Что думают юристы о реформе судебной системы

Мнение

На этой неделе парламент принял закон «О восстановлении доверия к судебной системе Украины». Этот документ называют репрессивным – представители старой судебной системы, и революционным – все остальные. Ближайший год – столько займет проверка судей – станет определяющим для судебной ветки власти в стране.

Forbes спросил у юристов, что они думаю о положениях документа и их влиянии на судебную систему Украины.

Василий Онопенко,
глава Совета судей Украины

Большей частью аспекты законопроекта «О восстановлении доверия к судебной системе Украины» я оцениваю как необычайно позитивные. Европейские эксперты также, в целом, одобряют этот закон. Конечно, это не отменяет возможность внесения определенных правок.

Вот несколько неоднозначных положений.

Например, в документе есть норма о том, что на должности глав суда выбираются судьи собраниями коллективов, которые не старше 64 лет. Это не совсем понятно – по Конституции судья может продолжать занимать свою должность до 65 лет.

Анализ этого закона, безусловно, необходим и будет нами проведен. По мере возможности будут вноситься нужные поправки. Но в целом повторюсь – он абсолютно удовлетворяет. Обновления судебной власти жизненно необходимы как для правосудия, та к и страны в целом.

В особенности, что касается одновременного увольнения всех глав судов, секретарей палат и их заместителей, а их немало. Некоторые уже, как говорится, мхом обросли на этих должностях. Около полутора тысяч должностей будут освобождены.

Например, через призму норм, предусмотренных в законе, должна быть оценена деятельность судьи Киреева. Вопрос в том, почему так долго Высшая квалификационная комиссия судей тянула. Хотя мы все понимаем, какое давление на него было, сколько раз он был в Администрации Президента и что ему там говорили. Многие судьи Печерского суда отказались рассматривать это дело. Он же проявил слабость, поэтому и оказался сегодня в такой ситуации.

Давления на судейство все времена происходил через глав суда. Грубые нарушения, связанные с политическими делами, особенно в Киеве, происходили именно из-за давления на руководителей. Авторитетный влиятельный глава суда, к которому прислушиваются судьи, имеет все возможности коррекции решений. Норма о том, что глава суда выбирается на ограниченный срок как раз и поможет избежать в будущем подобных нарушений. Важно сейчас подобрать достойных людей на должности глав Высшей квалификационной комиссии и Высшего совета юстиции. У нас такие люди есть.

Хорошо и то, что закон предусматривает возможность переизбрания на административные должности, даже тех глав, которые будут уволены. Предусмотрена возможность восстановления их коллективом.

Мой общее впечатление – я не считаю этот закон репрессивным. В любом случае, у судьи который будет снят с должности, есть множество возможностей обжаловать это решение. Этот закон – золотая средина. По своей сути и направленности – он справедлив. Другое дело, как он будет применен. Это на сегодня главный вопрос.

Андрей Никитин, партнер юридической компании FCLEX

Принятие закона «О восстановлении доверия к судебной власти в Украине «сопровождалось как бешеным противодействием со стороны представителей судебной власти, так и откровенным саботажем со стороны отдельных групп влияния внутри Верховной рады. Даже с мобилизацией усилий авторов законопроекта и многочисленных активистов под стенами парламента, закон удалось «протолкнуть» только с третьего голосования.

Что же за документ был с таким трудом принят?

Общий раздел Закона посвящен проведению специальной проверки судей судов общей юрисдикции. С этой целью предусматривается создание Временной специальной комиссии при Высшем совете юстиции, в состав которой войдут 15 членов: 5 членов будут избраны по квоте Пленума Верховного Суда Украины из числа судей в отставке, которые в течение последних пяти лет пребывания в должности не занимали административных должностей; и по пять членов – из числа представителей общественности, с высшим юридическим образованием, которые будут назначены по квотам правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики и Верховной рады Украины.

Инициировать проверку судьи сможет любое физическое или юридическое лицо, подав заявление в комиссию в течение шести месяцев со дня ее формирования. Можно констатировать, что проверке будут подлежать в основном судьи, которые в течение ноября 2013 года – февраль 2014 выносили решения, связанные с массовыми акциями протеста и их непосредственными участниками.

Из общего «протестного «контекста проверки выделяются только судьи, причастные к вынесению решений по делам, связанным с проведением выборов в Верховную раду Украины седьмого созыва, отменой их результатов и лишением мандатов. Под проверку могут попасть и судьи, которые допустили нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что подтверждено решением Европейского суда по правам человека.

По результатам проверки судьи Временная специальная комиссия принимает заключение, которое, в зависимости от установленных в ходе проверки обстоятельств, направляется в Высший совет юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Генеральной прокуратуры Украины.

Но не косметические, а на самом деле революционные изменения в системе судебной власти вводятся Разделом II « Заключительные и переходные положения» Закона № 4378-1. В частности:

- С административных должностей освобождаются председатели и заместители председателей высших специализированных, апелляционных, местных судов, вводятся принципиально новые механизмы избрания судей на административные должности;
- Прекращаются полномочия членов Высшего совета юстиции (кроме тех, которые находятся в этом органе по должности) и членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины;
- Прекращаются полномочия избранных делегатов на съезд судей и конференции судей, избранных по правилам, действовавшим до вступления в силу Закона;
- Вносятся изменения в ряд законодательных актов, которыми вводятся новые механизмы формирования вышеупомянутых органов и направленные на обеспечение функционирования судебной системы как независимой ветви власти.

Принятие этого закона создает все необходимые предпосылки для коренного изменения системы правосудия, ее децентрализации и обеспечения действительной, а не декларируемой, независимости как руководителей судов, так и судей. Но эффективность таких изменений будет зависеть от моральных качеств каждого из нас, а особенно тех, кто решил посвятить себя работе на должности профессионального судьи.

Влад Королюк, Ольга Гальчинская, Анна Ковальчук

Новости

27 октября 2021

НКМЗ отгрузил металлургам Украины более 90 валков

Прибыль вьетнамской Нoa Phat Group выросла втрое

Дизельный завод возобновил производство грузовых вагонов

Nucor объявила о рекордной квартальной прибыли

Правительство ухудшило прогноз роста ВВП Украины в 2021 году

Кабмин надеется, что шахтеры нарастят добычу угля

Пандемия подорвала мировую экономику больше, чем ожидалось

В случае запуска Северного потока-2 в Украине может резко подорожать газ

Rio Tinto Ltd хочет использовать биомассу вместо коксующегося угля при выплавке стали

SSAB сообщила о повышенной прибыли благодаря росту цен на сталь

В Украине добыли угля на 6,5% больше плана

Розничные цены на бензин и дизельное топливо бодро растут

Ингулецкий ГОК нарастил производство железорудного концентрата на 8,8%

Южноафриканская Sibanye-Stillwater хочет купить в Бразилии два рудника

ЕС должен обеспечить поставки магния во избежание коллапаса в металлургии

Оператор ГТС Украины получил почти 6 млрд грн чистой прибыли

ВСЕ НОВОСТИ ⇢