Грузопотоки меняют маршруты

Точка зору

Несмотря на общее снижение железнодорожных перевозок, отечественные порты этого почти не почувствовали. По итогам пяти месяцев международные перевозки (экспорт, импорт, транзит) сократились на 17,6%, однако в портах перевалка грузов, доставленных по железной дороге, снизилась всего на 1,9%, а по отдельным категориям грузов и вовсе наблюдался рост на десятки процентов. Эксперты объясняют это тем, что российским портам удалось перехватить часть грузов, которые раньше шли через порты Украины и Прибалтики.

За пять месяцев 2009 года грузооборот по всей сети железных дорог снизился на 26%, до 474 млн т, по сравнению с 2008 годом, сообщило вчера агентство Прайм-ТАСС со ссылкой на ГВЦ «Российских железных дорог» (РЖД). Сильнее всего просел импорт (на 39,9%, до 28,2 млн т), внутренние перевозки (на 30,5%, до 289,1 млн т) и транзит (на 43,6%, до 8,3 млн т). Экспорт упал не так сильно, всего на 8,9%, до 148 млн т, а в целом международные перевозки просели на 17,6%, до 184,8 млн т.

Единственной цифрой со знаком «плюс» стал показатель экспорта грузов по железной дороге через порты, он вырос на 2,5%, до 74,9 млн т. При этом в разбивке по номенклатуре грузов видно, что за истекшие пять месяцев 2009 года через порты по железной дороге было перевезено на 1,4% больше угля (22,4 млн т) и на 48,3% больше руды (3,4 млн т), притом что перевозка того же сырья внутри страны и через сухопутные погранпереходы значительно сократилась: по углю на 20 и 24,4% соответственно, по руде — на 23,7 и 34,2% соответственно.

Таким образом, российским портовикам удалось привлечь на свои перевалочные мощности больше угля и руды, несмотря на то что, по данным Росстата, в России добыча угля в январе—апреле (данные за пять месяцев не опубликованы) сократилась на 17,3%, а железной руды — на 27%. Гендиректор Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Александр Шиманский также подтверждает, что объем торговли по этим видам грузов явно увеличился, хотя и отмечает, что сводная статистика за пять месяцев станет известна только сегодня. В Первой грузовой компании (ПГК) пояснили, что за пять месяцев 2009 года компания перевезла угля почти столько же, сколько за весь 2008 год. «Экспорт вырос в основном в направлении северо-западных и дальневосточных российских портов», — отметили в компании. В ПГК это связывают с падением спроса на внутреннем рынке, что вкупе с девальвацией рубля сделало экспорт еще более привлекательным. Кроме того, наблюдается переориентация транспортных потоков с украинских портов на российские, в том числе из-за повышения украинского транзитного тарифа на перевозку угля (с июля 2008 года по январь 2009 года он вырос на 34%, а с учетом роста курса доллара в начале этого года — на все 89%. – РБК daily). По мнению представителя ПГК, это фактически «убило транзит». К слову, зарубежные порты Балтики уже снизили этот тариф, что и помогло им в первом квартале увеличить перевалку сухих грузов на 6%.

Источник в отрасли, знакомый с ситуацией, добавляет, что на руку нашим портам сыграло введение нового угольного терминала на Дальнем Востоке, а что касается руды, то в этом году Новороссийский морской торговый порт сделал очень хорошее предложение по ее перевалке. Все вместе и позволило российским портовикам забрать себе потоки угля и руды, которые раньше шли в порты Украины и частично зарубежной Балтики. К слову, по данным АСОП, уже в первом квартале этого года доля перевалки отечественных грузов в российских портах по сравнению с долей украинско-прибалтийских портов выросла с 75,55% в 2008 году до 77,49% в 2009-м.

Новини

2 Травня 2024

Через активну роботу СЕС вдень в Україні зафіксований профіцит електроенергії

Іспанська Tubos Reunidos заявляє про намір стати першім у світі виробником труб без викидів вуглецю

ArcelorMittal закрил коксохімічне виробництво у місті Зениця

Проблеми з судноплавством у Червоному морі можуть тривати до кінця року

Австралія має намір побудувати 25 ГВт вітроенергетичних потужностей

Індійські металурги занепокоєні зростанням імпорту сталі

Одеський Стальканат у 2023 році скоротив чистий прибуток на 13,8%

Україні треба приєднуватись до світового тренду захисту від імпорту китайської сталі

Ворог пошкодив половину украінської енергосистеми

Укргазвидобування сягнуло рекордних показників буріння під час війни

Після розблокування кордону держбюджет додатково отримав 2,5 млрд грн

Свириденко прогнозує зростання економіки на рівні 4,6%

1 Травня 2024

НКРЕКП нарешті затвердила обсяг підтримки зелених електростанцій за 5 місяців 2023 року

Через санкції прибуток Металоінвесту скоротився на 36%

У Чилі розраховують на збільшення обсягів видобутку міді

Vale, BHP та Samarco пропонують $25,4 млрд на ремонт після обвалення греблі у 2015 році

ВСІ НОВИНИ ⇢