Инвесторы теряют интерес к добыче нефти и газа по совместным проектам

Точка зору

Николай Зюзькевич, директор департамента геологии и производства НАК «Надра Украины», рассказал, как проходит реорганизация госкомпании и кто стоит за скандалом вокруг разработки сахалинского месторождения углеводородов.

— Николай Петрович, сколько месторождений находится в разработке НАКа?

— НАК обладает правом на исследование 360 месторождений, 240 из которых находятся в производственной разработке. На большинстве из них открыто геологоразведочное строительство. В моем ведении находятся четыре производственных предприятия, которые осуществляют геологические работы. Наиболее перспективные недра расположены в восточном регионе Украины.

— Какой объем средств на эти работы необходим?

— Для обеспечения работы наших предприятий необходимо 300 миллионов гривен в год. В прошлом году нам выделили из бюджета 14 миллионов. Этой суммы недостаточно для работы даже на одной скважине. Стоимость одной бурильной установки с глубиной бурения 5 километров составляет 75 миллионов гривен. Как нам быть в этой ситуации? Естественно, компания вынуждена привлекать инвесторов. Но они идут в наши проекты неохотно, учитывая тот факт, что с каждой сменой руководства «Надр» меняются планы по участию в совместных проектах.

— Например?

— В 2006 году были пересмотрены права на 20 перспективных участков. По сути — грабеж, а на деле — все в порядке, поскольку эти действия были подкреплены документами. В 2007 году при бывшем руководителе госкомпании Эдуарде Ставицком «ушло» 19 очень хороших участков. В частности Резниковское, Берестовское, Терковское, Загорянское, Харьковцовское месторождения.

— СП «Дэвон», в котором «Надра» имеют долю, приостановило инвестиции в проект по разработке Сахалинского месторождения. В чем загвоздка?

— Это месторождение относится к категории среднего по запасам углеводородов. Исследования по этому участку начаты еще в 1985 году. В 2000 году создано СП «Дэвон», в которое вошли НАК «Надра» и польская компания PGNiG. Также в проект на правах акционеров входят еще несколько компаний. За время разведки месторождения государство вложило в него 1,5 миллиарда гривен инвестиций.

Но 16 января этого года нас поставили в известность, что лицензия на разработку месторождения, согласно судебному решению, передана фирме «Укрнефтебурение». У нее нет ни техники, ни оборудования, ни специалистов. Мне также известно, что вся информация по защите запасов, которую мы готовили все эти годы, продана «Укрнефтебурению».

— Вам известно, кто стоит за этой компанией?

— Да, Николай Злочевский, бывший глава Госкомитета природных ресурсов. В декабре 2004 года он выдал спецразрешение на пользование недрами Сахалинского месторождения ЗАО «ВК «Укрнефтебурение». С тех пор Злочевский оспаривал право НАК «Надра» на участие в разработке месторождения.

— Чьи интересы представляет Злочевский?

— Мне об этом ничего не известно, как, собственно, и об интересах других инвесторов. Знаю, что он имеет отношение к Партии регионов. Ранее представлял интересы партии СДПУ(о).

— Вам известна позиция Минприроды в этом спорном вопросе?

— Минприроды согласилось с судебным решением о передаче права на Сахалинское месторождение «Укрнефтебурению».

— Какова доля «Дэвона» в распределении прибыли, полученной от реализации углеводородов с Сахалинского месторождения?

— Она меняется в зависимости от специфики работ. Ранее эта доля составляла 40%. После того как «Дэвон» задействовал свои бурильные установки и прекратил арендовать наши, она увеличилась до 70%. Это справедливо.

— Каковы перспективы привлечения новых инвесторов для осуществления совместных проектов?

— Проблема в том, что инвесторы если и интересуются месторождениями, то теми проектами, где уже ведется добыча. Мы же осуществляем разведку. Это рисковый вид инвестиций. В эту сферу не хотят вкладывать средства. Тем более что нужны немалые суммы, я бы сказал, миллиарды долларов. А с таким отношением власти к сотрудничеству (сегодня ты участвуешь в проекте, а завтра — до свидания) об интересе инвесторов говорить не приходится.

— Правительство начало процесс реорганизации «Надра Украины». Вы его уже ощущаете?

— Пока в компании чувствуется только всеобщее напряжение. Наши службы готовят предложения по реструктуризации, но я не знаком с ними. По слухам, будет создана геологоразведочная структура.

— Вам известно, кому принадлежит инициатива по реформированию «Надр»?

— Не могу назвать конкретного человека, но инициатором является представитель «Нафтогаза». И суть здесь проста — прибрать к рукам оборудование для разведывательных работ «Надр», хотя оно уже износилось процентов на 99, а также специалистов, которые будут его обслуживать. Остальных — на улицу.

— Минтопэнерго настаивает на передаче функций «Надр» в части разведки углеводородов «Нафтогазу»…

— Геология у них всегда будет на втором плане. Когда второй план, не жди от этих изменений ничего хорошего.

— Есть мнение, что потенциал «Нафтогаза» позволяет снизить стоимость работ по бурению втрое. Это правда?

— Мне сложно ответить на этот вопрос, у меня нет расчетов себестоимости бурения. Поймите другое. «Нафтогаз» заниматься геологией не будет, это ему ни к чему. Он заинтересован лишь в разведке на работающих месторождениях, которые уже приносят прибыль. Мы же изучаем возможность добычи ископаемых вообще на основании данных геологов, которые были получены еще в далеких 60-х годах. Если эту работу остановить, Украина не только не увеличит добычу газа, но и снизит ее, потому что особенностью наших месторождений является то, что они не возобновляются.

— В Минтопэнерго высказывали претензии к НАК «Надра», что компания не продала ни одного кубического метра газа для населения. Считаете ли вы эти обвинения обоснованными?

— Согласно правилам, совместное предприятие, разрабатывающее месторождение, обязуется продавать добытый газ по регулируемому тарифу, то есть на внутренний рынок, только в том случае, если доля государства в нем превышает 50%. В противном случае НАК «Надра» имеет право продажи углеводородов по нерегулируемому тарифу.

Новини

3 Травня 2024

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

Ferrexpo скоротила викиди вуглецю на 32%

Тарифи на електроенергію швидко та суттєво зростуть – НБУ

Нафтогаз запропонував Туреччині зберігати газ в українських підземних сховищах

Інфляція в єврозоні у квітні 2024 року зросла на 2,4%

Зеленський вимагає поєднати захист енергетики та забезпечення українців електрикою

ОЕСР очікує на пришвидшення темпів зростання світової економіки

ВСІ НОВИНИ ⇢