Что думают юристы о реформе судебной системы

Точка зору

На этой неделе парламент принял закон «О восстановлении доверия к судебной системе Украины». Этот документ называют репрессивным – представители старой судебной системы, и революционным – все остальные. Ближайший год – столько займет проверка судей – станет определяющим для судебной ветки власти в стране.

Forbes спросил у юристов, что они думаю о положениях документа и их влиянии на судебную систему Украины.

Василий Онопенко,
глава Совета судей Украины

Большей частью аспекты законопроекта «О восстановлении доверия к судебной системе Украины» я оцениваю как необычайно позитивные. Европейские эксперты также, в целом, одобряют этот закон. Конечно, это не отменяет возможность внесения определенных правок.

Вот несколько неоднозначных положений.

Например, в документе есть норма о том, что на должности глав суда выбираются судьи собраниями коллективов, которые не старше 64 лет. Это не совсем понятно – по Конституции судья может продолжать занимать свою должность до 65 лет.

Анализ этого закона, безусловно, необходим и будет нами проведен. По мере возможности будут вноситься нужные поправки. Но в целом повторюсь – он абсолютно удовлетворяет. Обновления судебной власти жизненно необходимы как для правосудия, та к и страны в целом.

В особенности, что касается одновременного увольнения всех глав судов, секретарей палат и их заместителей, а их немало. Некоторые уже, как говорится, мхом обросли на этих должностях. Около полутора тысяч должностей будут освобождены.

Например, через призму норм, предусмотренных в законе, должна быть оценена деятельность судьи Киреева. Вопрос в том, почему так долго Высшая квалификационная комиссия судей тянула. Хотя мы все понимаем, какое давление на него было, сколько раз он был в Администрации Президента и что ему там говорили. Многие судьи Печерского суда отказались рассматривать это дело. Он же проявил слабость, поэтому и оказался сегодня в такой ситуации.

Давления на судейство все времена происходил через глав суда. Грубые нарушения, связанные с политическими делами, особенно в Киеве, происходили именно из-за давления на руководителей. Авторитетный влиятельный глава суда, к которому прислушиваются судьи, имеет все возможности коррекции решений. Норма о том, что глава суда выбирается на ограниченный срок как раз и поможет избежать в будущем подобных нарушений. Важно сейчас подобрать достойных людей на должности глав Высшей квалификационной комиссии и Высшего совета юстиции. У нас такие люди есть.

Хорошо и то, что закон предусматривает возможность переизбрания на административные должности, даже тех глав, которые будут уволены. Предусмотрена возможность восстановления их коллективом.

Мой общее впечатление – я не считаю этот закон репрессивным. В любом случае, у судьи который будет снят с должности, есть множество возможностей обжаловать это решение. Этот закон – золотая средина. По своей сути и направленности – он справедлив. Другое дело, как он будет применен. Это на сегодня главный вопрос.

Андрей Никитин, партнер юридической компании FCLEX

Принятие закона «О восстановлении доверия к судебной власти в Украине «сопровождалось как бешеным противодействием со стороны представителей судебной власти, так и откровенным саботажем со стороны отдельных групп влияния внутри Верховной рады. Даже с мобилизацией усилий авторов законопроекта и многочисленных активистов под стенами парламента, закон удалось «протолкнуть» только с третьего голосования.

Что же за документ был с таким трудом принят?

Общий раздел Закона посвящен проведению специальной проверки судей судов общей юрисдикции. С этой целью предусматривается создание Временной специальной комиссии при Высшем совете юстиции, в состав которой войдут 15 членов: 5 членов будут избраны по квоте Пленума Верховного Суда Украины из числа судей в отставке, которые в течение последних пяти лет пребывания в должности не занимали административных должностей; и по пять членов – из числа представителей общественности, с высшим юридическим образованием, которые будут назначены по квотам правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики и Верховной рады Украины.

Инициировать проверку судьи сможет любое физическое или юридическое лицо, подав заявление в комиссию в течение шести месяцев со дня ее формирования. Можно констатировать, что проверке будут подлежать в основном судьи, которые в течение ноября 2013 года – февраль 2014 выносили решения, связанные с массовыми акциями протеста и их непосредственными участниками.

Из общего «протестного «контекста проверки выделяются только судьи, причастные к вынесению решений по делам, связанным с проведением выборов в Верховную раду Украины седьмого созыва, отменой их результатов и лишением мандатов. Под проверку могут попасть и судьи, которые допустили нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что подтверждено решением Европейского суда по правам человека.

По результатам проверки судьи Временная специальная комиссия принимает заключение, которое, в зависимости от установленных в ходе проверки обстоятельств, направляется в Высший совет юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Генеральной прокуратуры Украины.

Но не косметические, а на самом деле революционные изменения в системе судебной власти вводятся Разделом II « Заключительные и переходные положения» Закона № 4378-1. В частности:

– С административных должностей освобождаются председатели и заместители председателей высших специализированных, апелляционных, местных судов, вводятся принципиально новые механизмы избрания судей на административные должности;
– Прекращаются полномочия членов Высшего совета юстиции (кроме тех, которые находятся в этом органе по должности) и членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины;
– Прекращаются полномочия избранных делегатов на съезд судей и конференции судей, избранных по правилам, действовавшим до вступления в силу Закона;
– Вносятся изменения в ряд законодательных актов, которыми вводятся новые механизмы формирования вышеупомянутых органов и направленные на обеспечение функционирования судебной системы как независимой ветви власти.

Принятие этого закона создает все необходимые предпосылки для коренного изменения системы правосудия, ее децентрализации и обеспечения действительной, а не декларируемой, независимости как руководителей судов, так и судей. Но эффективность таких изменений будет зависеть от моральных качеств каждого из нас, а особенно тех, кто решил посвятить себя работе на должности профессионального судьи.

Влад Королюк, Ольга Гальчинская, Анна Ковальчук

Новини

11 Лютого 2024

З виробниками зеленої енергії розрахувалися на 76,2%

9 Лютого 2024

Угорські фермери заблокували КПП Захонь на кордоні з Україною

Велика Британія може скасувати захисні заходи щодо гарячекатаного рулону

За тиждень літр автогазу подешевшав ще на 50 копійок

У січні зростання споживчих цін сповільнилось до 0,4%

В Україні зростає споживання електроенергії

Попит на електромобілі в Україні зріс у 2,8 раза

Експорт чавуну в Бразилії збільшився

Уряд створив промислово-оборонний комітет на чолі з прем’єром

В ЄС досягли попередньої угоди щодо закону про промисловість з нульовими викидами

У світі зростатиме конкуренція за високоякісний металобрухт

POSCO розпочала будівництво електродугової печі на заводі в Кван’яні

Outokumpu розраховує на збільшення поставок у першому кварталі

Польські фермери заблокували рух усіх видів транспорту в бік Шегині

США запровадили санкції за порушення обмежень цін на російську нафту

Vale та Hydnum Steel вивчать можливість будівництва заводу з виробництва залізорудних брикетів

ВСІ НОВИНИ ⇢