За два года без техосмотра на дорогах Украины стало больше аварий

Точка зору

В ГАИ жалуются на безответственных водителей. Юристы: «Зато нет взяток».

Два года назад в Украине отменили техосмотр для частного транспорта. Теперь обязанность смотреть за своим авто возложена на самих водителей. В результате, число аварий по причине неисправности авто с тех пор выросло. Правда, незначительно.

«Техническое состояние транспорта — далеко не главная причина аварий, как раньше, так и теперь, — рассказал «Сегодня» начальник Центра безопасности движения и автоматизированных систем МВД Сергей Будник. — Основные причины ДТП остаются прежними — превышение скорости и нарушение правил маневрирования». По официальной статистике ГАИ, в 2010 году, когда ТО еще действовал, произошло 586 аварий из-за поломок. В 2011-м их было 628, а в 2012-м — уже 683. То есть за два года число аварий выросло на 16%. В ДТП, вызванных неисправностью транспорта, в 2010-м погибли 19 человек, в 2011-м — 18, а в 2012-м — 25 человек. Для сравнения: ДТП из-за нарушения правил маневрирования только в этом году зафиксировано уже 2684. В 2012 году их количество достигло 73 251, и унесло с собой жизни 730 человек.

БОЛЬШЕ «РАЗВАЛЮХ». Но, признают в Центре безопасности движения ГАИ, из-за отмены ТО число неисправных машин на дорогах выросло в разы. «Сейчас на улицах много машин, которые годами не проходили техосмотр. У нас низкий уровень самосознания водителей. У старого советского авто колеса могут отвалиться прямо на дороге, а это — опасность для водителя и для пассажиров самого авто, и для других участников движения, — отмечает Будник. — Плюс останавливается движение: пока авто не увезут в ремонт, место вокруг придется оградить. А соответственно, растет пробка. Владельцы новых авто за ними следят, а вот те, кто покупает б/у, ездят, пока машина не развалится». Впрочем, «воскрешать» ТО ГАИ не собирается, подчеркивает он: «Нужно ввести какую-то проверку, возможно, на станциях техобслуживания, без участия инспекции».

БЕЗ ВЗЯТОК. Юрист Алексей Святогор уверен, что отмена ТО себя полностью оправдала: «Мы, когда настаивали на отмене ТО, исходили из того, что человек сам отвечает за свое авто, сам заинтересован довести свою машину до идеального состояния. А талон техосмотра просто покупали за взятки. Теперь коррупции в этой сфере нет. Казалось, все в равных условиях, но это не так: 1000 грн для меня или для деда, который выводит 30-летний москвич на дорогу — разные суммы. И он с трудом наскребает эти деньги, которые мог потратить лишний раз на ремонт». «Отмена, безусловно, себя оправдала, — согласен с коллегой юрист Вадим Володарский. — Техосмотр был формальностью и поводом для коррупции, реальной диагностикой мало кто занимался. Да и было сомнение: при таком количестве станций ТО, могут ли они реально проверить весь транспорт. Даже к ДТП по техническим причинам чаще всего приводит внезапная неисправность — вылет колеса, например. А это заранее никто диагностировать не может, разве что разбирать авто. И у водителей меньше нервотрепки».

«Нормальный водитель следит за авто»

Водители отменой техосмотра довольны. «Стало намного лучше! Деньги не надо платить ни за что. Этот техосмотр никому не нужен. Сумма там была разная, зависело от машины. Но 700—1000 грн — это много, — говорит водитель с многолетним стажем Анатолий Бодько из Черкасс. — А на неисправных машинах как ездили, так и ездят: просто покупали техосмотр, взятку платили. Тут все зависит от человека: нормальный водитель будет следить за своей машиной и ездить на исправной». Бывший гаишник Анатолий Малый из Чернигова говорит, что в отмене техосмотра есть как явные плюсы, так и минусы: «Как результат — меньше выкачки денег из народа. Это мне как водителю легче. С другой стороны, может, и правильно было, когда был техосмотр. Меньше аварий было, ведь тогда старые, не совсем рабочие автомобили не выпускали на дорогу. А теперь ездят на чем угодно, даже удивляешься, как эти развалюхи вообще двигаются».

Александра Захарова

Новини

10 Грудня 2024

Україна наростила експорт сталевих напівфабрикатів на 60%

Феросплавні заводи України за 11 місяців скоротили експорт у 4,7 раза

Уряд погодив залучення УЗ €480 млн позики під державні гарантії

Інтерпайп організував хаб у Батумі для перевалки продукції на сході Чорного моря

Поблизу польсько-білоруського кордону збудують інтермодальний термінал

Підприємства з пошкодженою внаслідок війни інфраструктурою зможуть реструктурувати борги 

АРМА вдруге не змогло продати заарештовану руду російського олігарха 

Власники контейнеровозів отримують надприбутки через кризу в Червоному морі

У Великій Британії витратили £1 млрд на вимкнення вітряних турбін

Товарообіг України перевищив $100 млрд 

УЗ ініціювала підвищення тарифів на вантажні перевезення одразу на 37%

Україна в січні-листопаді збільшила випуск прокату на 18%

9 Грудня 2024

Україна за 11 місяців збільшила виплавку сталі на 23,1%

Угоду щодо продажу Білгород-Дністровського порту можуть скасувати

Сентравіс отримала замовлення на безшовні труби від клієнта з Південної Кореї

Збільшення тарифу на транспортування газу це шлях до масових скорочень персоналу – Укрметалургпром

ВСІ НОВИНИ ⇢