Украина складывает крылья

Точка зору

Украинские авиакомпании недосчитались пассажиров, которые массово отказываются от полетов из-за падения покупательной способности и подорожания авиабилетов. Сложная экономическая ситуация поставила на грань банкротства компанию Международные авиалинии Украины, которая погрязла в долгах, но надеется поправить положение за счет госпомощи и вытеснения конкурентов.

По данным Государственной авиационной службы Украины за десять месяцев этого года в аэропортах Украины сократился пассажиропоток на 21,3%, до 9,3 млн чел. За этот же период крупнейший украинский хаб – «Борисполь» обслужил 5,9 млн чел, что на 12% меньше по сравнению с январем-октябрем прошлого года.

Сокращение пассажиропотока связано с падением уровня жизни украинцев, ростом цен на авиабилеты в среднем на 30-40% и уменьшением количества чартеров в этом году на треть.

МАУ на грани банкротства

Сложная экономическая и политическая ситуация в стране поставила крупнейшего украинского перевозчика, Международные авиалинии Украины (МАУ), на грань банкротства.

Так, гривневые счета компании МАУ, которые были открыты в банке «Финансы и кредит», арестованы по решению Хозяйственного суда Киева.

Счета заблокированы по требованию первого прокурора Киева, который обвинил авиаперевозчика в неуплате 5,4 млн грн (15,5 млн руб.) в специальный фонд, из которого финансируются затраты страны на авиацию.

Например, из этого фонда Украина платит за членство в Международной организации гражданской авиации (ICAO). Членские взносы, в размере $2 с каждого проданного билета, вносят все украинские авиакомпании. Пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая заявила, что перевозчик подал апелляцию на решение Хозяйственного суда Киева. «Данная задолженность МАУ не признается», — отметила она, заявив, что, по мнению перевозчика, у суда отсутствовали основания для применения такой нормы.

Но если МАУ проиграет суды, то оплачивать свои счета в Украине ей будет трудно. Около половины всех доходов компании номинируется в гривне, оставшаяся половина — в валюте, которая необходима для оплаты услуг контрагентов за границей.

Просьба о кредите

Долги перед специальным фондом – не единственные у МАУ. Например, прокуратура Киевской области и базовый аэропорт перевозчика «Борисполь» требуют от авиакомпании заплатить около 145 млн грн (288 млн руб.) за услуги по наземному обслуживанию. Сейчас этот вопрос рассматривается в судах.
Оказавшись в затруднительном финансовом положении, МАУ решилась на беспрецедентный шаг и обратилось к премьер-министру Арсению Яценюку с просьбой выдать стабилизационный кредит в размере $100 млн на десять лет. Попутно перевозчик попросил и о других льготах: вовремя возмещать компании налог на добавленную стоимость, разрешить не продавать валютную выручку (по требованиям Нацбанка Украины компании могут оставить себе только 25% денег в валюте), а также разработать программу поддержки авиационной отрасли. В своем письме к главе правительства перевозчик указал, что до конца года потеряет около $90 млн и нуждается в финансовой поддержке.

Президент МАУ Юрий Мирошников заявил, что при получении государственного кредита перевозчик гарантирует сохранение существующей деятельности компании. «Сейчас главная задача Кабинета министров – это стабилизация экономики. Сейчас много средств направляется на социальные выплаты, на армию, – это первоочередные задачи. С этим разберемся, тогда, возможно, рассмотрим вопрос помощи МАУ», — сообщил министр инфраструктуры (курирует вопросы транспорта) Максим Бурбак.

Пока правительство решает свои первоочередные задачи, авиакомпания экономит. К примеру, МАУ перестала кормить пассажиров на всех своих рейсах, кроме дальнемагистральных.

Альтернативы МАУ нет

Авиакомпания МАУ – крупнейший украинский перевозчик, который основан в 1992 году. Сейчас его флот насчитывает 39 самолетов: пять Embraer-190, 31 самолетов Boeing 737, а также три Boeing 767.

Считается, что компания близка к олигарху и губернатору Днепропетровской области Игорю Коломойскому.

Компания перевозит каждого третьего пассажира и обеспечивает половину пассажиропотока аэропорту «Борисполь», рассказывает директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

Конкурентов у перевозчика фактически нет.

Лоукостер Wizz Air не выполняет внутренние рейсы, поясняя это их нерентабельностью. Более того, многие бизнес-пассажиры отказываются от полетов на бюджетных авиалиниях, поскольку хотят иметь возможность перебронировать билеты, летать в основные аэропорты (лоукостеры летают в бюджетные хабы, которые могут быть расположены в 100 километрах от города) и получать хорошее обслуживание на борту.

«Дочка» турецкой авиакомпании AtlasjetUkraine, которая вышла в Украину осенью 2013 года, судится за право выполнять 14 международных рейсов. «ЮТэйр-Украина», подконтрольная российской компании «ЮТэйр», отказывается от выполнения внутренних рейсов, чтобы сконцентрироваться на чартерах.Еще одна украинская авиакомпания Um Air совершает только несколько рейсов в Бейрут (Ливан), Амман (Иордания), Багдад (Ирак) и Тегеран (Иран).

«Приватизация неба»

Впрочем, МАУ может попробовать поправить финансовое положение за счет новых прибыльных маршрутов, на которые не допустит конкурентов. В конце ноября Госавиаслужба, которую возглавил бывший топ-менеджер МАУ Денис Антонюк, утвердила новые правила выдачи разрешений на маршруты. Согласно ним, право летать за рубеж получат только те перевозчики, которые принадлежат гражданам Украины или государству. Причем, их доля должна быть больше 50%. Более того, право на полеты заграницу компания получит только в том случае, если на протяжении 12 месяцев выполняла внутренние рейсы.

Этим требованиям не соответствует ни один из конкурентов МАУ.

Игроки рынка считают, что эти нормы привели к «приватизации украинского неба», а Wizz Air даже заявил о возможном уходе из Украины. По информации старшего юриста юрфирмы Marchenko Danevych Андрея Гука, сейчас авиакомпании готовят обращение к президенту Украины Петру Порошенко с просьбой вмешаться в сложившуюся ситуацию.

Олег Сирых

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢