ЕС или ТС: кто пообещает больше
Точка зоруДо возможной даты подписания документа об ассоциации с ЕС и зоне свободной торговли осталось чуть более недели, однако договоренности между сторонами не достигнуты до сих пор.
В четверг, 21 ноября, Верховная рада наконец рассмотрит три евроинтеграционных законопроекта, которые являются необходимым условием подписания ассоциации. А Европа, в свою очередь, выражает искреннее желание помочь Украине. Немецкий канцлер Ангела Меркель заявила о необходимости предоставлять конкретную помощь своим восточным соседям в торговых конфликтах с Россией.
«Я буду в Вильнюсе выступать за то, чтобы ЕС противопоставлял этому давлению конкретные шансы и фактическую солидарность. Будь то возможность сбыта продуктов, которые, например, не разрешают ввозить в Россию, или широкая помощь в разработке системы энергоснабжения», – подчеркнула Меркель.
Однако конкретных механизмов помощи государственному бюджету со стороны ЕС до сих пор предложено не было. Обусловлено это тем, что сейчас бюджет ЕС перегружен расходами на поддержку новых членов Союза. В бюджетной перспективе 2007-2013 годов (семилетний бюджет ЕС) объем выделенных денег для развития этих стран составил 130 млрд евро, в 2014-2020 годы на эти цели запланировано еще 124 млрд евро.
Имея колоссальные финансовые обязательства при отсутствии полной уверенности, что экономика ЕС вышла на твердую траекторию роста, чиновники Союза очень аккуратно относятся к озвучиванию конкретных цифр возможной финансовой помощи для стран, которые в настоящее время даже не являются его ассоциированными членами.
На данный момент западные страны могут предложить Украине помощь со стороны МВФ. И это немало, поскольку фонд способен предоставлять длинные и дешевые кредитные ресурсы. Он делает это прозрачно, и готов пойти на уступки для снижения долгового давления на бюджет страны, избравшей проевропейский курс интеграции.
По информации источников Forbes, одним из условий выделения кредита со стороны фонда как раз и является подписание Украиной договора об ассоциации. Именно поэтому следующий этап переговоров с МВФ запланирован на середину декабря. Показательно, что в преддверии саммита в Вильнюсе в ряде национальных СМИ (в том числе в Gazeta Wyborcza) Польши, традиционно наиболее близкого политического партнера США в Центрально-Восточной Европе, появилась инсайдерская информация со ссылкой на высокопоставленных чиновников, что США оказывают давление на Международный валютный фонд в вопросе возобновления сотрудничества с Украиной. При этом в сообщениях прямо указывается на то, что этот шаг рассматривается как альтернатива предложениям Кремля.
В случае с Беларусью, несмотря на сотрудничество в рамках Таможенного союза, нельзя констатировать, что в страну хлынули российские инвестиции. При этом Россия продолжает практиковать точечные ограничения в отношении белорусских товаров. В Украине можно ожидать такого же развития событий
Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований
Также Украина рассчитывает, что после подписания соглашения удастся ускорить переговоры по реверсным поставкам газа из Словакии. Согласно словам комиссара ЕС по вопросам энергетики Гунтера Эттингера, Украина сможет получать через Словакию от 10 млрд кубометров газа в год.
Напомним, для этого Украине необходимо переподписать технический договор между «Укртрансгазом» и словацкой Eustream. Пока же «Газпром» является собственником и транзитером газа по территории Украины и Словакии, что не позволяет европейским компаниям получать и учитывать газ на границе Украины и Словакии.
Источник газеты «Коммерсантъ-Украина» в «Газпроме» сообщил, что просить у российской монополии разрешения на реэкспорт бессмысленно. «Нет ни одной причины, зачем нам нужно на это соглашаться», – заявляет он. К тому же «Газпром» имеет рычаги влияния на Словакию, так как оплачивает неиспользованные транзитные мощности. Например, в 2012 году «Газпром» заплатил за 80% мощностей, когда фактически использовал 50%.
Также, по словам главы Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко, наиболее реальная сфера, в которую может быть привлечено финансирование из ЕС в ближайшее время, это программы по переходу украинских предприятий на технические стандарты ЕС.
В то же время Россия, фактически, имеет возможность предложить больше оперативной финансовой помощи Украине. «Россия может пообещать Украине крупную сумму – называют цифры $5-10 млрд. Но есть ли реально у России эти деньги – вопрос открытый», – говорит он.
Согласно информации источников Forbes, участвующих в последних консультациях между Киевом и Москвой, россияне готовы поддержать платежный баланс и золотовалютные резервы Украины, предоставив ряд валютных кредитов на льготных условиях, а также более активно скупая государственные облигации внутреннего и внешнего займа.
Кроме того, Россия выражает готовность помочь с наполнением госбюджета страны, с тем чтобы провластная политическая команда смогла профинансировать предвыборное повышение социальных выплат. Для этого Москва готова задействовать такие механизмы, как снижение цены на газ, перечисление Киеву авансом платы за транспортировку газа через территорию Украины, а также рекомендовать некоторым российским предприятиям, работающим в Украине, заплатить в 2014 году авансовые платежи по налогу на прибыль. Россия готова отказаться и от создания барьеров для импорта украинских товаров, это оживит украинскую экономику, учитывая, что экспорт является одним из фундаментальных факторов ее роста.
Основной козырь, который может еще оставаться в рукаве – обещание прямой финансовой поддержки, например, из Фонда развития России, считает Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований. До сих пор со стороны российских чиновников больше говорилось о потенциальных выгодах бизнеса от торгового сближения двух стран. «Но на последнем этапе переговоров речь может идти о прямой финансовой поддержке на уровне государства – в первую очередь для того, чтобы свести бюджет и обеспечить социальные выплаты», – отмечает он. Но, по его словам, нет полной уверенности, что российская сторона готова к таким тратам на практике.
Одновременно ни одна из сторон не планирует предоставить прямую материальную поддержку бюджету Украины. «Евросоюз вряд ли даст нам большие суммы, в частности, под социальные программы. Это нереально, не стоит и ожидать», – подчеркивает глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
По его словам, понимая, что ощутимых и быстрых дивидендов после подписания ассоциации Украина не получит, в последние недели перед Вильнюсским саммитом власть начала публично демонстрировать откровенную апатию к неразрешенным вопросам, препятствующим подписанию договора об ассоциации.
О том, что руководство страны остыло к проевропейскому курсу интеграции, свидетельствует и постоянный перенос парламентом рассмотрения ряда президентских законопроектов, принятие которых является важной частью обязательств Украины перед ЕС, а также резкая смена риторики представителей власти.
В свою очередь отказ решать «проблему Тимошенко» еще можно объяснить узко политическими мотивами, а не поводом сорвать переговоры с ЕС. «В первую очередь Януковича волнует вопрос – как не отпустить Тимошенко, – уверен Сергей Соболев, заместитель главы фракции Всеукраинского объединения «Батьківщина». – Подписание [ассоциации с ЕС] связано с освобождением Тимошенко, и он делает все возможное, чтобы этого не допустить».
Необходимость принятия решения
В сложившейся ситуации без сторонней помощи удержать стабильность в стране в 2014 году будет сложно, так как еще до конца 2013-го необходимо погасить более $2 млрд внешнего долга, а в следующем году – еще $7,6 млрд. К тому же в проекте бюджета на 2014 год граничный дефицит заложен на уровне 50 млрд гривен, а внешние заимствования наряду с приватизацией являются единственной реальной возможностью его профинансировать.
Поэтому у Украины существует острая необходимость выбора геополитического вектора – возвращение к статусу нейтрального государства уже потеряло экономический смысл. Источники финансирования дефицита практически исчерпались, а торговая война с Россией уже привела к значительным потерям крупного и среднего бизнеса.
Кроме того, исходя из ультимативной позиции обоих сторон, и Россия, и ЕС уже утратили желание финансово поддерживать нейтралитет Украины. В обмен на эту поддержку они хотят получить конкретные дивиденды. Логика обеих сторон понятна: в сложных экономических условиях тратить финансовые ресурсы они готовы только в обмен на достижение геополитических и геоэкономических целей, главной из которых является расширение своего влияния на Украину. В итоге вся борьба двух геополитических центров сводится к тому, кто пообещает ей больше.
ЕС в этом аспекте существенно проигрывает, поскольку для того, чтобы подписанный на Вильнюсском саммите договор об ассоциации полноценно заработал, его должна ратифицировать каждая страна ЕС, что может затянуться более чем на год.
«Даже если в Вильнюсе будет подписано соглашение об ассоциации, наивно было бы думать, что уже в 2014 году в Украину придут инвестиции. Формально зона свободной торговли начнет работать во второй половине 2014 года, а реально – с 2015 года», – объясняет Фесенко. Кроме того, в 2015 году инвесторы будут ждать результатов президентских выборов.
Отложенные бонусы
Тем не менее, обещания ЕС являются более реальными и выгодными для Киева, хотя и относятся к далекой перспективе. ЕС предоставляет финансовые ресурсы только для проектов развития, в частности, для модернизации инфраструктуры, создания новых рабочих мест, активизации инновационной деятельности, модернизации системы образования. При этом Союз повсеместно контролирует целевое использование денег. Финансовая помощь со стороны ЕС всегда будет использована для развития экономики в целом, и ее очень сложно будет распределить между «своими» структурами.
Обусловлено это самой логикой расширения Союза. Руководство главных институций ЕС, представляющее в основном крупнейшие европейские экономики, рассматривает новых членов как новый рынок для своей продукции. «Украина сможет участвовать в ЕС всеми ресурсами, в том числе и человеческим потенциалом», – прогнозирует Владимир Лановой, экс-министр экономики Украины, президент Центра рыночных реформ.
EUR 105,8 млрд
заложено в бюджете ЕС на 2014-2020 для поддержки Польши
ЕС не называет конкретных цифр, но потенциальные экономические выгоды Украины от европейской интеграции можно оценить на примере соседних стран, в частности, Польши. В 2012 году из бюджета ЕС эта страна получила почти EUR12 млрд «чистыми», то есть с учетом вычетов взносов в бюджет ЕС. В бюджете ЕС на 2014-2020 годы Польше предназначено еще EUR105,8 млрд. Однако на такие финансовые потоки можно рассчитывать только в случае членства государства в ЕС или же, по меньшей мере, официально начав процесс присоединения.
Предоставление финансирования новым членам ЕС, как ни парадоксально, выгодно самим развитым странам Союза. Таким способом ЕС фактически расширяет рынок для немецких, французских, бельгийских или итальянских предприятий. ЕС заинтересован инвестировать в экономически отсталые страны: они для него – не конкуренты, а потребители, которые еще и находятся в его юрисдикции.
Для России же Украина прежде всего конкурент, поэтому ожидать инвестирования существенных средств в экономику страны вряд ли стоит. Российские ФПГ, приобретая национальные стратегические предприятия, практически не инвестируют в них, а часто просто закрывают производство. Показательным примером является Запорожский алюминиевый комбинат (ЗАлК). Он был приобретен российским конкурентом – компанией «РусАл», которая, не выполнив инвестиционных обязательств, закрыла завод и уволила работников.
Похожую ситуацию переживают отечественные НПЗ, четыре из которых перешли в начале 2000-х годов под контроль российского капитала. Ни на одном из них не было достигнуто существенного увеличения глубины переработки и повышения качества производимой продукции. При этом в разные периоды три из них, включая самый современный завод в Украине, были остановлены. Ситуация немного улучшилась, только когда три НПЗ перешли под управление украинского капитала.
Сложнее ситуация в судостроительной отрасли, где одно за другим предприятия становятся банкротами. Последним случаем стало начало процедуры банкротства ПАО «Николаевский судостроительный завод «Океан» в ноябре. В 2012 году в таком же положении оказался ПАО «Черноморский судостроительный завод».
Такое отношение к украинским активам свидетельствует, что России не нужны конкурирующие мощности на территории СНГ. «Даже несмотря на сотрудничество в рамках Таможенного союза, нельзя констатировать, что в страну хлынули российские инвестиции, – подчеркивает Александр Жолудь. – При этом Россия продолжает практиковать точечные ограничения в отношении белорусских товаров, например, молочных продуктов. Я думаю, в Украине можно ожидать такого же развития событий, даже если будет взят курс на сближение с Россией».
По его мнению, сдерживать энтузиазм российских инвесторов будет невозможность получения полного контроля над стратегическими предприятиями: в Белоруссии – из-за сильной позиции президента, в Украине – из-за присутствия в стратегических отраслях крупных ФПГ.
Поэтому у украинской власти нет причин ожидать существенной помощи от северного соседа для модернизации отечественной экономики.
По словам экспертов, любая помощь Киеву будет ограниченной и временной, а ее цена может оказаться слишком высокой. «Речь может идти о политических уступках, в том числе в части суверенитета», – предполагает Лановой.
Но даже если подписание не состоится 28 ноября, Фесенко уверен, что это не будет иметь трагических последствий для Украины. «Вероятно, с 2015 года начнется новая волна реформирования ЕС, и это может дать новый шанс для Украины», – резюмирует он.
Виталий Кравченко
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram