Опасная осень. Украинскую экономику ждут новые испытания
Точка зоруНа фоне нынешнего года прошедший 2012-й, по итогам которогосо ставлен рейтинг «ТОП-100», скорее всего, будет выглядеть образцом стабильности и спокойствия. Валюта оставалась стабильной, инфляция прошлых лет сменилась дефляцией (0,2% по итогам 2012-го), налоги в целом не повышались, ВВП продемонстрировал хоть и скромный, но все же рост в 0,2%. В этом году все обстоит иначе.
Затяжное пике
Дефляция и падение валового внутреннего продукта (на 1,3% во втором и на 2,5% в третьем квартале 2012-го) оказались первыми симптомами рецессии. И этот тренд получил продолжение в 2013 году. По скорректированным данным Госстата, в первом квартале нынешнего года падение экономики составило 1,1%. На первый взгляд, это не так уж и много, однако сокращение экономики третий квартал подряд полностью попадает под определение «рецессия» — во всяком случае, по меркам еврозоны. Тем более, что спад, скорее всего, будет зафиксирован и по итогам второго квартала 2013-го — причин для роста экономики просто нет. Промпроизводство с начала года сократилось на 5,2%, причем его падение к июню фиксировалось 12 месяцев подряд.
Еще печальнее выглядит бюджетная статистика. В Госказначействе пока фиксируют рост поступлений в общий фонд, но темпы этого роста с каждым месяцем все меньше. Если в первом квартале года прирост составлял 9,1% год к году, то за четыре месяца — уже 5,5%, за пять — всего 2,4%, а по итогам полугодия — лишь 0,8%. Одновременно до 22,5 млрд. вырос дефицит госбюджета. Причем, с учетом негативной динамики ВВП, итоговый дефицит-2013 имеет все шансы превысить прошлогодний рекорд в 53,4 млрд. грн.
Дело в том, что первая версия закона о госбюджете на 2012 год предусматривала дефицит в 25 млрд. грн., однако около 40 изменений подняли цифру до 38,8 млрд.грн. Но в итоге — летом этого года — в бюджетном отчете правительства фигурировали 53 с лишним миллиарда. «В представленном отчете эта цифра в два раза превышает первоначальную — 53,4 млрд. грн., или 3,8% ВВП. А по моим оценкам, реальный дефицит прошлого года составляет почти 70 млрд.грн., или 5% ВВП. И эта цифра не окончательная», — заявил, выступая в парламенте экс-министр финансов Виктор Пинзеник.
История с дефицитом имеет все шансы повториться. Причем в более жестком варианте, поскольку в 2012-м проблемы с экономикой начали просматриваться только в третьем квартале, а в этом году — буквально с января. Кроме того, в 2013-м Украина должна выплатить рекордную сумму по внешним займам — $5,7 млрд.
Ситуация оказалась настолько тяжелой, что в конце июля Standard & Poor’s определило Украину на седьмое место в списке стран с высокой вероятностью дефолта. Исходя из ситуации, агентство прогнозирует риск дефолта на уровне 44,25%.
Реакция властей
Первая реакция властей на явно ухудшающуюся ситуацию пришлась на июнь. Во всяком случае, если в январе-марте чиновники, включая премьер-министра Николая Азарова, демонстрировали устойчивый оптимизм, то к лету градус мажорных настроений сильно понизился. Нет, в правительстве по-прежнему рассчитывают выполнить бюджет с показателем роста в 3,4% при инфляции 4,8% — правительственный прогноз до сих пор не пересмотрен. Тем не менее, вероятность того, что это будет сделано, близка к 100%.
«К сожалению, в текущем году уже имеем спад объемов производства товаров и услуг в промышленности и в ряде других ключевых секторов реальной экономики… Поэтому рост реального ВВП в текущем году на прогнозируемом уровне 3,4% уже не соответствует реалиям», — еще в июне заявил глава Счетной палаты Роман Магута. Как именно будет пересмотрен бюджет, покажет сентябрь.
Пока же правительство принялось латать бюджетные дыры по привычному сценарию — в основном за счет закручивания гаек в налоговой сфере. Летом, буквально под занавес последнего заседания, парламент принял целый пакет законов, так или иначе направленных на пополнение бюджета. Одно из самых громких нововведений — закон о трансфертном ценообразовании для внешнеэкономических операций, превышающих 50 млн. грн. в год. Суть нововведения сводится к попытке разрушить схемы оптимизации, когда украинский товар экспортируется связанному лицу-нерезиденту практически по себестоимости — и лишь потом продается по рыночной цене.
Одновременно парламент разрешил Кабинету Министров выпускать финансовые казначейские векселя для реструктуризации государственной задолженности (вт.ч. — по НДС). В конце июля этот закон был подписан президентом. Таким образом, уже с сентября налоговая, несмотря на декларируемую «добровольность» таких расчетов, начнет перекладывать бюджетные проблемы на бизнес — по сути, лишая его оборотных средств.
Еще один из принятых в последний день законов — об утилизационном сборе с покупателей автомобилей. Это нововведение вроде бы является льготой для отечественного автопрома: покупатели отечественных авто от сбора освобождены. Все остальные будут платить его по базовой ставке 5,5 тыс. грн. (с применением коэффициентов от 0,86 до 5,5 в зависимости от модели и возраста). Кстати, еще одна прелесть закона в том, что собранные «на утилизацию» деньги (их сумма может составить около миллиарда гривен), скорее всего, тоже пойдут на латание бюджетных дыр.
Суммарный экономический эффект от всех этих нововведений эксперты оценивают в сумму от 5-7 до10 млрд. грн. Чего категорически не хватит для решения бюджетных проблем. Соответственно, уже осенью стоит ожидать нового витка законотворчества — разумеется, не в пользу бизнеса.
Что дальше
Одним из первых «осенних» законов, по-видимому, станут изменения в Налоговый кодекс, повышающие акцизы. Такой законопроект парламентарии в авральном режиме разрабатывали в последний день сессии, но так и не успели принять. Насколько серьезным может быть повышение, можно судить по проекту: в среднем акцизы по разным типам продукции (в основном пива, сигарет и другого алкоголя) предполагалось поднять на 5-30%, а по слабоалкогольным напиткам — почти на 300%. Тот факт, что закон не дошел до второго чтения, скорее всего, обусловлен лоббистскими действиями крупных производителей. Но осенью их противодействие, возможно, будет сломлено.
Не исключено, что в правительстве решатся и на более кардинальные изменения. К примеру, в конце июня на сайте Министерства доходов и сборов появился проект закона о революционном снижении НДС с 17 до 9% — при одновременном введении налога с оборота со ставками 1 и 2%. Поскольку последний не предусматривает ни появления налогового кредита, ни возмещения — его взимание на каждом этапе купли-продажи сырья и готовой продукции с лихвой может перекрыть даже нынешние поступления от НДС. Скорее всего, ближе к концу каникул парламента подобных новаций на сайте Миндоходов прибавится.
Украине предстоит тяжелая осень. Насколько тяжелая — сложно предсказать даже сейчас, по прошествии первых шести месяцев года. Сейчас «вилка прогнозов» по ВВП Украины — от ведущих рейтинговых агентств и финансовых учреждений — колеблется в диапазоне от 0 до – 0,5%. Однако реальность может оказаться куда суровее. В конце концов, всего шесть месяцев назад в консенсус-прогнозе инвесткомпаний и банков («Капитал Таймс», «ИвэксКапитал», «Драгон Капитал», «Конкорд Капитал», Citi и ICU) на 2013 год значился рост ВВП на 2,4% — при инфляции 7% и курсе UAH/USD 8,7 грн. При том, что по итогам года, возможно, не будет выполнен ни один из этих показателей.
Владимир Хомяков
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram