить диверсификацию источников и маршрутов поставки энергоресурсов в ЕС, а также организацию реверсных потоков между странами ЕС. Большинство подобных проектов вошло в рамки Европейской энергетической программы для восстановления экономики – European Energy Programme for Recovery (EEPR).
В частности, было принято решение объединить между собой газовые магистрали стран – новых участников ЕС. Один из коридоров, который должен соединить газотранспортную инфраструктуру стран Восточной Европы, получил название «Север-Юг». Он предназначен для подключения стран Восточной Европы к новым источникам импортных поступлений газа на севере и юге ЕС.
Конечными точками газового коридора «Север – Юг» должны стать: на севере – СПГ-терминал «Свиноуйсце» (Польша), мощностью около 7,5 млрд.куб.м/год, строительство которого завершится в средине 2014 г., на юге – планируемый СПГ-терминал на острове Крк (Хорватия), мощностью 10-15 млрд.куб.м/год.
Таким образом, «Север-Юг» соединит Балтийский регион со странами Европы, которые расположены на побережье Адриатического, Эгейского и Черного морей. Ожидается, что это позволит сократить зависимость стран Центральной и Восточной Европы (Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии и др.) от российского природного газа, который поставляется через Украину и Беларусь. Между указанными странами будут построены газопроводы-перемычки (интерконнекторы) небольшой мощности, которые позволят осуществлять поставки газа, как в прямом, так и в реверсном направлениях (см. табл. и рис.)
Указанные проекты находятся на разных стадиях реализации. Есть уже построенные газопроводы, половина – уже прошла процедуры согласований и тендеров, часть – максимально приблизилась к проведению конкурсов. В частности, уже готов интерконнектор «Чехия-Польша», до 2014 г. запланировано окончание строительства перемычки «Румыния-Молдова», в 2015 г. – будет запущен коннектор «Венгрия-Словакия» и др.
Таким образом, для обретения реальных механизмов снижения влияния «Газпрома» в сфере поставок газа, страны Европы, даже с мизерными объемами потребления, отдают предпочтение строительству новых газопроводов, а не используют техническую возможность перенаправления потоков газа. Как видим в ЕС, приоритет отдан – созданию новой инфраструктуры для осуществления поставок газа в прямом и реверсном направлениях, т.к. именно такой вариант – обеспечивает физические поставки газа, которые будут иметь легитимный юридический статус.
За последний год Украина продвинулась в сфере реализации проектов реверсных поставок. Однако данной степени проработки вопроса очевидно не достаточно, для аргументированного снижения стоимости закупки российского газа. Согласно сообщению оператора ГТС Украины – компании ПАО «Укртрансгаз»1, по состоянию на конец марта 2013 г. проработка «реверса» велась по четырем направлениям, где были достигнуты следующие результаты.
Словакия
«Укртрансгаз» предложило словацкой стороне (компании Eustream) использовать один из четырех существующих газопроводов для транспортировки газа в Украину. Ожидается, что эта схема обеспечит прием природного газа в ГТС Украины до 10 млрд. куб. м/год. При этом, объемы газа могут быть замерены на территории Украины. Подписание Interconnection Agreement и технического соглашения было запланировано на март и апрель 2013 г.
Венгрия
«Укртрансгаз» обеспечило техническую возможность приема газа со стороны Венгрии. Подписано Техническое Соглашение с оператором ГТС Венгрии (FGSZ LTD). FGSZ LTD получила разрешение на подачу газа в Украину от «Энергетического регулятора» Венгрии. Техническая возможность приема газа из Венгрии в Украину до 3 млн.куб.м/сутки, после проведения необходимых технических мер на ГТС Украины в II кв. 2013 г., техническая возможность приема газа со стороны Венгрии будет составлять до 15 млн.куб.м/сутки (авт. – не более 5,5 млрд.куб.м/год).
Польша
«Укртрансгаз» обеспечило техническую возможность приема газа со стороны Польши. С компанией «Газ-Систем» подписан ряд дополнений к Операторскому соглашению относительно транспортировки газа из Польши в Украину. С 1-го ноября 2012 г. осуществляется транспортировка природного газа в Украину по газопроводу Ду500. Учет газа происходит на ГВС Германовиче. С 01.01.2013 по 17.03.2013 поступление природного газа в ГТС Украины составляло до 2 млн.куб.м/сутки, а с 01.04.13 в соответствии с подписанным Контрактом между НАК «Нафтогаз Украины» и RWE, объём поступлений будет составлять 5 млн.куб.м/сутки (авт. – не более 1,8 млрд.куб.м/год).
Румыния
Ведутся переговоры с компанией СНТГН Трансгаз относительно возможности подачи газа из Румынии в Украину и подписан Меморандум о намерениях. Возможные объемы приема газа со стороны Теково до 5 млн.куб.м/сутки. Также обсуждается вопрос относительно возможности подачи газа в Украину через ГВС Орловка.
Как видно, работа идет, промежуточные результаты есть, однако уже сейчас, на начальном этапе, у пока что основного поставщика газа для Украины – России, возникают вопросы относительно законности подобных схем поставок, что в дальнейшем из недоумения может перерасти в затяжные разбирательства.
Отсутствие реальных газопроводов, предназначенных для физического прокачивания газа из Европы в Украину, не дает возможности всерьез рассматривать данные схемы диверсификации, как альтернативу российскому газу. С этим могут быть связаны и коллизии относительно правового статуса таких схем, чем являются они на самом деле: сделкой-своп, реверсом, виртуальным реверсом, фиктивной или мошеннической схемой, – как ее уже успел окрестить глава «Газпрома».
Хотя в целом «Газпром» не исключает возможности применения подобных схем, а также доступа до европейского газового спотового рынка, в т.ч. и для Украины, однако для этого должна быть, как минимум, обеспечена техническая возможность физической поставки ресурса из указанного источника на целевой рынок.
Александр Лактионов,
эксперт в области энергетики
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram