Кого власти поддержат

Мнение

Правительство определило механизм отбора банков для прямой бюджетной поддержки. Ее смогут получить только крупные учреждения – с активами или депозитами свыше 2% рынка, которые по своему согласию или решению временного администратора полностью перейдут под контроль государства. И хотя никто не хочет допустить банкротство проблемных системных банков, участие государства в них должно быть финансово оправданным, считают участники рынка.

Критерии национализации

Правительство приняло жесткие правила вхождения государства в капитал банков. Обнародованное вчера постановление №632 от 19 ноября определяет «Порядок приобретение акций банков в обмен на облигации внутреннего государственного займа». Новый документ прописывает механизмы как капитализации Кабмином госбанков со 100-процентным государственным капиталом (Ощадбанк и Укрэксимбанк), так и финансовой поддержки Минфином других учреждений.

Минфин сможет выкупать акции банков трех типов: неплатежеспособного, если государство выводит его с рынка; банка с госдолей свыше 75% (кроме санационного Родовида) – это Укргазбанк и «Киев»; и банков с недостаточным уровнем капитала. В последнем случае речь идет о вхождении государства в частный банк с дефицитом капитала, пока еще им не занялась временная администрация. Такое учреждение для получения госсредств должно отвечать критериям Экспертно-аналитического совета по вопросам участия государства в уставном капитале банков.

Но даже этого будет мало. Общее собрание акционеров проблемного банка должно позволить государству получить не менее 75% акций. Перед этим его уставный капитал должен быть уменьшен на максимальную сумму убытка, рассчитанного по результатам стресс-теста МВФ, и на сумму убытков от текущей деятельности, подтвержденной аудитором. Собственники свыше 10% акций банка и топ-менеджмент будут обязаны конвертировать в акции все свои депозиты в банке. Работу учреждения государство будет координировать через советника главы правления. Этот сценарий мог быть испробован на ВиЭйБи Банке Олега Бахматюка, но НБУ отказался советовать Минфину спасать банк в связи с «предоставлением банком значительного объема кредитов экономически связанным лицам» (см. «ВиЭйБи Банк не захотели»). Отказать в национализации ВиЭйБи Банка, по данным FinMaidan, требовали и представители МВФ.

Путь через администратора

«Спасти» такой банк правительство может попытаться даже после признания его неплатежеспособным. Но для этого активы учреждения должны составлять 2% от общего объема банковских активов и/или его депозиты физических и юридических лиц достигать 2% от общего депозитного портфеля. При этом уставный капитал неплатежеспособного банка должен быть уменьшен до 1 грн. В НБУ говорят, что регулятивный капитал ВиЭйБи Банка перед вхождением администрации был отрицательным «-1,5 млрд грн». Уставный капитал отрицательным быть не может.

Указанным критериям Кабмина по объему активов отвечают 13 банков из группы крупнейших, в том числе Ощадбанк и Укрэксимбанк. По объему депозитов подходит также 13 учреждений. В первой группе этому требованию не соответствует ВТБ Банк, Проминвестбанк, "Надра", Укргазбанк — у них от 1% до 1,87% депозитов всей системы, а в группе крупных банков ему отвечают два банка (см. таблицу). У ВиЭйБи Банка на 1 октября доля активов была меньше требуемого уровня – 1,83% (23,97 млрд грн), но объем депозитов составлял 2%.

Возможно, этим вызвана ремарка Минфина, который намекнул, что у ВиЭйБи Банка еще есть шанс. «Мы готовы приобщиться вместе с НБУ и ФГВФЛ к процессу поиска возможных путей удовлетворения требований всех вкладчиков, в том числе свыше гарантированной суммы, ВиЭйБи Банка для обеспечения стабильности банковской системы», - говорится в сообщении Минфина. Документ позволяет войти Минфину в капитал ВиЭйБи Банка как напрямую, так и опосредованного – через Укргазбанк.

Негативные последствия

Предыдущий опыт национализации проблемных банков не был удачным. Родовид Банк стал санационным и терпит убытки, банк «Киев» теряет позиции на рынке – оба учреждения находятся под угрозой ликвидации. Укргазбанк в последние годы прибыльный, но и он пока заработал меньше, чем в него инвестировал Минфин.

То, что государство может получить новые активы, банкиры считают почти неизбежным. Только по стресс-тесту МВФ крупнейшие банки должны внести в свои капиталы 56 млрд грн, а крупные – 10 млрд грн. И эти суммы еще не учитывают потребность в формировании резервов под многомиллиардные убытки в Крыму и зоне АТО. «В качестве минусов для государства можно назвать необходимость формирования бюджетных расходов по докапитализации, отвлечение административного ресурса на контроль и управление, необходимости разработки реальных программ по условиям дальнейшего выхода из капитала», - сетует директор финансово-экономического департамента банка «Финансы и Кредит» Дмитрий Балун.

Поскольку государство уже имеет опыт работы с проблемными активами, участники рынка надеются, что впредь инвестиции государства будут экономически целесообразными. «Условия государственной рекапитализации должны создавать четкие предпосылки для того, чтобы банк как можно скорее погасил свою задолженность перед государством. Необходимо исключить вариант, когда такое финансирование дается безвозвратно или безвозмездно. Финансовые вливания со стороны государства должны обязывать банк провести реструктуризацию активов и уменьшение баланса», - уверен глава правления ОТП Банка Тамаш Хак-Ковач.

Банкиры советуют обратить внимание на европейский опыт оказания помощи. «Учреждение, получающее господдержку, должно быть готово к выполнению ряда ограничений или punitive measures – штрафных санкций. Например, это ограничение зарплат топ-менеджмента банков, которым государство оказало финансовую поддержку и которые все еще остаются под его контролем. В европейских рекапитализированных государством банках такие ограничения по денежным выплатам действовали, пока банк не реализовал план реструктуризации активов или не вернул средства государству», - поясняет Тамаш Хак-Ковач.

Банки, имеющие свыше 2% активов банковской системы

Банк Объем активов на 1.10.14, млрд грн Доля по активам, %
1 ПриватБанк 201,9 15,38
2 Укрэксимбанк 131,5 10,02
3 Ощадбанк 113,7 8,66
4 Дельта Банк 63,1 4,81
5 Проминвестбанк 51,6 3,93
6 Укрсоцбанк 45 3,43
7 Райффайзен Банк Аваль 44,7 3,4
8 Сбербанк России 43,4 3,31
9 ПУМБ 38 2,89
10 Альфа-банк 37,4 2,85
11 Банк "Надра" 35,9 2,73
12 ВТБ Банк 31,5 2,4
13 Банк "Финансы и Кредит" 31,2 2,38

Банки, имеющие свыше 2% депозитов банковской системы

Банк Объем депозитов на 1.10.14, млрд грн Доля по депозитам, %
1 ПриватБанк 131,72 18,81
2 Укрэксимбанк 74,02 10,57
3 Ощадбанк 46,62 6,66
4 Дельта Банк 36,67 5,24
5 Райффайзен Банк Аваль 26,45 3,78
6 ПУМБ 24,45 3,49
7 Укрсоцбанк 20,2 2,89
8 Банк "Финансы и Кредит" 19,8 2,83
9 УкрСиббанк 16,44 2,35
10 Альфа-банк 15,55 2,22
11 Креди Агриколь Банк 15,11 2,16
12 Сбербанк России             14,32                                               2,05                          
13 ВиЭйБи Банк 14 2

Елена Губарь

Новости

17 января 2022

Порт Ника-Тера в 2021 году увеличил перевалку на 3,4%

Запасы угля на украинских ТЭС превысили прошлогодний уровень

14 января 2022

Экспорт черных металлов по итогам года вырос на 81,4% в денежном исчислении

Украина снижает потребление природного газа

Выручка от экспорта украинской железной руды в 2021 году выросла на 63%

ММК им. Ильича в прошлом году нарастил выпуск проката на 11,6%

Банки увеличили кредитование бизнеса и населения

Adani и Posco рассматривают возможность постройки метзавода в Индии

На украинских заправках подорожал бензин

Nucor расширит свои металлургические мощности за счет нового завода в Вирджинии

В 2021 году США почти наполовину увеличили импорт стали

Энергомашспецсталь поставила заказчикам более 18 000 тонн продукции различных видов

Шахтерам задолжали свыше 1 млрд грн

В рамках декарбонизации Rio Tinto купит 4 электропоезда для перевозки руды

В начале января китайские металлурги сократили объемы производства

Украина должна выплатить МВФ около 2,4 млрд долл. в 2022 году

ВСЕ НОВОСТИ ⇢