Система спецпропусков в АТО переросла в масштабный коррупционный бизнес

Точка зору

Через полторы недели въехать и выехать с неподконтрольных территорий Донбасса и Луганска можно будет без бумажных пропусков. Всех желающих внесут в электронную базу, достаточно будет только показать паспорт на блокпосту. Таким образом власти хотят побороть коррупцию на спецпропусках.

Новшество тестируют

С 26 марта выехать с неподконтрольной Украине территории и вернуться назад можно будет только по электронным документам. Как заявил глава Госпогранслужбы Виктор Назаренко, через полторы недели бумажные пропуска начнут изымать, а всех, кто ранее зарегистрировался в одном из четырех пунктов оформления спецпропусков (Великая Новоселовка, Мариуполь, Артемовск Донецкой области и Старобельск Луганской области), внесут в единый электронный реестр. «Мы с СБУ создали единую электронную информационную базу лиц, которым выданы бумажные пропуска. Мы эту информацию уже подали на контрольные посты въезда-выезда. С 10 числа начали работу по проверке системы, и она нормально работает», — отметил Назаренко, подчеркнув: выдали около 90 тысяч пропусков.

Несколько способов заработать

Журналист, редактор сайта Gorlovka.ua Александр Билинский написал, что из-за пропускной системы налажен нелегальный бизнес. Его крышуют люди времен Януковича. «Богатеют как официальные лица при безмолвном соучастии украинских властей, так и посредники, умудряющиеся оформлять пропуска за сумасшедшие по нынешним временам суммы. Недавно встречался в Киеве с одним из крупнейших дистрибьюторов продуктов на территории Донецкой области. Большая часть городов, находящихся в зоне внимания его торговых агентов, — под контролем боевиков. Это не мешает ему зарабатывать, причем даже больше, чем до боевых действий. Несколько десятков тысяч гривен, уплачиваемых в «конвертах» уполномоченным лицах в секторах после введения пропусков, дают «зеленый свет» для провоза продуктов на оккупированную территорию», — написал в «Фейсбуке» журналист.

Он выделил несколько способов, как заработать. Первый: для тех, кто не может оформить пропуск и выехать с оккупированной территории, действуют конвертационные центры. За 6–10% они обналичат деньги с карточки. Второй: сложная система получения пропусков заставляет людей давать взятки — от 200 до 1000 гривен. Третий: зарабатывают таксисты, которые умеют договариваться как с боевиками, так и с нашими на блокпостах. Таксисты — основа пенсионного туризма. Четвертый: поставщики товаров платят за пропуск на блокпостах с обеих сторон, цены растут.

Спецпропуск – от тысячи гривен

Тем временем в Донецке процветает бизнес по оформлению пропусков за деньги (дельцы утверждают, что договариваются за деньги с украинской стороной). «Подготовим для вас пакет документов за 150 гривен. Соберем все необходимые документы, подадим за вас в координационный центр. Нет гарантий, что пропуск 100% выдадут. Если же хотите гарантий — это будет стоит тысячу гривен, пропуск будет готов в течение пяти дней», — уверила продавец спецпропусков из Донецка.

Из Донецка выехать сложнее

Госпогранслужба и СБУ ведут работу над электронной системой пропусков. Как только система заработает, люди смогут самостоятельно заходить на соответствующий портал и получать в сжатые сроки разрешение. В то же время пограничники говорят, что действия контролеров на всех постах будут документироваться, чтобы исключить возможность их подкупа или другого влияния на работников КПП.

В среднем в день линию разграничения пересекают около 10 тыс. граждан. Но это по официальным данным. Часть граждан пока продолжают ездить нелегально — на отсутствие документов (особенно это касается пенсионеров) на отдельных КПП смотрят сквозь пальцы.

Директор Центра социальных и трудовых исследований, активистка Нина Потарская сообщила «Вестям», что вчера не могла выехать из Донецка около трех часов — процесс затянул досмотр остальных машин на блокпосту в Курахово. «Я заметила, что обращают внимание на прописку (с пропиской не в Донецкой/Луганской области легче попасть на мирную территорию. — Авт.). Из Донецка выехать сложнее, нежели попасть туда. На выезд стояли три часа, спецпропуска спрашивали, машины досматривали», — прокомментировала Потарская.

Все везут гуманитаркой: от $3000 за фуру

Товары, которые попадают в «республики», оформляются как гуманитарный груз. «Только тогда на них выдается спецпропуск. Так перевозят все — от постного масла до топлива», — рассказал нам источник в штабе АТО. По его словам, получить разрешение можно только при наличии связей на уровне людей, принимающих решение о выдаче спецпропусков, и чаще всего за деньги. Схему якобы курируют генералы-тыловики. «Спецпропуск согласовывают и в Минобороны, и в СБУ. Неофициальный тариф на один прогон груза — $3 тысячи».

По словам источника, документ дает возможность беспроблемно добраться до блокпостов боевиков: «Но только там, где их контролируют военные. Добровольческим батальонам и погранцам спецпропуска могут быть не указ. Первые могут попросить от 5 тыс. грн за фуру, вторые — от 1 тыс. грн. Не говоря уже о том, что и на той стороне не пускают за так». Как рассказал источник в силовом ведомстве так называемой ДНР, обычная такса для прохождения блокпоста — 2% от стоимости груза: «С топлива больше. С тонны возьмут литров сто. И только в том случае, если нет спецназа ДНР, батальона «Восток» или «Кальмиус». С ними надо договариваться дополнительно». Как говорят с обеих сторон, для обеспечения доставки грузов появились даже специальные люди — логисты, которые имеют связи с обеих сторон и договариваются о полном цикле доставки.

«Часто это специалисты крупных торговых сетей, имеющих или имевших представительства в Донбассе. Они работают как на свою компанию, так и на других», — сказал источник в штабе АТО. Он уточнил, что грузы сейчас возят в основном крупные компании: «Такого как раньше, когда колбасу возили микроавтобусами, уже нет. Возят сети, а частники в Донбассе уже перекупают продукцию. Накрутки, спецпропуска — вот вам и ответ, почему растительное масло в Донбассе стоит 40 грн».

Алексей Волошин, Татьяна Стешенко, Александр Сибирцев

Новини

26 Липня 2024

Найскладніший період літа вже позаду, але невідомо що буде взимку – Укренерго

В Міненерго кажуть, що працюють над покращенням ситуації зі світлом

США скоротили імпорт прокату на 23%

Рада не відмовляється від ідеї підвищення ПДВ

POSCO знизила виплавку сталі

Кількість працюючих індустриальних парків може збільшись до 20

Залізниці України та Польщі домовились розвивати сполучення

Євросоюз надасть Україні ще 68 великих генераторів

Польща допомогла – в Україні скорочені обсяги обмеження світла

ЄС виділив Україні перший транш у 1,5 млрд євро із заморожених активів РФ

Усть-Дунайськ перетворять на хаб з імпорту добрив 

ЄС може запустити розслідування щодо продаж г/к рулону за квотою “інших країн”

В Росії різко уповільнилося промислове виробництво 

ОККО формує парк вагонів-цистерн

EUROFER: У 2024 році видиме споживання сталі в ЄС повинно відновитися

США знайшли 2 млрд дол на військову допомогу Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢