Президента убеждают дружить по-новому

Точка зору

Лучший способ застраховаться от неудачи на выборах — вести себя так, как будто они уже состоялись.

Предвыборная арифметика

Согласно результатам последних предвыборных социологических исследований, нет сомнений в том, какая политическая сила является фаворитом гонки. Президентская партия показывает практически такие же результаты, с какими прошел предвыборную президентскую кампанию Петр Порошенко — то есть по факту блок его имени может рассчитывать на половину голосов избирателей.

Не вызывает пока сомнений и «серебряный призер» забега — на второй строчке рейтинга обосновалась Радикальная партия Ляшко. А вот перспективы еще одной фактической партии власти — «Народного фронта» — более туманны: пока команда Арсения Яценюка и Александра Турчинова даже в случае везения может надеяться разве что на третье место, притом что шансы «Батькивщины» и «Гражданской позиции» выглядят реальнее.

Несложная арифметика показывает, что при сохранении нынешних электоральных предпочтений по спискам в Верховную Раду могут пройти до 120 депутатов от БПП, около 40 «радикалов», по 20–25 «тимошенковцев» и «гриценковцев» и лишь два десятка «фронтовиков». В подобной ситуации шансы Арсения Петровича и Александра Валентиновича сохранить посты премьера и спикера после выборов выглядят довольно призрачно.

Настроение спикеру и премьеру портят и переговоры о разделе мажоритарных округов. По просачивающимся с Банковой слухам, у президента готовы отдать на откуп союзникам-конкурентам не более 25 округов, да и то с двумя условиями. Во‑первых, в это число входят и округа, зарезервированные под «Свободу», во‑вторых, данное джентльменское соглашение якобы не предусматривает выдвижения единых кандидатов по мажоритарке: БПП, по слухам, все равно выставит своих кандидатов, обещая лишь, что они будут заведомо непроходными (можно лишь догадываться о подводных камнях такого обещания). При этом та же «Свобода» позволяет себе вести переговоры об округах и с «Батькивщиной», и с Гриценко, а вот «фронтовики» в силу известных личных причин такой возможности лишены: горшки побиты основательно.

В итоге «фронтовики» оказались в сложной ситуации. Позиционировав себя в русле «ястребиной» политики, премьер и спикер довольно ограничены в жесткой риторике: как-никак они являются частью власти, и им довольно сложно перекладывать абсолютно всю ответственность за попытки мирного урегулирования конфликта на одного президента и прилагать усилия для его дискредитации. Прямые конкуренты по условной партии войны из «Батькивщины» и «Гражданской позиции» могут позволить себе гораздо более острый стиль ведения кампании.

Не стоит забывать и о личностном моменте. Петр Порошенко — человек, совершенно не боящийся брать на себя всю полноту ответственности (и власти): наличие союзников не является для него безусловным приоритетом. Сверхзадача президента — сформировать собственное большинство в парламенте, добрав недостающие голоса на мажоритарном поле (и не только, но об этом ниже). Поэтому условный Владимир Гройсман вполне мог бы заменить Яценюка на посту премьера, а условный Юрий Луценко — Турчинова в президиуме Верховной Рады.

План «Б» для Яценюка-Турчинова

Связать президента союзническими обещаниями — задача, над которой с начала кампании работает тандем премьера и спикера. Первоначальный план единого списка провалился, поэтому надежды на данный момент возложены на подписание коалиционного соглашения между «Народным фронтом» и Блоком Петра Порошенко (и, так уж и быть, «Свободой») еще до выборов.

Пиар-бэкграунд в данном случае практически безупречен: не повторим ошибок 2005-го и 2006‑го, не допустим раскола в патриотических рядах, покажем избирателям, что демократы умеют объединяться. Ну и тем более предвыборный слоган БПП — «Час єднатися» — именно на это и намекает.

Арсений Яценюк выбрал более чем правильный момент, анонсировав подписание «коалиционки» на форуме YES — в присутствии статусных свидетелей. Тем не менее предложение дружить заранее повисло в воздухе.

Виталий Ковальчук, фактический управляющий УДАРом, на вопрос о том, как в партии относятся к такому предложению, сухо обронил: «Относимся как к идее». «Коалиционное соглашение нужно подписать по результатам выборов в Верховную Раду», — подтвердил Виталий Кличко на съезде БПП, добавив, что вопрос о будущем главе правительства «будет решать тот состав людей, которых изберут в парламент, и которые войдут в коалицию».

По информации источников «k:», педалировать коалиционную тему в «Народном фронте» собираются в октябре, ближе к выборам — чтобы у президента не осталось времени ни для маневра, ни для внятного объяснения причин отказа. Предполагается, что это может стать одной из фишек кампании Яценюка — Турчинова.

Противоход Президента

Впрочем, пропрезидентской силе есть чем ответить. С одной стороны, есть надежда урегулировать возможный конфликт дипломатическим путем: уговорить лидеров НФ не активизироваться в коалиционном вопросе, не выносить его в публичную плоскость. Здесь есть пространство для торга и обещаний.

Запасной вариант — сыграть на противоходе: публично поддержать и тут же «расширить и углубить» идею — выступить с инициативой подписать рамочное соглашение всем «постмайданным» политическим силам. Мол, раз «єднатись», так «єднатись», без ограничений и преференций. Расчет на то, что потенциальные подписанты перессорятся между собой во всех возможных комбинациях: «Батькивщина» и «Гражданская позиция» с «Народным фронтом», «Свобода» с «Самопомощью» и всеми, кто не поддержит введение пятой графы в паспортах, и так далее. А уж как поведет себя Ляшко, никто и представить не берется. Но мирить всех будет как раз Блок Порошенко — и зарабатывать на этом имиджевые очки.

И конечно, не стоит забывать о факторе Конституционного суда, решение которого позволяет вступать в коалицию «единоличникам», да и о том, что КСУ в принципе способен легализовать любую «коалиционную формулу», играя на том факте, что смешанная система выборов плохо согласуется с редакцией Конституции от 2004 года.

И даже если Банковая не ангажирует нужное количество мажоритарщиков, недостающими голосами теоретически вполне способен поделиться лидер «Сильной Украины» Сергей Тигипко, в чьем партийном списке достаточно договороспособных представителей крупного бизнеса. При этом СУ будет не обязательно входить в коалицию как политической силе — но и это еще вопрос: предложение «єднатися» действительно не предусматривает каких-то ограничений на дружбу.

Егор Стружкин

Новини

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

ВСІ НОВИНИ ⇢