Анатолий Кинах: «Мы в тупике»
Точка зоруЛидер Украинского союза промышленников и предпринимателей народный депутат Анатолий Кинах считает, что неконсолидированные действия власти по преодолению кризиса делают заложниками всю страну.
— Анатолий Кириллович, парламент принял в первом чтении президентский вариант антикризисного закона. Однако известно, что было предложено несколько проектов выхода из кризиса. Какой из них, по-вашему, является наиболее эффективным?
— В первую очередь необходимо отметить, что в Украине на протяжении всего 2008 года формировались серьезные предпосылки для системного финансового, социально-экономического кризиса. Особенно после принятия беспрецедентно-популистского бюджета на 2008 год, который, по сути, разрушил все направления инновационного развития страны. Затем был нанесен ряд очень серьезных ударов по украинской экономике. Прежде всего я имею в виду административную ревальвацию гривни, небывалый рост негативного внешнеторгового сальдо (более чем в два раза по сравнению с 2007 годом), вступление в ВТО без четкой программы адаптации рискованных отраслей — АПК, легкой, текстильной и пищевой промышленности, отмена налоговых векселей с одновременным ростом задолженности бюджета по возврату НДС. И когда мы сегодня говорим о кризисе в Украине, то вынуждены сделать следующий вывод: несогласованная и непрофессиональная внутренняя политика власти не только не снижает влияния мирового финансового кризиса на нашу экономику, а, наоборот, обостряет ситуацию до предела. То, что в парламент было внесено сразу несколько вариантов антикризисных законопроектов, в том числе и правительственный, подтверждает тот факт, что власть даже в условиях кризиса идет на обострение противостояния. А ведь антикризисные меры могут быть эффективными только в том случае, если правительство, парламент, Президент и Национальный банк работают слаженно и занимают единую, консолидированную позицию. Так сегодня действуют все развитые страны: Германия, Франция, Россия, Англия, США и другие.
— Премьер Юлия Тимошенко сняла с рассмотрения Рады правительственный вариант законопроекта в пользу президентского. Возможно, это и есть стремление к консолидации?
— Не думаю. Главная причина — попытка уйти от ответственности. Фракция Партии регионов внесла свой альтернативный проект закона. Мы требуем решить несколько важнейших вопросов. Это принятие закона о Стабилизационном фонде, что, в частности, позволило бы в максимально короткие сроки снять ограничения на доступ физических лиц к своим депозитным счетам, активизировать кредитование. Подобный шаг повысил бы уровень доверия вкладчиков к банковской системе. Следующий вопрос — принятие закона о Фонде гарантирования вкладов населения. Люди должны знать, что государство гарантирует возврат гражданину его средств в случае форс-мажорных обстоятельств (ликвидация или банкротство банка и т. д.). Мы категорически против того, чтобы Стабилизационный фонд наполнялся за счет ускоренной приватизации. Сегодня, когда резко упала ликвидность предприятий, ни одно здравомыслящее государство не станет распродавать стратегические объекты. Есть другие ресурсы. Например, превышение доходов НБУ над расходами, остатки средств на счетах государственного казначейства, совершенствование бюджетной политики, внешние заимствования.
Прежде чем принимать антикризисные законы, необходимо сначала разобраться со структурой внешнего долга Украины. По предварительным расчетам, из $107 млрд. $14,5 млрд. — это собственно госдолг, а около $90 млрд. — корпоративный долг, который был сформирован в основном в последние два-три года. Другими словами, большую часть составляют коммерческие долги. Это заимствования банков, корпоративных структур, компаний. В основном привлеченные средства направлялись не на развитие, а на потребительское кредитование. Поэтому надо иметь четкую картину долговых обязательств, чтобы принимать антикризисные решения на основе общегосударственных приоритетов, а не коррупционного лоббирования интересов отдельных структур.
— Популярно следующее утверждение: если мы не получим кредит МВФ в размере $16,5 млрд., то нас ждет дефолт…
— А почему именно $16,5 млрд.? Откуда взялась эта цифра? Где соответствующие расчеты? Где анализ торгового и платежного балансов, корпоративного долга, расчеты собственных возможностей и размеров привлечения внешних финансовых ресурсов, в том числе и кредита stand-by? Ничего этого нет. Мы видим, что все делается на бессистемном примитивном уровне. При этом, безусловно, в данной кризисной ситуации внешнее финансирование необходимо. Но речь идет о двукратном увеличении внешнего государственного долга, и все должно быть обоснованно, прозрачно, с четким прогнозом последствий.
— Помимо всего прочего, в Меморандуме МВФ есть пункт, обязывающий заморозить уровень минимальных зарплат и пенсий.
— Да, это очень серьезный момент, затрагивающий интересы миллионов наших соотечественников. Мы против этой меры, необходим адресный подход. Убежден — хаотичная, бессистемная работа власти является сегодня главным риском для страны. Например, что делать с базовой отраслью промышленности — с горно-металлургическим комплексом (ГМК)? Резко падают объемы производства, склады забиты готовой продукцией. А ведь в ГМК работают около пятисот тысяч человек. Это 40% всех валютных поступлений, 27% валового внутреннего продукта. Какова должна быть стратегия и тактика вывода комплекса из кризиса? Ответа нет. Согласно нашим аналитическим расчетам, рецессия мировой экономики будет продолжаться как минимум до конца следующего года. Ждать больше нельзя.
А беспрецедентный рост потребления импорта? Я не призываю опустить железный занавес, но есть целый ряд товаров, которые мы в состоянии изготавливать сами. Значит, надо заниматься импортозамещающими программами, развивать внутренний рынок и т. д. Эти меры должны быть связаны с антикризисным законодательством.
— Cудя по вашим словам, даже если парламент примет сверхидеальный антикризисный закон, то толку все равно не будет. По крайней мере, при нынешнем состоянии власти.
— К сожалению, это так. И вывод здесь однозначен: кризис можно преодолеть только за счет высокой динамики работы всех уровней власти и понимания главных этапов этой работы. Первый этап — антикризисные меры чрезвычайного характера, которые должны реализовываться в ежедневном режиме. Затем решение среднесрочных задач, о которых мы говорили, и, наконец, надо видеть перспективу хотя бы на четыре-пять лет вперед.
Однако мы должны констатировать тот факт, что власть погрязла в противостоянии и недееспособна. Тогда им надо уйти в сторону. Признать свою недееспособность и думать над созданием нового коалиционного формата в парламенте. Или же идти на досрочные выборы. Но в любом случае нужны консолидирующие действия! Пролонгация противостояния не приведет к позитивным результатам. Объединение антикризисных мер с углублением политического кризиса — это тупик.
— Так все же: надо проводить досрочные выборы или нет?
— Мы неоднократно повторяли: Партия регионов никогда не поддерживала и не поддерживает досрочные выборы. Однако нельзя допустить пролонгации кризиса. Надо определяться. Если вы не способны воссоздать коалицию — четко скажите об этом. Если правительство не в состоянии работать в требуемом режиме — об этом тоже надо говорить, в том числе и Президенту. Искать более прагматичный, более профессиональный формат Кабмина, поскольку правительство не должно работать на обеспечение избирательных кампаний. Правительство должно работать для всей страны и быть способным принимать и непопулярные меры.
— А реально ли, на ваш взгляд, переформатировать правительство до Нового года?
— Дискуссии на данную тему ведутся постоянно. Есть понимание того, что в условиях кризиса, когда необходима консолидированная работа власти, досрочные парламентские выборы — это авантюра, которая только усугубляет социально-экономическую ситуацию. К сожалению, сегодня очень многие заинтересованы в том, чтобы держать ситуацию в подвешенном состоянии. Например, премьер таким образом пытается сократить время между парламентскими и президентскими выборами. Есть желание их совместить. Заложником противостояния становится вся страна. Это недопустимо. Подобная политика безнравственна. Нельзя действовать по принципу "чем хуже, тем лучше".
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram