Банковская система
Точка зоруБанковская система Украины всегда выступала локомотивом экономического развития. По примеру ряда западных стран она имеет двухуровневую структуру: регулятор – Национальный банк – и 181 банк, имеющий лицензию на ведение банковского бизнеса. Их активы к октябрю достигли 756,6 млрд грн, что сопоставимо с размером ВВП за минувший год. Но только два банка – Ощадбанк и Укрэксимбанк – на 100% принадлежат государству. Остальные кредитные учреждения входят в сферу влияния финансово-промышленных групп как Украины, так и иностранных государств. В настоящее время 60,2% банковского капитала все еще принадлежит украинским акционерам. Но в условиях разразившегося финансового кризиса резидентам будет сложно поддерживать ликвидность своих учреждений, поэтому они будут продавать банки иностранцам.
Осколки системы
Немногие украинские банки ведут свою историю с получения Украиной независимости в 1991 году. К 1990 году в реестре госбанка СССР находилось 533 банка, но только 28 из них имели украинскую прописку. После распада Советского Союза на базе Украинской республиканской конторы Госбанка СССР в марте 1991 года был создан Национальный банк Украины, который начал перерегистрацию банков и выдачу лицензий новым учреждениям.
В настоящее время из госбанков государственным остался только Ощадбанк, на внебалансовом счету которого до сих пор висит долг более 100 млрд грн перед украинскими вкладчиками Сбербанка СССР. Государственный Укрэксимбанк, который уже отошел от исключительного финансирования госпредприятий и начал развивать розницу, был создан с нуля – на основе отделений Внешэкономбанка. В конце 1990 года на базе Украинского республиканского управления Жилсоцбанка СССР образовался Укрсоцбанк, который и сейчас входит в топ-10 рынка. Постепенно терял позиции коммерческий Проминвестбанк, созданный из украинской части Промстройбанка СССР и обслуживающий крупные промышленные предприятия. Советский стиль управления чуть не довел банк до его национализации. Банк "Украина" (правопреемник Агропромбанка СССР) в 2001 году был признан банкротом, но его активы не распроданы до сих пор.
За годы независимости происходили слияния одних банков и банкротство других, Нацбанк выдал лицензии нескольким сотням кредитных учреждений, а отобрал – у 109 учреждений. В 1992 году в Украине была создана валютная биржа, и начала формироваться нормативная база банковского бизнеса. "Как все первые нормативные акты, документы того времени были достаточно успешными. Они были короткие и четкие",– говорит председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин. В 1994 году Нацбанк начал выдавать лицензии на создание банков с иностранным капиталом и учредил Банкнотно-монетный двор. В 1996 году в Украине появилась национальная валюта – гривна.
Комсомольский дух
Появившиеся в результате перестройки кооперативные банки стали финансовыми центрами первых финансово-промышленных групп. Банки могли кредитовать свои предприятия по низким ставкам без залогов, собирая деньги для операций с населения. В банковском бизнесе было характерно работать только "со своими", и для владельца банка важно было собрать команду менеджеров, которой он мог доверять. "Все начиналось с советской государственной банковской системы, в которой не было места частной собственности,– вспоминает председатель правления Сведбанка, экс-председатель правления ПриватБанка и бывший глава НБУ Сергей Тигипко.– Стали создаваться частные банки, которые стали заниматься обслуживанием населения и впоследствии получили конкурентное преимущество, потому что не были связаны с обслуживанием госбюджета. Ведь для них не создавалось какого-то микроклимата. Неправильно считать, что тогда банки создавались на комсомольские деньги. Скорее, стоит говорить, что некоторые банки начинали свою работу с комсомольского энтузиазма". По словам господина Тигипко, в ПриватБанке работал не один десяток его друзей по комсомолу: "С моей стороны было бы неосмотрительно не опереться на такую организованную и мощную команду. У нас была такая присказка: 'работаем на асфальте', то есть не ищем никакой поддержки властей, а ищем деловые предложения и ориентируемся на бизнес". В 2001 году Сергей Тигипко создал собственную финансовую группу ТАС.
Банкиры говорят, что ПриватБанк начинал с маленькой комнаты в общежитии, где выдавались первые кредиты, за которыми стояли очереди. Последние несколько лет ПриватБанк, подконтрольный Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову, является безусловным лидером по многим позициям в рейтинге украинских банков. Это единственный крупный банк, который до сих пор ориентирован на кредитование предприятий владельцев одноименной финансово-промышленной группы.
Бывшими комсомольцами в 1992 году был создан и банк "Аваль". Уже в 1994 году Федор Шпиг и Андрей Деркач смогли получить господдержку и привлечь в него счета пенсионеров, что позволило кредитному учреждению получить к названию приставку "почтово-пенсионный банк". Основным видом их деятельности был банковский бизнес, но постепенно владельцы "Аваля" включали в свою деятельность различные аграрные и продовольственные предприятия.
Приход варягов
Постепенно многие владельцы финансово-промышленных групп стали позволять своим банкам все больше кредитовать "чужие" предприятия и население. После того как с 2004 года правительство стало быстрыми темпами повышать минимальные зарплаты и осуществлять социальные выплаты, у населения появились свободные деньги, которые оно готово было инвестировать в банковскую сферу. С увеличением доходов граждан повысилась их кредитоспособность, что заинтересовало зарубежные банки. Первым из иностранцев, кто не открыл новый банк в Украине, а приобрел готовый, стала шведская группа SEB, купившая небольшой банк "Ажио" в начале 2005 года. Следующим громким появлением иностранцев стала покупка в августе 2005 года австрийским Raiffeisen Int. 93% банка "Аваль" за $1,2 млрд. Мультипликатор (отношение цены к основному капиталу банка) покупки "Аваля" в 3,9 определил высокую привлекательность украинских банков. Эта сделка положила начало активному выходу иностранных инвесторов на украинский рынок, и после нее цены на банки только росли вплоть до этого года. "Многие иностранные банки ставят себе цель войти в десятку,– поясняет председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин.– Приобретая банк, иностранец покупает кусочек экономики страны и платит за способность выжимать прибыль из этого кусочка".
Успех бывших собственников "Аваля" вдохновил украинских банкиров, которые начали активно наращивать сети отделений. Первым примером частичной продажи банка стратегическому инвестору стало заключение сделки в ноябре 2005 года по покупке 51% акций УкрСиббанка французским BNP Paribas у Эрнеста Галиева и Александра Ярославского. Они стали владельцами УкрСиббанка в 1992 и 1996 годах и использовали учреждение для обслуживания интересов группы "УкрСиб". В 2003 году УкрСиббанк, переместив офис в Киев, отошел от приоритетного обслуживания интересов группы и начал развивать розничное направление. В рамках группы были созданы страховая и лизинговая компании, а также компания по управлению активами и ряд инвестиционных фондов. Господа Галиев и Ярославский после сделки сообщили, что не намерены уходить из бизнеса и будут увеличивать капитал банка наравне с французами, руководя банком на паритетных началах. Аналогичную сделку совершил и Леонид Юрушев, продав немецкому Commerzbank в 2007 году 60% банка "Форум" за 600 млн евро.
Вхождение затруднено
Но не всем иностранным банкам было легко войти на украинский рынок. История перепродаж Укрсоцбанка достойна того, чтобы попасть в учебники по корпоративным конфликтам. В 1999 году группа компаний "Меркс", "Ферротрейд Интернешнл" и "Галактон", управляемых Валерием Хорошковским, скупила акции Укрсоцбанка, а сам господин Хорошковский возглавил наблюдательный совет. Конкуренты Валерия Хорошковского говорили, что он купил банк за $20 млн. В том же году Укрсоцбанк был реструктуризован по программе TАCIS. После безуспешного участия Валерия Хорошковского в парламентских выборах 2002 года компания "Ферротрейд Интернешнл" сконцентрировала контрольный пакет акций банка. В 2004 году он продал ее корпорации "Интерпайп" (правопреемник – EastOne), контролируемой бизнесменом Виктором Пинчуком.
Однако господин Пинчук решил не инвестировать в банк, а перепродать его. В начале 2005 года он начал переговоры с европейскими и российскими банками. К середине года представители российского банка "Альфа" сообщили, что подписали соглашение с Виктором Пинчуком и "ничто не может остановить сделку". Но через несколько месяцев россияне отказались от сделки, сочтя цену завышенной. В начале 2006 года компании Виктора Пинчука удалось подписать соглашение о продаже итальянскому банку Intesa 85,42% акций Укрсоцбанка за $1,16 млрд. Но "Ферротрейд Интернешнл" владела только 74,84% акций, еще 8,87% и 7,23% принадлежали компаниям "Иннотех" и Tempsford Investments Ltd, которые на тот момент контролировались бывшими российскими партнерами Виктора Пинчука – Михаилом Щеголевским и Александром Дементиенко.
В скандал была вовлечена группа "Приват", представитель которой Геннадий Корбан (владел 1% акций Укрсоцбанка) судился с другими акционерами, препятствуя проведению дополнительной эмиссии. Центробанк Италии отказался выдавать разрешение Intesa на заключение сделки, требуя тщательного рассмотрения отношений между акционерами банка. Intesa отказалась от Укрсоцбанка. В июле 2007 года 95% акций Укрсоцбанка купил итальянский UniCredit, заплатив рекордные для украинского рынка $2,07 млрд. Мультипликатор при продаже составил 5,36 капитала.
Эта сделка стала одной из самых успешных наравне с продажей банковской группы ТАС Сергея Тигипко. Покупка ТАС-Коммерцбанка и ТАС-Инвестбанка шведским Swedbank за $485 млн не была традиционной для украинского рынка, так как господин Тигипко согласился за дополнительные $250 млн руководить банками, обеспечивая их рост. Удачной продажей своего учреждения иностранцам может гордиться и мэр Киева Леонид Черновецкий. После долгих переговоров в феврале господин Черновецкий и члены его семьи сумели выручить у итальянской Intesa за свои акции Правэкс-банка 493 млн евро. Среди претендентов на продажу также были "Финансы и Кредит" Константина Жеваго, Укргазбанк Василия Горбаля, "Надра" Игоря Гиленко, Кредитпромбанк Константиноса Папунидиса. Динамичные розничные банки "Дельта" и Родовид Банк тоже искали инвесторов. Но из-за начавшегося мирового кризиса ликвидности в Украине больше не произошло ни одной банковской сделки.
Пустой рынок
Сейчас банковский сектор оказался близок к коренной смене собственников банков. Если кризис 1998 года банки переживали, имея в балансе только внутренние ресурсы, а в "революционном" 2004 году зарубежных займов почти никто не имел, то теперь украинские банки и предприятия должны вернуть около $28 млрд иностранных кредитов. Мировой кризис и невозможность рефинансирования части этих кредитов поставили владельцев банков перед необходимостью срочной докапитализации, что могут сделать очень немногие акционеры. Глава НБУ Владимир Стельмах считает, что нынешний кризис гораздо глубже депрессии 1930-х годов и не закончится в 2009 году. По неофициальной информации, он уже не против скупки банков иностранными финансовыми группами, лишь бы банки не обанкротились и не потянули за собой предприятия. Падение доверия к банкам и массовое изъятие у них более $3 млрд депозитов еще больше осложняют поддержание нормативов.
Многие западные банковские группы пострадали от кризиса на своих традиционных рынках и не имеют свободных средств для инвестиций. Поэтому российские игроки получают карт-бланш на скупку дешевых активов в Украине. Впрочем, падение цен на нефть и ухудшение ситуации в российской экономике могут заставить и их отказываться от покупок. "У многих банков проблемы с ликвидностью, и они сначала должны разобраться на своем рынке, а только потом будут заниматься экспансией за рубежом",– отметил вице-президент по инвестиционному банкингу одного из российских кредитных учреждений. Банкиры ожидают с конца этого года массовую смену собственников учреждений, но не видят, кто может стать покупателем. "Ко мне приходили владельцы более десяти украинских банков и предлагали купить банк по цене капитала плюс совсем небольшое вознаграждение. Скоро они будут предлагать еще дешевле, но покупать будет некому",– говорит председатель правления "Дочернего банка Сбербанка России" Вячеслав Юткин.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram