Старые правила новых выборов
Точка зору2 сентября, председатель парламента Александр Турчинов открыл 5-ю сессию Верховной Рады VII скликанная. Ожидалось, что среди прочего народные депутаты будут голосовать за изменения к избирательному законодательству. Но, как отметил председатель парламентской фракции партии УДАР Виталий Ковальчук, новые избирательные правила будут касаться не нынешних внеочередных выборов, а всех последующих. Ударовец напомнил, что ЦИК уже начала регистрировать кандидатов на мажоритарных округах, потому изменение законодательства может привести к большому количеству судебных исков и поставит под сомнение легитимность выборов.
Верховная Рада также не поддержала законопроект, который предусматривал предоставление ЦИК права менять пределы и центры одномандатных округов в Донецкой и Луганской областях, усиление охраны избирательных комиссий и документации, а также возможность сокращения расходов государственного бюджета на проведение выборов.
Напомним, что еще 25 августа Президент распустил Верховную Раду, назначил внеочередные выборы на 26 октября, а 28 августа официально стартовала избирательная кампания.
Поэтому, какой будет новая Верховная Рада, избранная по старым правилам? Как изменилось электоральное поведение и симпатии украинцев? Каковы шансы на качественное обновление состава парламента? Обо всем этом рассказывают эксперты «Дня».
«НАПРЯЖЕННЫЕ ПЕРИОДЫ ДЕЛАЮТ ЭЛЕКТОРАТ БОЛЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ, ЧЕМ РАЦИОНАЛЬНЫМ»
Ирина БЕКЕШКИНА, социолог, директор Фонда «Демократические инициативы имени Илька Кучерива»:
— Если взять Олега Ляшко как определенный тест для общества — отсеет ли оно кандидатов-популистов и политических оборотней, тогда можно сказать, что оно этот тест не пройдет. Рейтинг Ляшко и его «Радикальной партии», о которой никто ничего не знает, очень высок. Еще во время президентских выборов мы измеряли мотивацию избирателей — кто, за что голосует и почему. Согласно этой мотивации, Ляшко воспринимался как лидер, как защитник «таких людей, как я». Он предлагает простые решения очень сложных вопросов, говорит на одном и том же языке с людьми. Его электорат был наименее образованным, но, с другой стороны, там много молодежи до 30 лет. В настоящий момент 44% избирателей — это село. То есть, это наименее развитые избиратели, и их много. Поэтому говорить о том, что за последнее время изменилось все общество, нельзя.
Если говорить об изменениях в поведении избирателей, то стоит вспомнить о местных выборах в Киеве. Они проходили уже во время военных действий, но голоса избирателей все равно продавались — есть факты. И подобное будет происходить в других регионах страны.
Конечно, общество пережило изменения, но нельзя стать умнее за несколько месяцев. Я не думаю, что уровень политической культуры повысился, может быть и наоборот — снизился. Такие напряженные периоды, которые сейчас делают электорат более эмоциональным, чем рациональным.
То, что общество стало более патриотичным — это факт, но подобная вспышка патриотизма происходила и во время других конфликтов — во время событий вокруг Тузлы, агрессии России в Грузии. Общество объединяется и меняется, и если говорить об электоральных настроениях в этом контексте, то, например, рейтинги Партии регионов обрушились с 3% до 30%, в том числе на Донбассе.
Я согласна с мнением, что будущий парламент будет переходным и что его выбирать нужно на более короткий срок. Но законодательство, к сожалению, этого не позволяет. Сейчас наибольшее количество избирателей, которые не определились, это восток в целом — Харьковская, Одесская область, где таких людей больше трети. Если рассматривать восток Украины и Донбасс как его крайний случай, то там 62% вообще не хотят идти на выборы, еще 18% не определились. Это значит, что там нет политической силы, которая представляла бы тамошних людей. Если в центре и на западе Украины всегда существовало многообразие политических сил, конкурировавших между собой, то на востоке и юге монополией владели КПУ и Партия регионов. В настоящий момент их монополия исчезла, а новых фаворитов не появилось. Если парламент выбирать на пять лет, то кто тогда будет представлять восток? Конечно, кто-то пройдет, но нельзя сказать, что в Раде будет реально политическое представительство всего региона. Через пару лет там могли бы сформироваться новые политические силы или старые приобрели бы поддержку.
Еще во время последних президентских выборов существовал политический абсентеизм, когда половина избирателей не хотела идти на выборы, даже когда существовала такая возможность. Люди отвечали, что они не видели, за кого голосовать. Поэтому сегодня нужно ввести порог явки, ведь на том же Донбассе, при явке в 6-10%, могут проголосовать за какого-то Гиркина. Когда выборы при низкой явке проходят в один тур, то появляется опасность того, что изберут людей, которые никак не представляют данный регион.
В целом, новый парламент обновится очень существенно, ведь двух лидирующих сегодня политсил там вообще раньше не было — это «Солидарность» и «Радикальная партия» Ляшко. Другое дело — за счет кого Рада обновится. В нынешнем парламенте Партия регионов, в том числе благодаря мажоритаркам, получила половину мандатов, а теперь от них останутся одни куски.
Снижение проходного барьера будет гарантировать прохождение тем политическим силам, которые при 5% барьере скорее всего не пройдут, — это КПУ, ПР и Сильная Украина. Немного не дотягивает и «Свобода» — у них менее 5%. Партия регионов и «Сильная Украина» не дотягивают, потому что они идут отдельно, а у коммунистов отпал их основной электоральный базис — Крым и Донбасс. Первая эмоциональная реакция: «и хорошо, что не пройдут», но с другой стороны, они сейчас не самые опасные, потому что на их месте могут появиться более агрессивные силы сепаратистской направленности, а на месте КПУ могут возникнуть настоящие коммунисты. Сейчас эти две силы «ручные» и будут подыгрывать сильным, кроме того, лидер «Сильной Украины» Сергей Тигипко более гибкий и готов к сотрудничеству.
В настоящий момент в обществе есть запрос на молодые политические силы, но люди не готовы голосовать за «кота в мешке». Поэтому здесь противоречие в основе: около 70% избирателей считают, что во власти должны быть новые политики и новые политические силы, но люди не готовы голосовать за неизвестные лица. Чтобы стать знакомым для избирателей, нужно «попасть в ящик» — на ТВ. Люди до сих пор ориентируются по лидерам — отсюда и успех неизвестной никому партии Ляшко. Поэтому пока я не вижу перспектив для молодых политических сил, среди которых «Демальянс», «Воля» и «Сила людей». Если бы они шли вместе и приобщали местных активистов к единой партии от общественности, тогда у них появился бы реальный шанс.
Очевидно, что будут закрытые партийные списки, потому партии активно будут торговать местами, ведь сейчас нет денег на выборы. А избирательное законодательство интересует людей в последнюю очередь. Треть граждан вообще ничего не понимает в избирательных системах, а треть хотела бы мажоритарную систему.
«ВОЙНА ПРИВОДИТ К ВЛАСТИ ЛИБО ДИКТАТОРОВ, ЛИБО ПОПУЛИСТОВ»
Евгений ГОЛОВАХА, социолог, доктор философских наук, заместитель директора Института социологии НАН Украины:
— Украинское общество в электоральном плане изменилось существенно. Поддержка партий, ориентированных на евроинтеграцию, также выросла. В настоящий момент наблюдается феномен подъема патриотизма как реакции на войну — благодаря этому происходит внутренняя интеграция Украины, и это касается не только запада и центра, но и юга нашего государства. Это подтверждают последние опросы, проводившиеся летом. Патриотизм украинцев сегодня — это настроения, и очень важно, чтобы эти настроения постепенно переходили в убеждение. Уже много лет существует мысль о том, что электорат нуждается в новых лицах, новой политике, но как ни странно, выбирают старые лица. И те, кого изберут на будущих парламентских выборах, будут для украинцев первым испытанием на электоральную зрелость. Мы понимаем, что сегодня очень сложная ситуация для избирателей, но если их симпатии будут соответствовать убеждениям, а не переменчивым настроениям, то, возможно, что-то действительно сдвинется с места.
Но я думаю, на будущих выборах будет достаточно сложно открыто подкупить избирателей, как это было раньше, и все же стоит ожидать более тонких технологий. Политтехнологическая мысль очень гибкая и неисчерпаемая, чтобы изобрести непрямой подкуп избирателей, особенно если останутся мажоритарные округа.
Сегодня, в условиях войны, люди будут голосовать за более решительных политиков, за тех, кто может просто и доступно сформулировать свои мысли. Например, феномен Ляшко существует, потому что он говорит такие слова, которые понимают простые граждане. Но в целом, в условиях войны, «воинственный популизм» Ляшко является очень выигрышной позицией. В этом есть и определенная опасность, ведь война приводит к власти либо диктаторов, либо популистов. Поэтому в интересах самого государства как можно быстрее ее закончить.
Относительно будущего парламента, то он однозначно будет переходным, ведь сейчас очень трудно обеспечить репрезентацию украинцев с востока. В таких условиях будет постоянная критика, недовольство относительно того, что Верховная Рада не на 100% воспроизводит реальную электоральную картину. На этом этапе и состав парламента будет переходным — кроме новых лиц, останутся старые политики, авантюристы и прочие. Поэтому новая Верховная Рада выполнит свою функцию на период военных действий и на первом этапе восстановления страны, а затем нужно будет проводить нормальные выборы с нормальной подготовкой, агитацией и возможностью для людей окончательно и серьезно определиться со своим выбором.
Сегодня появились молодые и яркие общественные деятели и волонтеры, которых обязательно нужно вводить в украинский парламент. Молодые политики — это люди с внутренним источником социальной активности, и это может стать ощутимым ресурсом для смены политической элиты в Украине. Но я не думаю, что на нынешних выборах будет мощная волна их поддержки, потому новые лидеры должны готовиться к следующим, серьезным и окончательным выборам в стабильную Верховную Раду со стабильным продвижением развития.
Дмитрий Кривцун
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram