Бензопила
Точка зоруНеделя началась правильно – со снижения цен. Премьер-министр Юлия Тимошенко заявила в понедельник, что вынудила нефтетрейдеров уменьшить цены на бензин.
"Участники рынка взяли на себя обязанность с 1 ноября снизить цену на бензин и дизельное топливо на 40 коп. и довести до 1 декабря снижение цены на 1 гривню", – сообщила Тимошенко после встрече с нефтетрейдерами и нефтепереработчиками. При этом, отметили информагентства, премьер выразила сожаление, что на сегодняшний день темпы снижения цен на нефтепродукты совершенно не соответствуют темпам снижения мировых цен на нефть.
Цена бензина в Украине имеет обыкновение стремительно реагировать на мировые тенденции, когда речь идет о подорожании. АЗС синхронно меняют таблички, «радуя» водителей новыми ценниками. Если же речь идет о снижении цен, то отечественные нефтетрейдеры реагируют на ситуацию с серьезным запозданием. Они объясняют ситуацию наличием большого количества складских запасов бензина, завезенного по старым ценам. Иногда ссылаются на повышение экспортной пошлины. Да мало ли причин, по которым должна расти цена черного золота? Но факты – вещь упрямая, и если можно было закрыть глаза на падение цены нефтяного барреля со $147 до $100, и долго объяснять, что на наших заправках это никак не отразится, то проигнорировать $59 за барhель уже было сложно, как-то даже непорядочно.
Правда, положа руку на сердце, нельзя сказать, что нефтетрейдеры совсем плохие и прижимистые. Позитивные тенденции все-таки наметились. Высокооктановый бензин потихоньку подешевел и без Тимошенко, копеек на 50 за литр. И теперь на заправках можно увидеть А-92 по 5.30 грн., А-95 по 5.50 грн. И это при том, что еще недавно, после резкого роста доллара по отношению к гривне, цена самого популярного бензина подскочила до 6,2 грн. за литр. Теперь же можно отметить обратное движение. Только вот – беда, пропорция получается неправильная. Нет корреляции между мировым падением цен более чем в два раза и украинским удешевлением на 8-10%.
Картельный сговор нефтетрейдеров в Украине никого уже не удивляет и, похоже, не интересует. Так бы и сошло все компаниям с рук, но Юлии Тимошенко нужно укреплять пошатнувшийся предвыборный рейтинг, и она решила ударить по зарвавшимся торговцам нефтью и бензином. Стратегически ход выбран более чем удачно. Антимонопольный комитет фактически бездействует, и только добрый и решительный премьер-министр заботится о людях, пытаясь понизить цены. Непонятно, почему такая монополия до последнего момента не беспокоила деятельную натуру Юли Владимировны. Может быть, просто не хотелось портить отношения с крупнейшим нефтетрейдером Игорем Коломойским, который за такие резкие действия по головке не погладит? А вдруг еще и от спонсорства откажется. Как же можно критиковать своих соратников и меценатов?
За комментарием 24.UA обратился к эксперту школы политических исследований при НАУКМА Петру Бурковскому.
–На самом деле, эффект от падения цен на мировых рынках доходит до Украины с запозданием, как минимум, месяца на три, поскольку речь идет о фьючерсных контрактах, а нефтетрейдеры вынуждены делать оптовые закупки, – сказал П.Бурковский. – Нельзя понизить цены, как по мановению волшебной палочки. Причем ожидать синхронного падения цен на мировых рынках и в Украине. Но не понятно, почему вас удивляет монопольный сговор. Российские компании выкупили отечественные НПЗ и теперь почти полностью контролируют рынок. Они и заказывают музыку.
Что можно сделать для улучшения ситуации? Рецепт не нов, его уже несколько раз озвучивали, но определенные политические силы блокируют принятие решений.
Во-первых, необходимо активизировать работу АМК, сделать его работающим органом, который мог бы влиять на монополистов, а при необходимости и наказывать их.
Во-вторых, нужно создать ВИНК (Вертикально-интегрированную национальную компанию), которая будет контролировать «Укрнафту», «Укртатнафту» и на базе Кременчугского НПЗ создаст госпредприятие, которое пока находится в руках у миноритарных акционеров, в частности у Коломойского. Игорь Коломойский не дает загрузить завод на полную мощность, блокирует передачу завода государству.
И в третьих, пока складывается благоприятная ценовая конъюнктура, необходимо создать серьезные запасы нефти и нефтепродуктов, которых хватило бы как минимум на 60 дней. Тогда в ценовые пики государство могло бы выступать с нефтяными интервенциями и стабилизировать ситуацию. Тогда можно контролировать цены не административными методами в долгосрочной перспективе. Почему этого не происходит – тема отдельного разговора».
Так что можно порадоваться благотворительности и чуткости нефтетрейдеров, которые пошли навстречу Тимошенко и людям, снизив цены. Но по законам рыночной экономики бензин должен был бы подешеветь как минимум в полтора раза. Хорошо, что хоть у Тимошенко с математикой все хорошо. Бензин по четыре гривни лучше, чем по пять пятьдесят.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram