Главное для правительства — кинуть с газом Европу так, как кинули Россию

Точка зору

Почему ЕС выгодно разделение НАК «Нафтогаз України» на добывающую и транзитную компании? Европа хотела бы отделить процесс российско-украинских договоренностей по газу от процесса транзита, сделать так, чтобы этим занимались два отдельных предприятия.

Самым любопытным сюжетом в газовой политике выглядит история с брюссельской декларацией о модернизации украинской газотранспортной системы. То, как реагировали в Москве, как отвечали в Киеве и как молчали в Европе, демонстрирует, что выводы из холодной зимы 2009 года сделаны. Причем сделаны прежде всего европейцами. Если до российско-украинского газового кризиса они считали, что трения между Москвой и Киевом никак не отразятся на поставках газа в страны Евросоюза, то происшедшее несколько месяцев назад продемонстрировало: еще как отразятся! Причем высокие переругивающиеся стороны сами будут сидеть в тепле и брать друг друга измором за счет мерзнущих европейских городов!

Каким может быть самый простой вывод с точки зрения обеспечения европейской энергетической безопасности? Во-первых, нужны альтернативные маршруты доставки сырья. Однако предлагаемые сейчас проекты слишком дороги, особенно для кризисного времени. К тому же и Южный, и Северный потоки зависят от российских настроений и политических намерений страны, уже доказавшей партнерам свою непредсказуемость. А вопрос о наполняемости газом единственного нероссийского альтернативного трубопровода «Набукко» также может зависеть от взаимоотношений России со странами Центральной Азии и Азербайджаном. У Москвы есть свои возможности влияния на поставщиков, прежде всего на Азербайджан с его нерешенными территориальными проблемами и Туркменистан с его феодальным способом изменения власти. Так что необходимость тратить миллиарды долларов на Набукко — и оказываться в ситуации энергетического давления — под большим вопросом. Да, новые газопроводы могут увеличить объемы поставок газа и изменить их маршруты, но главного — энергетической безопасности ЕС — они не обеспечат.

Во-вторых, в Брюсселе усвоили, что безопасность существующей системы доставки газа требует реальных гарантий. Повлиять на Россию у Европы возможности нет — во всяком случае, пока новые волны кризиса не накрыли главного поставщика энергоносителей с головой и не помогли приходу к власти в Москве более реалистичного и менее корпоративно заангажированного руководства. Возможностей влияния на Украину и в отдаленной перспективе на Беларусь — куда больше. Киев зависим от западной финансовой помощи, его руководство продолжает декларировать свои проевропейские принципы, украинское общество более открыто, чем российское, словом — Украину можно включить если не в ЕС, то в европейский план обеспечения энергобезопасности. Для Европы это означает контроль над украинской газотранспортной системой, ее прозрачность и независимость от корпоративных махинаций, являющихся сутью функционирования ГТС в составе НАК «Нафтогаз України». Неслучайно в декларации содержится четкое требование разделения НАК как покупателя газа и системы доставки его в Европу. Проще говоря, Европа хотела бы отделить процесс российско-украинских договоренностей по газу от процесса транзита, сделать так, чтобы этим занимались два отдельных предприятия.

И вот тут-то начинается самое интересное. С подобным разделением категорически не согласны в Москве — и совершенно понятно почему. В случае такого разделения исчезнет возможность появления компаний-посредников, чья деятельность и является смыслом вечно запутанных газовых схем. Ни для кого не секрет, что «вечно дешевый» газ для Украины стал источником баснословного обогащения многих важных персон как в российской, так и в украинской политике и бизнесе, поскольку позволял заниматься реэкспортом дешевого газа по высокой европейской цене. Разделение Нафтогаза раз и навсегда уничтожает эту сомнительную схему. Как, впрочем, могло бы уничтожить ее и разделение Газпрома, на котором пытался было настаивать Запад, но получил столь решительный ответ Москвы, что о предложениях такого рода забыли надолго.

Это разделение не радует и Киев. Потому что для Украины главное — ремонт и модернизация, позволяющие затормозить строительство альтернативных газопроводов и договариваться с Россией уже с позиций сильного игрока, с Европой — за спиной. А еще лучше — вообще закупать весь российский газ для еврозоны на собственной границе, как о том говорит президент страны. Такая схема создает беспрецедентные возможности для обогащения, поскольку легально позволяет продавать дешевый — предназначенный специально для Украины — газ по цене, установленной для европейских потребителей. То есть при такой схеме Киев может оперировать ВСЕМ объемом российского, центральноазиатского и собственного газа, может их смешивать, попросту говоря — вся наша страна превратится в большущую РосУкрЭнерго! Да об этом даже мечтать нельзя! Это ж такие деньги! Но, конечно, только в случае неделимости Нафтогаза, ведь его разделение позволит вывести российский газ, идущий в Европу из украинской трубы, и лишит нас возможности что-то смешивать и выгадывать.

Так что для украинского руководства сейчас самое главное — «кинуть» Европу так же красиво и элегантно, как только что «кинули» Россию с ее планами совместного российско-украинского междусобойчика вокруг поставок в Европу. Если удастся, то Украина перестанет быть страной и станет просто трубой, вокруг которой будут вечно пастись политические авантюристы. Но почему-то кажется, что «кинуть» не получится. Во-первых, это не очень выгодно Москве — и Кремль сделает все возможное, чтобы объяснить Европе свои представления об украинских интересах. А во-вторых, украинская ГТС неинтересна Евросоюзу без контроля над ней — даже в отремонтированном и модернизированном виде.

Новини

2 Травня 2024

Україні треба приєднуватись до світового тренду захисту від імпорту китайської сталі

Ворог пошкодив половину украінської енергосистеми

Укргазвидобування сягнуло рекордних показників буріння під час війни

Після розблокування кордону держбюджет додатково отримав 2,5 млрд грн

Свириденко прогнозує зростання економіки на рівні 4,6%

1 Травня 2024

НКРЕКП нарешті затвердила обсяг підтримки зелених електростанцій за 5 місяців 2023 року

Через санкції прибуток Металоінвесту скоротився на 36%

У Чилі розраховують на збільшення обсягів видобутку міді

Vale, BHP та Samarco пропонують $25,4 млрд на ремонт після обвалення греблі у 2015 році

Вступ України обійдеться Євросоюзу у кругленьку суму – Deutsche Welle

Підвищення акцизу на пальне стане ударом для всіх українців

Австрійська влада застерігає Raiffeisen bank від угоди з Дерипаскою – Reuters

У квітні бізнес позитивно оцінив поточні результати своєї діяльності

Україна вийшла на довоєнні показники експорту – Свириденко

Samarco, Vale та BHP запропонували сплатити 25 млрд дол штрафу за прорив дамби в 2015 році

Acciaierie d’Italia планує у майбутньому виробляти 6 млн тонн сталі на рік

ВСІ НОВИНИ ⇢