Нестандартный ход
Точка зору1 августа министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий анонсировал переход на новые стандарты топлива. Украинцы, теоретически, уже не смогут приобрести топливо стандарта Евро-2. В то же время, подобный запрет может стимулировать теневой рынок.
Долгожданный запрет
1 июля в Украине истекли старые ГОСТы качества топлива, из-за чего ввоз в страну топлива стандарта Евро-2 и Евро-3 оказался невозможен. Кроме этого, окончание действия ГОСТов 4063-2001 "Бензины автомобильные. Технические условия" и 3868-99 "Топливо дизельное. Технические условия" поставило фактически вне закона такие популярные марки топлива, как бензин А-76/80. Фактически, Украина не опередила время – в России топливо стандарта Евро-2 было запрещено к продаже с 1 января 2011 года. Однако из-за возникновения дефицита бензина запрет перенесли на 2 года. Он начал действие с 1 января текущего года. В Европе, где данный стандарт и был разработан, еще в 1999 году ему на смену пришел стандарт Евро-3. В Украине же на этот стандарт перейдут лишь сейчас. "Да, принято решение… согласно национальному плану действий по переходу на Евро-3, Евро-4, Евро-5", – заверил украинских журналистов министр. Следует отметить, что украинское правительство планировало данный запрет достаточно давно – с 1999 года. Однако тогда добились лишь переноса соответствующего решения на 2005 год, затем решение перенесли на 2011 и вот, наконец, в 2013 году ГОСТы наконец истекли. Причина, по которой Украина так долго тянула с переходом на новый стандарт топлива банальна – в стране крайне мало нефтеперерабатывающих заводов, способных это топливо производить. В первую очередь опасались за государственный – принадлежащий "Укргаздобыче" – Шебелинский НПЗ. Подняли этот вопрос журналисты и на встрече со Ставицким. "Он (Шебелинский НПЗ – ред.), во-первых, не будет останавливаться, а во-вторых – мы прилагаем усилия, чтобы наладить там выпуск Евро-3 и Евро-4", – ответил министр журналистам.
Однако помимо Шебелинского НПЗ в государстве есть и другие заводы, принадлежащие частным компаниям. И не все из них готовы к переходу на производство новых видов топлива. По сути лишь три крупных нефтеперебатывающих завода способны выпускать топливо стандарта Евро-3 и выше: Кременчугский, Лисичанский и Одесский. Первый контролирует группа "Приват", которую связывают с Игорем Коломойским, второй – "Роснефть", третий – ВЕТЭК Сергея Курченко.
Что же касается мини-НПЗ, то большинство из них неспособно производить топливо новых стандартов (впрочем, тот же Евро-3 в Европе давно не нов и с 2005 года "отжил свое"). Впрочем, им и так придется несладко. Как прогнозирует директор аналитической группы Da Vinci AG Анатолий Баронин, во втором полугодии власть попытается на законодательном уровне принять комплекс мер, направленных на ликвидацию деятельности мини-НПЗ. По его словам, если правительству удастся пресечь деятельность нелегальных мини-НПЗ, нефтедобывающая отрасль Украины увеличит добычу нефти и газового конденсата на 10-15% с надлежащей уплатой всех налогов и сборов. По оценкам специалиста, общий обьем недопоступлений в бюджет от деятельности мини-НПЗ в Украине составляет около 125 миллионов гривен ежемесячно. "Улучшение ситуации с уплатой акциза на нефтепродукты позволит предотвратить повышение акцизов на топливо в среднесрочной перспективе. Правительству необходимо больше внимания уделить мерам по ликвидации схем неуплаты акцизов и попаданию на рынок низкокачественного топлива с нелегальных мини-НПЗ", – отметил Баронин. Ранее же Министерство доходов и сборов начало масштабные проверки мини-НПЗ "в связи с рисками неполной уплаты акцизного сбора с нефтепродуктов". Таким образом, мини-НПЗ даже если и оснастятся необходимым обородованием сейчас вряд ли смогут заняться производством топлива новых стандартов. Да и для самих украинцев новые стандарты несут не только хорошее.
Кому это надо
Переход на новые виды топлива необходим. И не столько для того, чтобы догнать весь остальной мир – все-таки, современные автомобили делаются из расчета именно на эти стандарты. Речь идет и о том, что новые виды топлива – более экологичны, менее токсичны. При этом, в них меньшее содержание серы, что и отличает их от топлива, поставляемого из той же России. Казалось бы, менее токсичное и щадящее двигатели иномарок топливо должно быть однозначно по нраву украинцам. Однако не все так просто.
Стоит учитывать, что по уровню жизни Украина – не Франция или Норвегия. Эти банальные, казалось бы, слова, в данном контексте означают, что большинство автомобилей в стране – либо еще советского, либо российского производства, либо это – подержанные иномарки. Страна – это не только Киев, Одесса, Донецк или Львов, но и тысячи городов, сел и поселков. И дороги там – не шоссе, а скорее – направления. Там в почете "Нива" и "УАЗик", а не дорогой "паркетник". Что же касается легковых автомобилей, то и здесь у большинства украинцев нет денег на дорогие иномарки. Кроме того, при постоянном росте цен на бензин население, ездящее на устаревших автомобилях, безусловно будет выбирать бензины низшего качества.
Запрет на поставку Евро-2 и введение пошлин на старые автомобили проблему не решит хотя бы потому, что на сегодняшний день значительная часть топлива в стране и так нелегальна. Так, по данным Минэнерго, производство плюс импорт минус экспорт бензина и дизтоплива за пять месяцев текущего года составили 2,8 миллиона тонн (941 тысяча тонн бензина и 1,8 миллиона тонн дизтоплива). При этом потребление топлива, по информации Госстата, достигло 3,5 миллиона тонн (1,4 миллиона тонн бензина и 2,1 миллиона тонн дизтоплива). Таким образом, разница между потреблением и легальным наполнением рынка составила 741,6 тысячи тонн. Ключевым фактором формирования этой разницы является деятельность нелегальных мини-НПЗ – они поставили на рынок порядка 500 тысяч тонн нефтепродуктов. Согласно июльскому исследованию аналитической группы Da Vinci, в Украине насчитывается 137 мини-заводов, выпускающих топливо низкого качества. По данным Da Vinci, доля нефтепродуктов, произведенных на мини-НПЗ в Украине, составляет порядка 15-17% всего рынка страны. Таким образом, мини-НПЗ пока еще могут удовлетворить спрос украинцев в старом топливе. Но, как уже указывалось, против этих предприятий правительством открыта "война". А это значит, что повторения российской ситуации с дефицитом топлива на рынке в связи с переходом на новые стандарты вряд ли можно будет избежать.
Предусмотреть такую "патовую" ситуацию было сравнительно легко. Для того же, чтобы ее избежать, необходимо было внедрять новые типы топлива максимально быстро для того, чтобы крупные нефтеперерабатывающие заводы были вынуждены модернизировать производство и привыкать к новым стандартам. Однако из-за непонятных причин (в прессе называли главной – лобби НПЗ) этого не произошло. Собственникам ряда НПЗ было выгодно просто "гнать" такой бензин, какой давало их предприятие, "выжимать все соки" из стареющего оборудования, а не модернизировать производство. И вот, в стране осталось лишь три НПЗ, могущих производить новые типы топлива. Безусловно, они получат сверхприбыли. Однако вряд ли их мощности смогут покрыть весь спрос. С другой стороны, в стране масса техники, которой новое топливо если и подходит, то с оговорками… Затянув решение вопроса с переходом на новые виды топлива, руководство страны столкнулось с весьма проблемной ситуацией, которая чревата по меньшей мере ростом цен на бензин и дефицитом топлива. Пока выхода из сложившегося положения не предвидится.
Борис Рудь
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram