Кабмин камикадзе: месяц крутого пике

Мнение

Сегодня истекло ровно четыре недели с того момента, как приступил к работе новый, «революционный» Кабинет министров Украины. За это время правительство успело дать старт нескольким реформам, пережить реструктуризацию двух министерств, лишиться одного из новоназначенных министров и вызвать на себя шквал критики со стороны госсектора и крупного бизнеса.

За прошедший месяц новые министры успели включиться и в законотворчество. Из 21 законодательной инициативы, внесенной в парламент правительством, два документа носили программный характер, четыре – относились к кадровым вопросам, еще четыре – лежали в плоскости имплементации украинского законодательства к законодательству Евросоюза. Кроме того, шесть  документов касались вопросов пересмотра госбюджета на текущий год и стабилизации экономики, два – социальных гарантий незащищенным слоям общества (включая беженцев), а еще три были посвящены усовершенствованию разрешительной системы в Украине.

В конце февраля, когда имена глав министерств еще озвучивались в формате рекомендаций, догадок и предположений, Арсений Яценюк назвал будущее правительство командой «камикадзе». «Я могу заранее сказать, какова судьба всех членов Кабмина – это политические камикадзе. Казна пуста, в ней долгов – $75 млрд. Общий объем долговых обязательств Украины – $130 млрд. Пенсии не платились в полном объеме уже более месяца, золотовалютные резервы разграблены. И сейчас мы все делаем для того, чтобы удержать ситуацию, и мы ее удержим. У нас варианта другого нет», – цитировала потенциального премьера пресс-служба ВО «Батькiвщина».

Накануне утверждения нового состава Кабмина 28 февраля Forbes опросил экспертов относительно того, какие шаги должны стать первостепенными для нового правительства. Спустя месяц мы поинтересовались у них, насколько верхушка исполнительной власти прислушалась к доводам аналитиков и собственного разума, а также на чем следует сосредоточиться министрам в обозримом будущем.

«Очевидно, что [у нового правительства] было осознание необходимости серьезных реформ. И того, что проводить их [следует] быстро и самоотверженно, рискуя своей политической репутацией. Продуктивным и позитивным шагом стало выявление одного из наиболее «узких мест» в Украине – проблемы с государственными финансами, дефицита государственного бюджета», – сказал в комментарии Forbes Олег Усенко, директор центра мировой экономики и международных отношений НАНУ.

Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований, обращает внимание на то, что события, последовавшие за назначением нового Кабмина, не только кардинально сменили направление политического вектора в Украине, но и заставили новую власть реагировать на серьезную внешнюю угрозу.

«Нужно понимать, что когда я месяц назад давал комментарий, события в Крыму не были настолько серьезными. Вариант того, что Украина фактически окажется в положении, близком к военному конфликту, не рассматривался», – говорит эксперт. В связи с этим, по его словам, основное внимание было сосредоточено на экономических реформах. Кабмин акцентировал свое внимание «на максимально быстром принятии нового бюджета, новой группы реформ, которые должны обеспечить страну [в экономическом аспекте], но без особого внимания на оборону».

Став главой правительства, Арсений Яценюк сразу заявил, что ради стабилизации социально-экономической ситуации в стране власти придется прибегнуть к непопулярным мерам. Причина банальная – казна пуста. Причем, по мере активизации работы нового Кабмина негативные цифры украинского бюджета возрастали в арифметической прогрессии чуть ли не еженедельно. Каждый новый правительственный отчет содержал все более устрашающие цифры бюджетного дефицита.

Так, на вчерашнем заседании парламента премьер подчеркнул, что общий объем фискального разрыва составляет 289 млрд гривен, что равно годовому бюджету Украины. В связи с этим возникла острая необходимость в принятии пакета антикризисных мер, которые были рассмотрены парламентом с множеством оговорок.

Несколько ранее было заявлено, что в стране вводится режим жесткой экономии, причем правительство намерено «начать с себя». Например, Яценюк, отправляясь 12 марта с визитом в США и Брюссель, воспользовался для перелета эконом-классом. Эта новость мгновенно была растиражирована в СМИ как пример беспрецедентной экономности нового правительства. По подсчетам кабминовской пресс-службы, скромность нового премьера позволила сэкономить свыше $200 000. Как заявил министр Кабинета министров Остап Семерак, подобная экономия впредь коснется всех министров.

По мнению экспертов, реформы, заявленные Кабмином, слишком долго находились в стадии разработки. В частности, необходимость секвестра госбюджета была очевидна с первых дней смены власти, а на то, чтобы подготовить соответствующий законопроект и вынести его на голосование в сессионный зал, потребовался месяц. «Большим минусом в работе Кабинета министров стало то, что те документы, о которых мы говорили месяц назад – законопроекты относительно бюджета, – долго не были представлены [к рассмотрению в парламент], а прошел уже месяц. И почему это не было сделано – вопрос остается открытым», – констатирует Александр Жолудь.

Одной из главных проблем, на решение которой новым министрам необходимо направить свои усилия, являются укоренившиеся во многих сферах коррупционные схемы. Об этом говорили эксперты месяц назад, и к этому же вопросу вернулись ныне. По мнению Олега Усенко, определенные шаги в этом направлении уже сделаны, но вряд ли их можно считать достаточными. «Вторая выявленная проблема – коррупция в стране. На мой взгляд, правительство правильно сделало, предприняв шаги по увеличению прозрачности в сфере государственных закупок. Тот законопроект, который был выставлен в ВР на голосование (Проект Закона об осуществлении государственных закупок, №4587 от 27.03.2014. – Forbes), при том, что в нем есть определенные огрехи, я считаю достаточно позитивной подвижкой», – сказал он.

Вплотную к теме антикоррупционных инициатив находится и необходимость реформы госуправления. Новый Кабмин попытался инициировать смену формата работы государственных органов, правда, начал с показательного «затягивания поясов» и смены вывесок на министерствах. Так, полномочия пресловутого Миндоходов снова были разделены между двумя относительно автономными ведомствами – Налоговой и Таможенной службами с назначением их руководителей. Кроме того, «перекраиванию» подверглось и Минпромполитики, преобразованное в Министерство промышленной политики и торговли.

По мнению Олега Усенко, эти действия правительства сложно назвать продуктивными. «Что касается реформы государственного управления, то здесь у меня есть масса оговорок. Не инициирована широкомасштабная реформа с учетом международного опыта», – уверен он. При этом эксперт добавляет, что если уж инициировать реформу, то широкомасштабную: «И начинать ее нужно не с объединения двух министерств – это ничего принципиально не изменит».

Но надо отдать должное новому правительству: оно отличается от предшественников большей открытостью и инициативностью. Готовность к диалогу с «массами» в начале марта продемонстрировал Арсений Яценюк, когда на встрече с представителями бизнес-кругов предложил им выдвинуть кандидатов на должности главы налоговой и таможенной служб.

Эту особенность новых министров подтвердил и президент Центра экономического развития Александр Пасхавер: «Очевидно, что эта власть более открыта, они коммуникабельнее». Вместе с тем он считает, что новое правительство в ряде случаев продемонстрировало слабое понимание того, что нужно делать для страны в первую очередь. Хотя в той сложной ситуации, в какой оказалась Украина, чрезмерная критика правительства неуместна. «Не могу сказать, что за месяц я услышал что-то необыкновенное, были сделаны минимальные вещи. Все-таки в такой критической ситуации, которая сложилась в Крыму, я бы не критиковал около трех месяцев, а потом бы подводил итоги, но не через месяц», – сказал он.

Предлагаем вспомнить основные шаги и инициативы нового правительства, озвученные за прошедшие четыре недели.

Бюджетная экономия

Первое, чем занялся новый Кабмин – «ужесточением» бюджета. Как заявил Арсений Яценюк, речь идет о сокращении бюджета от 65 до 80 млрд гривен, что является значительной суммой. Уже 1 марта правительство приняло соответствующее постановление «Об экономии государственных средств и недопущения потерь бюджета». Теперь без специального разрешения правительства запрещается создавать новые учреждения, увеличивать численность работников, заполнять вакантные должности и предпринимать иные действия по увеличению числа штатных сотрудников в госаппарате. Кроме того, с целью экономии бюджета был существенно урезан соцпакет государственных служащих.

Также для пополнения государственной казны еще в начале марта было принято решение уменьшить количество государственных автомобилей на более чем 1500 единиц по всей территории Украины. Говорилось о том, что освободившийся автотранспорт будет реализован в течение месяца на открытых торгах под общественным контролем в соответствии с действующим законодательством, но до сих пор это не было реализовано.

В рамках борьбы за наполнение бюджета правительство инициировало увеличение налоговой нагрузки. Правительственный законопроект, принятый парламентом 27 марта, предусматривает повышение налогов, акцизов и сборов, что, по оценкам Кабмина, должно было увеличить доходную часть бюджета примерно на 44 млрд гривен из расчета на год. Кроме того, «антикризисным пакетом» предусматривается еще ряд жестких мер.

По мнению экспертов, суровым испытанием для украинского госбюджета в обозримом будущем станет противостояние с Российской Федерацией, которое, при всей своей предсказуемости, стало неожиданностью для украинской власти. «Месяц назад мы не рассматривали ведение торговой войны [страной], которая остается основным торговым партнером Украины. Теперь же мы имеем ситуацию с РФ, [при продолжении которой] могут быть резко сокращены поставки [украинского экспорта на российский рынок]. А это практически четверть нашего экспорта. Это бьет и по валютным поступлениям в страну, и по налогам с предприятий, которые работают на российский рынок», – констатирует Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований.

Реформирование министерств и борьба с коррупцией

На второй день работы нового правительства было принято решение ликвидировать Министерство доходов и сборов и возобновить деятельность Государственной налоговой службы и Государственной таможенной службы. Параллельно с формированием нового Кабмина депутаты пришли к решению, что управление фискальными органами будет передано не политикам, а людям «вне системы» с западным образованием.
У экспертов эти «первые шаги» вызывают определенный скепсис.

«Правильный подход – это проведение функционального обследования: нужно проверить, кто что делает, правильны или неправильны эти функции и т.д. Я поставил бы «незачет» [новым министрам] в плане проведения реформ, связанных с регулированием экономики», – отметил Олег Усенко, директор центра мировой экономики и международных отношений НАНУ, посоветовав украинскому правительству обратиться к международному опыту. «Если посмотреть на опыт стран, активно реформирующих госуправление (Канада, Новая Зеландия; даже небольшой опыт есть в Казахстане и РФ), то [украинская] реформа не воспринимается как глобальная, которая крайне важна для изменения ситуации в стране. В плане методологии мировой опыт просто игнорируется», – считает он.

Также были инициировано усиление контроля над государственными закупками. При этом Верховная Рада приняла проект закона №2207 о внесении изменений в закон об осуществлении государственных закупок (относительно усиления прозрачности закупок предприятий). По мнению правительства, такой шаг поможет существенно уменьшить коррупцию. Такую же надежду питает и Олег Усенко. «Прозрачность, понятность и свободный доступ на этот рынок, создание условий для нормальной конкуренции являются залогом того, что можно если и не полностью ликвидировать коррупцию, то серьезно уменьшить ее объемы», – сказал он в комментарии Forbes.

Силовой блок

Одним из главных заданий нового Кабмина стало обеспечение суверенитета, территориальной целостности и неприкасаемости Украины. Захват украинских воинских частей начался уже 27 февраля. Но правительство выбрало «дипломатическую» модель поведения и сосредоточилось больше на проведении патриотической PR-кампании вместо спешной мобилизации.

На законодательном уровне 13 марта был утвержден закон №4393 «О Национальной гвардии Украины». Базой для ее восстановления стали Внутренние войска МВД Украины. Численность ее формирования может составить около 60 000 человек.

«На сегодняшний день ситуация достаточно серьезно поменялась. Продолжаются разговоры о накапливании [российских] войск и военной техники на восточных границах Украины, и это приводит к тому, что Украина вынуждена намного больше выделять средств на оборону», – считает Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований.

17 марта Верховная Рада выделила дополнительные 6,882 млрд гривен в резервный фонд для обеспечения частичной мобилизации и усиления обороноспособности страны. Кабинет министров 19 марта на заседании принял решение перечислить 150 млн гривен, которые предусматривались на чартерные перевозки чиновников, в резервный фонд на нужды украинской армии.

Также было принято решение собирать деньги «с народа». У каждого украинца появилась возможность помочь своей армии, позвонив на номер 565 в рамках акции «Поддержи украинскую армию», инициированной Министерством обороны. По состоянию на 28 марта на счета министерства поступило уже более 60 млн гривен от юридических и физических лиц.

Аннексия Крыма Россией продемонстрировала, насколько существенны проблемы, связанные с национальной обороной и недостаточным финансированием силового блока. Отсутствие сильной армии, ресурсов и профессионального командования стало первопричиной запоздалой реакции власти на российскую агрессию. Решения принимались с опозданием и поддавались жесткой критике со стороны общественности и парламентариев. В итоге это привело к отставке 25 марта министра обороны Игоря Тенюха, на место которого пришел Михаил Коваль.

Договоренности с международными организациями

Месяц работы обновленного Кабмина ознаменовался повышенной активностью в части переговоров с международными партнерами о предоставлении финансовой помощи, ускорении вступления Украины в ЕС, обеспечении поддержки Украины в военном конфликте с Россией.

14 марта Арсений Яценюк вернулся из США. По пакету экономической помощи Украине Арсений Яценюк сообщил, что правительство США вместе с палатой представителей конгресса приняли решение о дополнительном выделении $1 млрд для Украины: «После моей встречи с президентом и спикером (Палаты представителей конгресса США. – Forbes) Бейнером не исключаем, что такой пакет может дополнительно быть увеличен еще на $600 млн».

21 марта была подписана политическая часть cоглашения об ассоциации с ЕС. По словам премьера, после президентских выборов будет подписана и экономическая часть. Также в ближайшее время планируется подписание соглашения о совместном авиационном пространстве. Это обеспечит конкуренцию на рынке авиации, удешевит авиабилеты, а также даст возможность сертифицировать украинские самолеты.

22 марта Арсений Яценюк, говоря об итогах встречи с премьер-министром Канады Стивеном Харпером, выразил благодарность правительству Канады за решение о выделении $200 млн финансовой помощи для Украины.

26 марта состоялась расширенная встреча членов правительства Украины с делегацией Европейской комиссии. Был подписан пакет решений, необходимых для выполнения плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины. Также была обсуждена с ЕС проблема энергетической независимости Украины. Пришли к тому, что есть техническая возможность поставлять 25 млрд кубометров газа из Европы, который будет на $100 долларов дешевле, чем российский газ.

Вчера, 27 марта, были завершены переговоры с МВФ о предоставлении пакета финансовой помощи Украине. Речь идет о $14-18 млрд, первый транш может быть предоставлен уже в следующем месяце.

В целом за месяц были проведены переговоры с рядом международных финансовых организаций, в результате которых в бюджет Украины будут привлечены $13,7 млрд.

Банковский сектор

С первого дня работы нового Кабмина глава правительства Яценюк не уставал повторять, что главная задача банковского сектора Украины – сохранять спокойствие. По его мнению, несмотря на все сложности в этом секторе, «у нас есть поддержка иностранных кредиторов, есть инструменты и механизмы Нацбанка».

19 марта Арсений Яценюк высказал предложение ввести налогообложение доходов, полученных от размещения средств на депозитных счетах. Это должно было касаться только депозитов, превышающих 50 000 гривен. 21 марта Минфин предложил ввести налогообложение доходов физических лиц для 1,5% владельцев крупнейших вкладов, размер которых превышает 100 000 гривен. Однако эта инициатива вызвала жесткую критику, после чего было принято решение в этом году больше не поднимать этот вопрос.

27 марта Кабмин инициировал возобновить действие пенсионного сбора по ставке 0,5% при покупке юридическими и физическими лицами безналичной и наличной иностранной валюты. В пояснительной записке к соответствующему законопроекту указывается, что восстановление пенсионного сбора приведет к увеличению доходов специального фонда госбюджета на 9,1 млрд гривен, которые будут направлены в Пенсионный фонд Украины на выплату пенсий.

Катерина Шумило, Ольга Гальчинская

Новости

18 октября 2021

Гривне прогнозируют дальнейшее укрепление

Нафтогаз Украины подал заявку на участие в процессе сертификации Северного потока-2

Алюминиевая корпорация Alcoa ожидает повышенной годовой прибыли

POSCO и BHP подписали меморандум о методах производства зеленой стали

Мариупольский меткомбинат им. Ильича увеличил выпуск проката на 14,6%

Цены на бензины и дизельное топливо продолжили рост

Центрэнерго накопило свыше 1,5 млрд грн для покупки угля

Запасы угля на складах ТЭС Украины снизились еще на 6,4%

Минторг США повторно расследовал импорт труб из Кореи

Рост ВВП Украины по итогам января-августа ускорился до 2,9%

Европейская комиссия пока решила не вводить пошлины на алюминиевый прокат из Китая

Северсталь нарастила прибыль почти в 5 раз

Газпром отказался бронировать дополнительную транзитную мощность через Украину на ноябрь

Промпроизводство в Китае выросло на 11,8%

Worldsteel верит в развитие мировой металлургической отрасли, за исключением Китая

Freeport McMoRan начала строительство медного комбината в Индонезии

ВСЕ НОВОСТИ ⇢