«Одесса — Броды» получил новое дыхание

Точка зору

В ближайшее время в Брюсселе будет представлено новое технико-экономическое обоснование Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) на базе нефтепровода Одесса — Броды. Утверждение ТЭО проекта состоялось 24 апреля в Польше на собрании акционеров СП «Сарматия».

ЕАНТК создается на базе нефтепровода Одесса — Броды, построенного Украиной в 2001 г. для обеспечения поставок каспийской нефти в Европу в обход России. Из-за отсутствия ветки в Польшу (на Плоцк и Гданьск) сейчас трубопровод используется Украиной в реверсном режиме для прокачки небольших объемов российской нефти (по условиям договора до 9 млн. т в год).

По мнению директора энергетических программ Центра им. Разумкова Владимира Сапрыкина, важно доказать экономические преимущества проекта. «Это уже шестое ТЭО. Можно сделать еще десять. Но если мы четко не покажем преимущество проекта, то можно говорить и делать политические заявления сколько угодно, ничего не реализуя на практике. Мы должны четко услышать затраты и тарифы. Пока реальных подвижек я не вижу»,— сказал эксперт.

Важным также остается вопрос готовности Азербайджана давать нефть для проекта. «Было много заявлений о поддержке и готовности… Но нужен официальный документ о намерениях Азербайджана и его обязательствах четко поставлять нефть по этому маршруту (объемы, сроки и т.д.) Такого документа на сегодня еще нет»,— сказал господин Сапрыкин.

Впрочем, даже в правительстве к проекту относятся скептически. «Говорить о проекте в условиях кризиса и падения потребления нефти и газа в Европе неактуально. Политически сейчас не лучшее время для того, чтоб браться за такие проекты. Тем более что этим занимается только Секретариат президента,— сказал «i» советник премьера по энергетическим вопросам, депутат фракции БЮТ Александр Гудыма.— Много сложных вопросов с Москвой по газу, есть подписанный меморандум с ЕС, есть проблемы финансового характера. Мы надеемся получить кредит от России, чтобы компенсировать дефицит бюджета. Сегодня иметь еще одну больную точку по вопросу «Одесса — Броды» я считаю лишним для правительства».

Чтобы реализовать проект, необходимы деньги и стабильные отношения между Евросоюзом, Украиной и Россией, которые в вопросах энергетики несколько напряжены. «Если Россия, несмотря на кризис, активно ведет себя в части «Северного потока» и «Южного потока», возможно, реализация ЕАНТК со стороны ЕС — ответная игра. Но я не думаю, что это приведет к конкретным решениям именно сейчас»,— добавил господин Гудыма.

В сентябре 2008 г. «Укрнефть» и азербайджанская государственная нефтяная компания Socar рассматривали возможность создания совместного предприятия в Украине на базе НПЗ «Галичина» (Львовская обл.) и «Нефтехимик Прикарпатья» (Ивано-Франковская обл.) для переработки каспийской нефти. В мае 2008 г. Украина и Азербайджан договорились о поставке 470 тыс. т технологической каспийской нефти для транспортировки через нефтепровод Одесса — Броды с последующей ее переработкой на украинских заводах и реализацией нефтепродуктов на рынке Украины и стран ЕС.

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢