Трубой по мозолям

Точка зору

Удивив Европу своим единством, украинские власти подписали пока еще только декларацию о модернизации своей газотранспортной системы. Россия на это отреагировала так, будто у нее попытались отобрать половину нефтегазовых скважин. Неужели успех Украины оказался настолько большим, а мозоль россиян – такой болезненной?

Российская делегация демонстративно покинула Брюссельскую инвестконференцию, фыркнув о «неинтересности» того, что происходило при участии первых лиц Украины, еврокомиссаров и представителей международных финансовых организаций. Позже премьер РФ Владимир Путин на экстренной пресс-конференции заявил, что подписанная в Брюсселе декларация «непродуманная, непрофессиональная и просто несерьезная», поскольку в этом не участвовал поставщик газа – Россия. Досталось и Европе: Путин пригрозил пересмотром отношений со странами Евросоюза, если будут игнорироваться интересы Москвы в энергетической сфере. Но больше всего стрел было выпущено в сторону Киева: Минэнерго РФ предупредило, что может пересмотреть газовые контракты с Украиной, их МИД предупредил о возможном подорожании газа. А на следующий день президент Дмитрий Медведев сообщил и об отмене апрельской встречи премьеров двух государств до «прояснения соответствующих вопросов, которые возникли у российской стороны» после подписания декларации Украина – ЕС.

Шквал возмущения был вызван всего лишь совместным заявлением о путях модернизации украинской газотранспортной системы, под которым стоят подписи представителей Еврокомиссии, финансовых организаций и украинского руководства. В документе нет ни конкретных сумм, ни условий, на которых будут предоставлены средства, ни объектов инвестирования. Но в Москве уже просчитывают последствия этой декларации. И россияне от них явно не в восторге.

Правильный акцент

На самом деле Брюссельская инвестконференция, посвященная модернизации украинской ГТС, – большая удача.

Во-первых, потому что она вообще состоялась, причем на высшем уровне, с привлечением самых нужных участников. Сорвать конференцию могли противостояние премьера и президента, «маски-шоу» в «Нафтогазе» и затягивание Украиной согласования текста декларации. Но, к счастью, все получилось.

Во-вторых, подписанный документ – карт-бланш для Украины в продвижении своих интересов на дальнейших переговорах с Европой. Автографы же представителей международных финансовых институций – индикатор их готовности выделить такие необходимые сегодня Украине средства.

Ну и, в-третьих, нервная реакция Москвы на события в Брюсселе подтвердила: Украина может найти ей альтернативу. Да и Европа, в принципе, может сэкономить на дорогостоящих новых газопроводах, которые предлагает строить Россия.

Интересна и общая картина в энергосфере Европы. За неделю до Брюссельской конференции ЕС решил, что не будет напрямую финансировать проект альтернативного газопровода Nabucco, который призван обеспечить транспортировку газа из Каспийского региона через Турцию (минуя Россию) в страны Евросоюза. Изначально по линии ЕС планировалось выделить €250 млн., затем сумму сократили до €50 млн. Окончательную судьбу Nabucco решит майский саммит в Праге, но исключение его из списка проектов, финансирование которых предусматривалось отдельной строкой за счет казны ЕС, говорит об охлаждении интереса к этому проекту. Логика Евросоюза понятна: в условиях кризиса финансировать строительство таких масштабных проектов (общей стоимостью €8 млрд.) – роскошь, и стоит найти варианты подешевле.

Это вовремя подметили в Киеве, и на Брюссельской конференции Юлия Тимошенко сделала правильный акцент: «Сегодня много говорят об альтернативных путях поставок газа в обход Украины. Но строительство новых газопроводов – это десятки миллиардов долларов. А если в украинскую ГТС вложить $5,5 млрд., это увеличит ее пропускную способность на 60 млрд. кубометров. Назовите мне хотя бы один, более экономически эффективный проект», – подчеркнула премьер.

Важные последствия

Подписанное в Брюсселе заявление содержит несколько важных положений. Политический контекст: украинская ГТС является неотъемлемой составляющей общеевропейской энергетической инфраструктуры и одновременно государственной собственностью Украины.

Экономическая составляющая: Европа согласна инвестировать в увеличение пропускной способности украинской транзитной «трубы» на 60 млрд. кубометров в год. Но для этого Кабмин должен обеспечить независимость оператора ГТС юридически и экономически. По неофициальным сообщениям представителей украинского дипкорпуса, это было главным условием представителей ЕС, которое, кстати, достаточно негативно восприняла Юлия Тимошенко.

Европейские «спонсоры» считают, что доходы от транзита, которые получает оператор – «Укртрансгаз» (дочка «Нафтогаза»), – должны будут идти на будущий кредит, а не на покрытие убытков разбалансированной материнской структуры. В свою очередь, премьер понимает, что НАКу без «Укртрансгаза» придется затыкать дыры разве что дальнейшим повышением цен на голубое топливо для внутренних потребителей.

Ну а россияне в этом «суверенитете» компании – оператора транзита усмотрели коварство: «Значит ли это, что кто-то хочет воспользоваться кризисными явлениями в экономике, чтобы отобрать у Украины ее ГТС? Если это так, то это плохой способ решения проблем», – назидательно изрек Владимир Путин. На самом деле, именно россияне, как никто, понимают, что освобождение «Укртрансгаза» вместе с трубой из-под крыла НАКа лишит их возможности заполучить все активы «Нафтогаза» (хоть из-за долгов, хоть с помощью иной схемы). Также в Москве хорошо осознают, что увеличение транзитных мощностей Украины с нынешних 120 млрд. хотя бы до 180 млрд. кубометров газа в год резко снизит значение лоббируемых россиянами проектов – Северного и Южного потоков (обходные газопроводы по дну Балтийского и Черного морей).

Сколько Украина получит денег на модернизацию ГТС, станет известно после экспортной оценки проектов, представленных в мастер-плане. Он предусматривает финансирование на уровне $2,57 млрд., предназначенных для замены компрессорных станций, ремонта линейной части трубопроводов и реконструкции подземных хранилищ газа. Кстати, по оценкам ЕС, Украине необходимо €2,5 млрд. только для того, чтобы сохранить текущие эксплуатационные мощности.

Остается туманным один вопрос: объемы транспортируемого газа. Объективно – Россия действительно снижает его добычу (за последние месяцы она упала на 25%). И если тенденция не изменится, а кризис накроет российскую газо- и нефтедобычу, будет ли что перекачивать украинской ГТС?

Новини

1 Травня 2024

НКРЕКП нарешті затвердила обсяг підтримки зелених електростанцій за 5 місяців 2023 року

Через санкції прибуток Металоінвесту скоротився на 36%

У Чилі розраховують на збільшення обсягів видобутку міді

Vale, BHP та Samarco пропонують $25,4 млрд на ремонт після обвалення греблі у 2015 році

Вступ України обійдеться Євросоюзу у кругленьку суму – Deutsche Welle

Підвищення акцизу на пальне стане ударом для всіх українців

Австрійська влада застерігає Raiffeisen bank від угоди з Дерипаскою – Reuters

У квітні бізнес позитивно оцінив поточні результати своєї діяльності

Україна вийшла на довоєнні показники експорту – Свириденко

Samarco, Vale та BHP запропонували сплатити 25 млрд дол штрафу за прорив дамби в 2015 році

Acciaierie d’Italia планує у майбутньому виробляти 6 млн тонн сталі на рік

Сенат США підтримав заборону на імпорт російського урану

Ціна на залізну руду в поточному році перевищить $100/тонна

ВВП у ЄС зріс на 0,3% 

Держбюджет у квітні отримав майже 154 млрд грн податків 

В Yasno жаліються, що кияни не сплачують рахунки за електрику

ВСІ НОВИНИ ⇢