МВФ не даст Украине денег, если…
Точка зоруБез денег МВФ и ЕС украинская экономика не сможет быть опорой армии в противодействии врагу, и не сможет уберечь людей от голода и холода. Таково мнение практически всех, опрошенных «Днем», экспертов. Более того, это подтверждает представленное на днях исследование Международного центра перспективных исследований (детальнее в материале Виталия КНЯЖАНСКОГО «Три источника роста» в этом номере «Дня»).
Как уже неоднократно писал «День», международные финансовые доноры готовы помогать Украине и будут помогать, но лишь в том случае, когда будут иметь гарантии: деньги точно поступают по адресу, а не оседают в карманах чиновников, из которых потом вырастают Межгорья-newedition и автопарки из «Бентли» и «Мазератти».
В требованиях продолжения финансовой поддержки Украины и ЕС (100 миллионов евро) и МВФ (около 1,4 миллиарда долларов США) черным по белому прописано: в Украине должен быть создан независимый правоохранительный орган, который будет разоблачать коррупцию в высших эшелонах власти, — Национальное бюро антикоррупционных расследований (НБАР). Сразу заметим, что это требование МВФ не снял, как на днях сделал с некоторыми другими, ссылаясь на сложные политические условия.
Напомним, общественность, а в частности эксперты Центра противодействия коррупции, создание такого органа лоббируют давно. Но вопрос уж слишком болезненный для многих из тех, от кого, в соответствии с действующим украинским законодательством, зависит создание такого органа — членов правительства и депутатов парламента и тому подобное. Одно дело, министру, который зарабатывает 12 тысяч гривен, жить в усадьбе за 3 миллиона долларов в стране, где нет тех, кто способен его привлечь к ответственности, и совсем другое дело, когда есть рабочий независимый правоохранительный орган, который должен будет «спросить»: откуда у вас деньги на такое жилье или «ТАКОЙ» автомобиль?
Еще полгода назад, даже после «победы» Евромайдана, заставить сейчас действующий парламент принять закон, который бы создал такой независимый правоохранительный орган, и который бы как сторожевой пес контролировал каждого министра, Президента и депутата, было просто нереально. Залогом такой уверенности является автопарк под ВРУ. Но сегодня страна, а особенно ее казна, оказалась в такой ситуации, что особенно не сообщаешь донорам. С пустыми карманами и без внешней финансовой поддержки государство станет легкой добычей для того, кто открыл огонь на Донбассе.
Казалось бы, это должно быть понятно всем. Но, есть одно «но» — личный интерес — вещь упрямая. Именно поэтому, несмотря на то, что мы практически просрочиваем все, отведенные донорскими организациями, сроки, решение о создании НАБ уже полгода буксует где-то во властных кабинетах.
Последний раз об Антикоррупционной реформе мы слышали от Администрации Президента. Мол, именно там сегодня готовят президентский вариант законопроекта о специализированном антикоррупционном органе, и он вскоре должен быть представлен на рассмотрение парламента.
«Создание антикоррупционного бюро станет переломным моментом в борьбе с коррупцией в Украине, — утверждает Виктор ЧУМАК, глава комитета Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией. — Этот орган, в случае его создания, впервые в истории Украины сможет реально бороться с коррупцией среди чиновников, что является основой всей коррупционной системы в нашей стране»
Из достоверных источников «Дню» известно, что Президент должен был зарегистрировать свой вариант законопроекта о создании НАБ уже на этой неделе. А уже в четверг ВРУ должна была бы его голосовать. Но не сложилось. Вчера утром исполнительный директор Transparency International Украина Алексей ХМАРА на своей странице в Фейсбук написал: «…Сегодня мы командами Transparency International Ukraine и Центр противодействия коррупции ожидали регистрации в парламенте президентского законопроекта об антикоррупционном бюро. Напрасно! В последний момент Петр Порошенко снова решил что-то поправить в тексте. Это затянулось на день редакторской работы. А затем еще будет нужно несколько дней на согласование этих самых правок с партнерами в правительстве и парламенте. Короче, в этот четверг проект в парламентском зале голосовать точно не будут. А значит, у нас остается лишь две возможности проголосовать бюро в этом составе парламента. Рада определилась, что готова работать пленарно лишь 16 сентября и 14 октября. Это единственно возможные дни для голосований за закон. Я и коллеги считаем, что мы не имеем права упустить эти две последние возможности получить бюро еще в этом году!»
ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ БЮРО?
Что же такого «страшного» и непосильного требуют от украинской власти международные доноры?
Как рассказали «Дню» в Центре противодействия коррупции, МВФ не просто требует создать Национальное бюро антикоррупционных расследований, в соответствии с текстом резолюции миссии МВФ, которая есть на официальном сайте институции, организация настаивает, чтобы еще выполнялись три ключевых условия.
• Во-первых, Нацбюро должно заниматься расследованиями исключительно высшей политической коррупции. Его «клиентами» должны быть госслужащие первого и второго ранга (министры и замминистры, прокуроры, глава АМКУ и тому подобное). Ни в коем случае нельзя «вешать» на НАБ «мелкую» должностную коррупцию, например, взяточников в ГАИ. Эта норма прописывается с целью избежать риска блокировки органа текущими делами, которые не будут иметь ключевого влияния на борьбу с коррупцией в стране.
• Во-вторых, полная политическая независимость руководства Нацбюро.
Глава НАБ должен избираться на условиях прозрачности конкурсной комиссией, которая будет состоять как из представителей всех органов государственной власти и оппозиции. Например, общественность (эксперты Центра противодействия коррупции совместно со специалистами Министерства юстиции и парламентсокго комитета по вопросам борьбы с коррупцией и организованной преступностью) предлагает, чтобы в эту комиссию входили по три представителя: от оппозиции Верховной Рады, Кабмина и Президента. Они будут рассматривать резюме кандидатов на пост главы Нацбюро, будут проверять их соответствие квалификационным требованиям и тому подобное. А затем уже с отобранными кандидатами проведут собеседования, которые будут транслироваться в прямом эфире. В соответствии с их предложениями, после того как комиссия выберет кандидата, его назначение утверждается Кабмином или Президентом. Поэтому снять руководителя Бюро по политическим мотивам (например, выразив ему «недоверие») невозможно, что гарантирует отсутствие политического давления на него. Отчитываться Бюро будет перед Советом общественного контроля. А члены этого Совета будут иметь полномочия изнутри контролировать деятельность Бюро. Кроме того, информация относительно результатов деятельности НАБ будет публиковаться на сайте органа, где каждый сможет увидеть реальное количество заведенных и переданных в суд уголовных дел на ТОП-чиновников.
• В-третьих, в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах должно появиться определение нового преступления: «незаконное обогащение».
Ныне даже если расходы чиновника явно и во много раз превышают его официальные доходы (например, налоговик с зарплатой в 10 000 гривен ездит на собственном Bentley), привлечь его к ответственности практически невозможно. Следователь должен доказать незаконность происхождения средств, что фактически нереально. После появления статьи «незаконное обогащение» уже не следователь будет выяснять, откуда у чиновника деньги, а госслужащий — доказывать легальность своих доходов. Если не сможет — уголовная ответственность плюс конфискация имущества. Более того, как заметил в комментарии «Дню» Виталий Шабунин, коррупционеры не смогут больше прятаться за богатых жен, друзей и других «благотворителей», на которых обычно оформлялись все усадьбы, машины и другое богатство. «И если следователь сможет доказать, что подозреваемый каждый день пользуется дорогим автомобилем, то он будет отвечать перед судом и объяснять, где он взял деньги на него», — говорит председатель правления Центра противодействия коррупции.
Любая другая редакция закона о Нацбюро, которая не будет содержать эти нормы, может вызвать недовольство МВФ и заблокировать перевод средств. Но даже не это главное. «Без создания такого органа побороть коррупцию в нашей стране будет невозможно, — уверен Виталий Шабунин. — Все другое — будет лишь примитивной имитацией процесса, или как и до этого это происходило — к ответственности будут привлекать «пешек», которые ничего не решают и являются исполнителями в руках ТОП-коррупционеров».
Время пошло! Но с каждым днем этого времени остается критически мало… И утверждаем так, не только потому, что в соответствии с условиями договора с МВФ принять закон о создании Национального бюро антикоррупционных расследований Украина должна до конца октября 2014 года. Президент, так что Вы там говорили о Ли Куан Ю?
Алла Дубровык
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram