Тотальный контроль: что даст экономике ограничение наличных расчетов
Точка зоруКабмин решил законодательно закрепить ограничение на расчеты наличными со 150 тыс. гривень до 15 размеров минимальной зарплаты, закрепленной в законе про бюджет на соответствующий год (сейчас — 18,2 тыс. грн.) Эта норма содержится в правительственном законопроекте о налоговой реформе (№5079).
В частности, законопроект меняет статью 1087 Гражданского кодекса Украины, отбирая у Нацбанка право устанавливать граничные суммы расчетов наличными. На сегодняшний день действует постановление НБУ об ограничении наличных расчетов суммой 150 тыс. гривень в течение одного дня.
Если закон будет принят в таком виде, лимит будет зафиксирован и коснется расчетов:
- Предприятий и ФЛП между собой
- Между предприятиями и физлицами
- Физлиц между собой при заключении договоров купли-продажи, которые подлежат нотариальному заверению
То есть покупать и продавать между собой физлица могут, никто за руку не схватит, тем более что лимит на снятия наличной гривни со счетов пока остается в рамках 150 тыс. грн в день, но любые покупки, которые проходят через нотариуса (покупка автомобиля или недвижимости) должны будут оплачиваться по безналу.
О том, что все транзакции наличными со временем будут "ограничены согласно нормам ЕС" глава Нацбанка Валерия Гонтарева говорила еще в июле. По ее словам это является необходимым элементом борьбы с мошенничеством на рынке наличных. И сегодня Нацбанк поддержал инициативу, но он совершенно не ожидал, что его лишат полномочий. "Нам совершенно непонятно, почему этим решил заняться Кабмин. Данные решения принимаются Нацбанком и он уполномочен принимать подобные решения", — возмутилась Елена Щербакова, руководитель департамента денежно-кредитной политики НБУ. Хотя "согласно номам ЕС" ограничения, как правило, вводятся правительством, регулируются бюджетным кодексом, налоговым кодексом или отдельными законами, а не постановлениями центробанков.
Зачем это нужно
Ограничения направлены, прежде всего, на уменьшение рынка черной наличности, поясняет Дмитрий Сушко, партнер PSP Audit: "Ограничения сделают наличку дорогой и дефицитной, а значит — начнутся проблемы с выплатой зарплат в конвертах, выдачей взяток, реализацией неучтенного товара и другими привычными способами минимизации налогов". Как следствие, будет достигнута цель перевести максимально экономику в прозрачную плоскость".
Елена Вознюк, руководитель налоговой практики Baker Tilly напоминает, что в расчетах между юрилицами по сути ничего не изменится — для них давно действует лимит на 10 тыс. грн в день. "Эта норма должна дополнить принцип налоговой реформы, которую планирует Кабмин, а в ее основе лежит идея налогообложения физлиц исходя из расходов. А контролировать расходы граждан можно только в том случае, когда они совершают покупки при помощи безналичных расходов", — говорит эксперт.
Кроме того, ограничение наличного оборота даст возможность Нацбанку лучше прогнозировать монетарную политику и регулировать инфляцию. "Сейчас мы не можем предугадать, куда этот объем наличности пойдет. Отсюда возникают проблемы с инфляцией. А если эти деньги из наличного рынка перейдут на безналичный, банки получат больше ликвидности, что в итоге должно стабилизировать финансовую систему страны", — считает Елена Щербакова.
Для экономики очень важно снижать уровень наличности в обороте. По статистике НБУ в Украине доля наличных расчетов составляет почти 40%, по данным World payments report, на ряду с Албанией и Молдовой мы входим в тройку самых отсталых стран Европы по этому показателю. Для сравнения в Италии — это лишь 7%, и даже в России — чуть более 28%. "Это говорит о том, что финансовая система не эффективно использует средства. Если уменьшить долю наличных в обороте на 10% — это даст банковской системе дополнительно около 30 млрд грн. Сейчас ликвидность банковской системы составляет порядка чуть более 30 млрд гривень (на 23 сентября — 41,4 млрд — Delo.UA). Ее увеличение в два раза может не просто стабилизировать ситуацию, но и начать снижать ставки в экономике", — прогнозирует председатель правления Правекс-банка Тарас Кириченко.
Не перегнул ли Кабмин палку
С 1 января 2014 года размер минимальной заработной платы установлен на уровне 1218 гривень. Следовательно, ежедневный лимит мог бы составить сейчас 18,27 тыс. гривень, а с начала 2015 года —18,85 тыс. (исходя из проекта бюджета на следующий год). Глава Государственной фискальной службы Игорь Билоус считает сумму вполне адекватной. "Сейчас действует ограничение НБУ в размере 150 тыс. гривень в день. Я не понимаю, зачем столько кэша, В принципе, его можно опустить до 20 тыс. гривень", — уверен он.
Впрочем, аналитик банковского сектора ICU Михаил Демкив не верит, что правительство решится на столь радикальное ограничение: "не факт, что столь резкая мера целесообразна. Поэтому более вероятна компромиссная сумма — примерно 50 минималок".
Что касается Евросоюза, то лимиты на расчеты наличными там несколько либеральнее, кроме Италии, где действует, фактически, такое же ограничение — 1 тыс. евро и в Греции — 1,5 тыс. К примеру, во Франции и Бельгии этот показатель составляет 3 тыс. евро, в Словакии — 5 тыс., в Болгарии — чуть более 5 тыс. евро, в Чехии — 14 тыс. При этом в Литве, Германии, Австрии, Словении, Исландии и на Кипре лимитов нет вовсе.
Инфографика: European Consumer Centre France
Чем это опасно
Тарас Кириченко признает, что введение ограничений может еще больше увеличить недоверие к банковской системе. Однако при этом он сомневается в разрушительных последствиях принятия закона: "Могу вам сказать на опыте прошлого постановления (до 150 тыс. грн) — особенно на рынке это решение не отразилось. Сначала количество операций уменьшилось, однако потом все вернулось к былым объемам. Думаю и сейчас так будет". По его словам, чтобы избежать проблем, банковская система должна постараться обеспечить доступность, дать людям понять, что безналичные расчеты это легко и просто. Но 30% отток депозитов с начала года указывает на то, что уровень доверия к банкам у населения мизерный, что очень усложняет задачу. Если еще учесть уровень финансовой грамотности граждан, перспектива перевести всех на безналичные расчеты кажется совсем призрачной.
Как банкиры, так и госорганы уверены, что решение не выгодно лишь тем, кто до этого был в тени. Но проблема в том, что даже по оценкам МЭРТ у нас в тени около половины экономики. Поэтому Дмитрий Сушко опасается, что столь жесткие ограничения многие могут не выдержать. "Сейчас время и так тяжелое, а такие перемены правил игры бьют по прибыли собственников. Преференций никаких не дают, а затраты на налоги растут". При этом взятки как требовали, так и требуют, и на них тоже нужна наличка.
По мнению Кириченко, основной причиной, по которой бизнес старается выводить прибыль в тень — это ставка ЕСВ. А операции с наличностью — это лишь последствия этой проблемы. Так что борьбу с теневым оборотом нужно начинать со снижения налоговой нагрузки. Это понимают и в ГФС: "вы просто не видели этих хранилищ денег, которые сначала нужно обналичить, а потом — доставить. Все уже устали от этого, но это вынужденная мера", — говорит Билоус. Именно поэтому он предлагает ставить снижение ставки соцвзноса отдельным законопроектом, а не в комплекте со всеми изменениями, как предлагает Кабмин — детенизация не должна быть агрессивной, для нее нужно создать почву.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram