Солнце и ветер одолели уголь и газ

Точка зору

В США достигнута важная веха в энергетике: цена солнечной и ветряной энергии сравнялась с ценой киловатта, произведенного традиционным способом — путем сжигания угля или газа.

Мечта экологов и кошмар для традиционных энергетических компаний начал сбываться в США. Эта страна стала первой, где цена производства энергии на основе возобновляемых источников энергии,

солнца и ветра, сравнялась со стоимостью энергии, производимой при сжигании угля и газа.

И это только начало. По данным New York Times, процесс удешевления солнечной и ветряной энергии начался пять лет назад и значительно ускорился в текущем году. Такие успехи в использовании «зеленой энергии» в США достигнуты благодаря щедрым субсидиям государства, которые, правда, в скором времени могут быть урезаны или отменены вовсе. Однако анализ показывает, что даже без поддержки государства альтернативные источники смогут соревноваться с традиционными.

Уже в этом году энергетики подписывали договоры об электроснабжении, в которых «солнечные» и «ветряные» киловатты были дешевле, чем «газовые». И чаще всего это происходит в районе Великих равнин и юго-запада США, где в достатке солнечных дней и ветра.

К примеру, минувшей осенью в Техасе компания Austin Energy подписала 20-летний контракт на поставку электричества с солнечной станции по цене ниже 5 центов за киловатт-час. В сентябре власти Оклахомы согласились на покупку энергии с новой ветряной «фермы», строительство которой планируется завершить в следующем году. По расчетам энергетиков, это позволит сэкономить потребителям $50 млн.

По оценкам консультационной компании Lazard, на сегодняшний день в США цена солнечной энергии опустилась до 5,6 цента за киловатт-час, ветряной — до 1,4 цента, в то время как электричество от сжигания природного газа поступает по цене 6,1 цента, а угля — 6,6 цента.

Без субсидий, посчитали аналитики, солнечные киловатты будут стоить 7,2 цента, ветряные — 3,7 цента. «Это замечательно, учитывая то, где мы были всего пять лет назад, — видеть, как снизилась стоимость этих технологий», — считает Джонатан Мир, управляющий директор Lazard, который следит за экономикой электроэнергетики с 2008 года. По его словам, в оценке стоимости того или иного вида энергетики надо учитывать скрытые затраты. К примеру, солнечные и ветряные станции дают ток с перерывами — когда дует ветер и светит солнце. Это требует возможности замещения поставок от традиционных поставщиков. В свою очередь тепловые станции имеют выбросы, растущие ограничения на них сулят издержки.

Эксперты уверены тем не менее, что низкая цена альтернативных источников не позволит в ближайшем будущем отказаться от сжигания углеводородов. «Вы не можете включить их по требованию. Возобновляемые источники имели две проблемы. Они были дорогими и не могли включаться по требованию. Теперь они не такие дорогие», — говорит Халил Шалаби, вице-президент энергетической компании Austin Energy.

В 2011 году в послании к конгрессу президент США Барак Обама поставил цель добиться повышения доли альтернативной энергетики до 80%. В США традиционным рекордсменом по производству солнечной энергии является Калифорния.

Еще в марте штат удвоил ее производство по сравнению с прошлым годом, достигнув показателя 4 гигаватта мощности.

Несмотря на то что генерация солнечной энергии считается экологически чистой, само производство солнечных панелей связано с потреблением большого количества энергии и загрязнением атмосферы. Сегодня на рынке солнечных батарей все большую роль играют китайские производители. Эксперты подсчитали, что производство батарей в Китае наносит в два раза больше вреда атмосфере, чем в Европе,

поскольку в Китае больше сжигающих уголь станций и ниже экологические стандарты.

Что касается Европы, то там лидером по использованию возобновляемой энергии является Дания.Сейчас порядка 43% всей электроэнергии в стране генерируется за счет ветра. Правительство страны дало указание в течение пяти лет достичь значения 55%. Основные проблемы альтернативной энергетики в России — отсутствие собственных инновационных разработок и механизма субсидирования отрасли со стороны государства.

«Ветроэнергетика — очень наукоемкая и высокотехнологичная отрасль. Наша технологическая база не позволяет многое сделать. Лопасти — сложнейшие изделия. По трудоемкости их можно сравнить с авиационной промышленностью, — считает кандидат технических наук Сергей Грибков, генеральный директор научно-инженерного центра «Виндэк». — В России она должна сосуществовать и гармонично развиваться с имеющимися источниками энергии. Нельзя только нефть сжигать. Кроме того, ветроэнергетика может обеспечить создание рабочих мест, ведь производство наукоемкое и трудоемкое».

Павел Котляр

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢