Силовикам припомнили Революцию

Точка зору

Главы силовых структур отчитались перед профильными комитетами Верховной рады о ходе расследования преступлений против участников Революции достоинства, а также рассказали, что мешает им проводить более решительные действия. Впрочем, оправдания силовиков показались народным депутатам неубедительными. В результате они приняли решение, что если в течение месяца генпрокурор Виталий Ярема, министр внутренних дел Арсен Аваков и глава СБУ Валентин Наливайченко не докажут своей эффективности, то парламент поднимет вопрос об их отставке.

В среду 10 декабря состоялось совместное заседание парламентского комитета по вопросам обеспечения правоохранительной деятельности и комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции. В заседании приняли участие генеральный прокурор Виталий Ярема, министр внутренних дел Арсен Аваков и глава Службы безопасности Валентин Наливайченко, у которых народные депутаты попытались выяснить, какие меры принимают их ведомства для установления и привлечения к ответственности лиц, виновных в преступлениях против участников Революции достоинства. Представители комитетов по очереди заслушивали глав силовых ведомств, после чего обращались к ним с вопросами. Кроме того, возможность обратиться к силовикам получили представители общественных организаций и адвокаты «Небесной сотни».

ГПУ закон прописан

Первым об успехах своего ведомства перед депутатами отчитался Виталий Ярема, который заявил, в частности, что расследование преступлений, связанных с событиями прошлой зимы, являются «приоритетом и основным заданием Генпрокуратуры», а также привел ряд цифр. Так, по словам генпрокурора, на данный момент уже открыто 20 уголовных производств против судей, которые выносили неправомерные решения в отношении «майдановцев». «23 бывших сотрудника правоохранительных органов уже объявлены в розыск, еще 13 Генпрокуратура намерена объявить о подозрении в ближайшее время»,– заявил господин Ярема. Он также рассказал, что для расследования преступлений против активистов Евромайдана создано Управление специальных расследований, в которое входит 83 следователя и оперативных работника, занимающиеся только этим делом. «Дальнейшая эффективная работа ГПУ требует изменений в законодательстве, и тут нам понадобится поддержка депутатов при рассмотрении соответствующих законопроектов»,– закончил свою речь генпрокурор.

Отметим, что тема несовершенства законодательства неоднократно всплывала во время дискуссии Виталия Яремы с депутатами, которая постоянно уходила в сторону от рассматриваемого вопроса. Так, на вопрос заместителя главы антикоррупционного комитета Борислава Березы (внефракционный) о том, какие меры приняты в отношении прокурора, допустившего снятие на трое суток ареста со счетов бывшего и. о. премьера Сергея Арбузова, господин Ярема ответил: «Прокурор действовал в рамках законодательства, все вопросы, касающиеся принятия решения, относятся к компетенции судей».

– Вы не можете привлечь к ответственности тех, кого по законам военного времени нужно расстреливать на месте,– упрекнул генпрокурора член комитета по противодействию коррупции Юрий Тимошенко («Народный фронт»).

– Как гражданин я с вами согласен, у меня такие же эмоции, как и у вас, но как чиновник ‒ вынужден действовать в рамках закона,– ответил Виталий Ярема.

– Вам должно быть хорошо известно, что весь руководящий состав районных и областных прокуратур был назначен по коррупционным схемам – они платили за должности. Нужно просто взять их и выбросить,– предложил представитель антикоррупционного комитета Олег Барна («Блок Петра Порошенко»).

– Я буду действовать по закону, так как если я без законных оснований уволю прокурора, он пойдет в суд, и что мне тогда делать? – прокомментировал предложения господина Барны генпрокурор.

В какой-то момент депутатам надоело выслушивать однотипные ответы главы ГПУ. «Ваш отчет – это литье воды. Вы жалуетесь, что у вас нет законодательных инструментов, чтобы до конца расследовать дела “майдановцев”? Подайте парламенту предложения, что вам нужно от нас, и мы за это обязательно проголосуем»,– выкрикнул представитель антикоррупционного комитета Владимир Парасюк (внефракционный). «Я готов с вами лично встретиться и подискутировать. Мне кажется, что вы не полностью владеете информацией о том, чем мы занимаемся»,– ответил Виталий Ярема. Завязавшуюся после этого перепалку прекратил глава комитета по вопросам обеспечения правоохранительной деятельности Андрей Кожемякин: «Тут у нас зала Верховной рады не будет. Мы собрались не просто поговорить, а взять поднятые вопросы на контроль»,– заявил он.

МВД досталось по делам

Выступавший вслед за Виталием Яремой глава МВД Арсен Аваков рассказал депутатам о ходе расследований его ведомством дел, связанных с Майданом. В частности, он сообщил, что досудебное расследование дела о похищении Игоря Луценко и Юрия Вербицкого закончено, а материалы дела переданы в Бориспольский районный суд. «Отдельно хочу проинформировать по ситуации с пропавшими без вести на Майдане. Сейчас зарегистрировано 121 заявление, из которых 57 – на основании рапортов сотрудников милиции. Открыто несколько десятков уголовных производств»,– отметил господин Аваков.

Для последовавшей после доклада дискуссии с депутатами Арсен Аваков выбрал иную, нежели Виталий Ярема, тактику: на особенно резкие выпады в адрес своего ведомства он отвечал, что они грешат против истины.

– Почему МВД саботирует расследование убийств «Небесной сотни», которые произошли вне Майдана? Дела фактически не расследуются, они закрываются,– заявил сын одного из погибших 20 февраля Владимир Бондарчук.

– То, что МВД закрывает дела об убийствах во время Революции достоинства, не соответствует действительности,– отрезал Арсен Аваков.

Одна из адвокатов семей погибших на Майдане упрекнула главу МВД в том, что представители силовых структур, активно участвовавшие в противостоянии на Майдане, продолжают служить, а некоторые из них даже пошли на повышение.

– Проблема в том, что вы на самом деле говорите неправду. Вы можете как адвокат, сделать запрос и убедиться, что большинство из перечисленных вами людей уже уволены,– эмоционально ответил господин Аваков.

Помимо прочего, представители общественности обвинили Арсена Авакова в недоступности. «Мы готовы представить вам доказательства и документы, но последние полгода мы не можем с вами встретиться. У нас налажена коммуникация с Генпрокуратурой и СБУ, нужно чтобы и вы встретились с представителями семей погибших на Майдане»,– заявил представитель общественной организации «Семьи героев “Небесной сотни”» Роман Сенчак. «Договоримся»,– коротко ответил на это глава МВД.

Силовикам светит месяц

Доклад главы СБУ Валентина Наливайченко оказался самым коротким и практически не содержащим конкретики. Присутствовавшие проявили к нему мало интереса, вопросов в адрес господина Наливайченко практически не прозвучало, и депутаты перешли к обсуждению итогового документа заседания – проекта решения комитетов, к которому у них нашелся ряд дополнений. В частности, член комитета по вопросам обеспечения правоохранительной деятельности Юрий Луценко («Блок Петра Порошенко») предложил, чтобы руководители силовых структур ежемесячно встречались с семьями погибших на Майдане и их адвокатами. «Вы должны каждый божий месяц встречаться с семьями погибших. Не заместители, не представители, а лично вы»,– поддержал инициативу господина Луценко Владимир Парасюк.

Кроме того, секретарь комитета по вопросам обеспечения правоохранительной деятельности Антон Геращенко («Народный фронт») предложил ГПУ создать единый публичный реестр преступлений на Майдане. «Там должно быть указано, в какой день против кого произошли какие преступления»,– пояснил господин Геращенко.

В свою очередь, глава комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Егор Соболев («Самопомич») выразил недовольство тем, как прошло общение депутатов с силовиками. «Во времена Януковича все было бы примерно так же, тогда тоже главы МВД, ГПУ и СБУ обещали: “углубим, расширим и победим”»,– отметил господин Соболев, предложив пункт решения комитетов, в котором указывается, что необходимо сделать, дополнить словами «в течение месяца». «Если за это время мы не увидим, что правоохранительные органы начали работать эффективно, ми будем ставить перед парламентом вопрос о замене их руководителей»,– заявил депутат. Его слова вызвали аплодисменты представителей родственников «Небесной сотни».

Подводя итоги обсуждения, Андрей Кожемякин предложил принять решение комитетов за основу, а 23 декабря окончательно утвердить его с учетом поступивших предложений. Члены комитетов поддержали эту идею, и проект решения был принят единогласно.

– Я надеюсь, что через месяц появятся новые подозреваемые, и я уверен в том, что мы задержим подозреваемых, которые сейчас находятся в розыске,– заявил после окончания заседания Виталий Ярема, добавив, что он готов уйти в отставку, если парламент примет такое решение.

Михаил Юдкович

Новини

31 Січня 2024

Японія збільшила експорт металопродукції

Nippon Steel взяла кредит у 16 млрд дол для придбання US Steel

Вартість імпорту чорних металів до Туреччини знизилася на 5,0%

Бразильська Vale збільшила видобуток залізної руди

ДТЕК імпортував 266 тис тонн польського вугілля

Україні за два роки треба запустити систему торгівлі викидами

Таїланд у минулому році скоротив імпорт металобрухту на 23%

Німеччина надала обладнання для захисту українських АЕС

Держбюджет вперше отримав конфісковані кошти підсанкційних осіб

Єврокомісія пропонує зміни до безмитного режиму торгівлі з Україною

Підвищення тарифів на електроенергію призведе лише до збільшення боргів

Зростаюча заборгованість з відшкодуванням ПДВ стає критичною для роботи Сентравіс

Vorex блокує тендери Укргазвидобування на закупівлю труб

Бронювання працівників має відбуватись швидше та прозоріше – Атанасов

Завдані Росією збитки довкіллю України сягнули 2,2 трлн грн 

Збитки від російських атак на порти сягають 1 млрд грн

ВСІ НОВИНИ ⇢