Игорь Франчук: Греем воздух
Точка зоруРуководитель Центра топливно-энергетических ресурсов, экс-народный депутат и экс-глава «Черноморнефтегаза» Игорь Франчук считает энергетическую политику власти несоответствующей вызовам современной экономики.
– В чем сейчас в первую очередь нуждается топливно-энергетический комплекс Украины?
– Любой вопрос в энергетическом секторе базируется на законодательном обеспечении того или иного вида энергетики – атомной, нефтяной, газовой или тепловой. К сожалению, сегодня я вижу в этом большой пробел.
Причина – в неэффективности Верховной Рады. Я был когда-то автором законопроекта о Национальной комиссии регулирования энергетики. Сегодня не пытаются принять данный законопроект в моей редакции или другой. В итоге энергетика не имеет государственного регулятора. У комиссии, которая сейчас работает, нет нормальной законодательной базы для деятельности.
– В прошлом году правительство утвердило проатомную «Энергетическую стратегию до 2030 года». Насколько эта стратегия соответствует вызовам украинской экономики?
– Думаю, можно развивать атомную энергетику в плане совершенствования безопасности и строительства полного замкнутого цикла на базе новейших технологий. Не старых, которые нам достались в наследство от Советского Союза, а мировых технологий, где в производстве энергии атомная энергетика составляет более 80-90%. Но делать это основным вектором развития энергетической сферы я бы не стал. Украина сегодня имеет огромный потенциал развития тепловой энергетики, повышения КПД существующих тепловых станций, строительства новых парогазотурбинных и парогазовых установок, максимального использования технологий, связанных с когенерацией энергии. Я бы, в первую очередь, в стратегию внес вопрос энергетических потерь. Начиная от тепловых и заканчивая потерями при транспортировке газа, которые сегодня в Украине достигают более 10%. Это позволило бы сократить потребление дорогостоящего газа и сделать государство более энергетически независимым.
– Рационально ли сейчас организованы работы на Черноморском шельфе?
– На шельфе сосредоточено более 80% предполагаемого углеводородного сырья Украины. Мы не можем, как США, заморозить развитие своей шельфовой зоны и этот козырь использовать время от времени в период выборной кампании. Мы сегодня – энергодефицитная страна.
У нас, к сожалению, снова возвращаюсь к законодательной базе, сейчас нет четкого регулирования условий привлечения западных компаний в разработку украинского шельфа. Закон о разделе продукции, который срочно необходимо существенно видоизменить, и проекты поправок к этому закону тоже лежат в парламенте – их надо принимать. Действует закон о нефти и газе, который регулирует вопросы концессии, то есть выдачи лицензий, но на протяжении двух лет ни одна лицензия не была выдана. Не был отработан вопрос проведения конкурсов. Сегодня, по сути, Украина не может предложить инвесторам, как украинским, так и западным, такой пакет документов, чтобы инвестор мог заплатить реальную цену.
– Каков ваш прогноз развития взаимоотношений Румынии и Украины в вопросах шельфа? Бухарест, как известно, оспаривает украинскую принадлежность части шельфа.
– Должна быть политическая воля, чтобы создать совместную компанию и начать совместно эксплуатировать этот шельф, вести добычу газа и нефти. Думаю, сегодня интересы обоих государств состоят в том, чтобы пойти на решение экономических вопросов, за которыми последует решение и политических споров.
– На последних внеочередных парламентских выборах вы участвовали по списку Партии зеленых Украины…
– У ПЗУ может быть большое будущее, и нельзя допустить, чтобы эта партия растворилась в массе других партий зеленого толка. ПЗУ всегда была лицом зеленого движения и уже работала в парламенте Украины. От того, как мы будем сегодня говорить об экологии, о концепции развития атомной энергетики, возобновляемой энергетики, зависит будущее наших детей.
– Недавно глава ПЗУ Владимир Костерин выступил с инициативой: объявить 2009-й годом экологической безопасности…
– Я поддерживаю эту инициативу и считаю, что не только в 2009-м, но и во все последующие годы надо этим заниматься. Потому что за год, к сожалению, не изменишь менталитет чиновников в экологических вопросах. А менталитет большого бизнеса уже поменялся, все уже понимают, что вложение средств в экологические программы дает экономический эффект.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram