Торговое соглашение между Украиной и ЕС зависит от судьбы Тимошенко
Точка зоруНа прошлой неделе в Сенате США сенатор Марко Рубио от штата Флорида, являющийся возможным кандидатом от Республиканской партии на роль преемника Барака Обамы на следующих выборах Президента США, и сенатор Ричард Дурбин от штата Иллинойс, старший член команды руководства Демократической партии в Конгрессе, совместно подали резолюцию с требованием об освобождении госпожи Тимошенко из-под стражи.
Резолюция также призывает Европейский Союз отказаться от подписания вызвавшего немалые толки и разногласия Соглашения об ассоциации вместе с положениями о так называемой Углубленной и всесторонней зоне свободной торговли, пока Киев не освободит Юлию.
На первый взгляд может показаться, что Вашингтон довольно несведущ в отношении смысла последних событий в Украине. С одной стороны, Киев уже один раз проигнорировал Брюссель, демонстративно провалив назначенный на май 2013 года крайний срок для проведения наиболее значимых реформ – что же помешает Киеву сделать это снова? С другой, Тимошенко сама заявила США и Американскому послу в Киеве, что ее содержание в тюрьме не должно стать препятствием для подписания Брюсселем Соглашения – почему же Сенат США должен делать из этого проблему?
Однако есть и иное объяснение этому событию:
Независимо от того, правы они или ошибаются, эти сенаторы отстаивают принцип: они искренне верят в то, что страна не может быть принята в образование, которое часто называют евро-атлантическим сообществом, если в ней не соблюдают принципы верховенства права, надлежащего судопроизводства и объективные правовые и юридические стандарты.
Американские – а по сути и европейские, особенно немецкие – политики и влиятельные деятели придерживаются мнения, что на данном этапе Украина не соответствует критериям вступления в зону свободной торговли с Европой; грядут президентские выборы в 2015 году. Если Объединенная оппозиция и вправду найдет в себе силы объединиться вокруг единого кандидата, в чем и заключается логика действий, она может выиграть. Тогда новое политическое руководство страны выпустит госпожу Тимошенко и дорога к евро-атлантическому будущему Украины будет широко открыта.
Это – разумный подход в ключе евро-атлантических ценностей, который однако не лишен изъянов (способна ли Объединенная оппозиция на самом деле объединиться?).
То же можно сказать и о подходе других европейцев, свидетельством чего является громкий призыв Романо Проди к подписанию Соглашения об ассоциации со страниц газеты Financial Times (за понедельник, 17 июня 2013 г.). Проди совершенно не упоминает бедную Тимошенко, которая продолжает чахнуть в камере харьковской колонии, бросая ее, по всей видимости, под пресловутый автобус.
Складывается впечатление, что Проди полон решимости игнорировать даже те ничтожные проявления "европейских ценностей", которые ЕС делает вид, что требует от Украины во имя подписания Соглашения об ассоциации. Проди распространяется о недавно принятом Украиной "знаковом" законодательстве о реформах (что? где?), а потом говорит о том, что реформы – это процесс, требующий времени, и именно поэтому Соглашение об ассоциации должно быть подписано сейчас (другими словами, Украина – невзирая на предполагаемые "знаковые" реформы – остается далека от соответствия европейским стандартам; более того, если Киев упрямо сопротивлялся Брюсселю и его возвышенным предварительным условиям до сих пор, почему кто-либо должен верить в то, что Киев согласится на эти требования позже?).
Проди говорит о том, что соглашение усилит роль Украины как моста к России, однако упускает упоминуть о том, что цена Брюсселя за соглашение – это отказ Киеву в праве присоединиться к экономически более выгодному Евразийскому таможенному союзу: очевидно, что европейско-российское противостояние для Украины рассматривается Брюсселем, что бы не говорил Проди, как игра с нулевой суммой.
Проди заявляет, что образованная рабочая сила, промышленная база и "мощные промышленные экспортные отрасли" Украины могут помочь Европе преодолеть "застой и сумятицу", хотя, положа руку на сердце, сложно представить, каким образом вторая беднейшая страна Европы (находящаяся между Молдовой и Албанией) может стать локомотивом для Франции, Германии, Великобритании и других промышленных центров политического влияния, которых подкосила тяга Брюсселя к чрезмерному регулированию, социальному обеспечению, перераспределению и политике нулевого роста. Складывается впечатление, что Проди просто находится в счастливом неведении насчет того, что именно Украина надеется (вопреки отсутствию признаков надежды), что Соглашение об ассоциации вытянет ее из ее экономического застоя и сумятицы – а совсем не наоборот.
На недавнем круглом столе в Киеве, организованном Американским институтом в Украине, бывший украинский министр экономики Виктор Суслов указал на то, что подписание Киевом Соглашения об ассоциации в сочетании с возможным безвизовым перемещением будет означать коллапс украинской промышленности и последующее сокращение населения вследствие миграции украинцев на Запад в поисках (несуществующих) рабочих мест.
Совершенно очевидно, что Проди прибегает к запрещенному приему риторики светлого будущего и конца истории, как и подобает такому старому марксисту, как он. Это та же самая песня сирен, которая ввергла Кипр, Грецию и целый ряд других европейских стран в пучину тревог и беспорядков. Но так как господин Проди никогда не испытывал коммунизм непосредственно на себе, его наивность в какой-то мере можно понять.
Однако представители украинской оппозиции не имеют такого оправдания. Как можно объяснить слова Арсения Яценюка о том, что Украина должна сделать выбор в пользу Соглашения об ассоциации, потому что европейские ценности (какие? нулевой рост, поддержка суннитских экстремистов на Ближнем Востоке, экспроприация личных банковских депозитов, брак для гомосексуалистов и вообще всё для гомосексуалистов?) более важны, чем российский газ (кровь украинской экономики)?
Или как понять Виталия Кличко, который говорит, что присоединение к Евразийскому таможенному союзу не принесет Украине "дивидендов"? Но если ежегодная экономия для украинской казны в размере 4,5-5 миллиардов долларов США в год вследствие снятия российских экспортных пошлин на энергоносители, которая будет предоставлена для Украины, не составляет дивиденды, то что тогда составляет?
По мере развертывания президентской кампании, от этих потенциальных глав украинской державы будут требовать объяснения такой позиции, поскольку ставки для Украины уже и так максимально высоки.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram