50 копеек за проезд собираются вернуть?

Точка зору

Понедельник, 3 ноября, стал последним днем доступного общественного транспорта в столице. Уже во вторник проезд в метро, троллейбусах, автобусах и трамваях вырастет до двух гривен. Талоны на проезд в наземном транспорте по 1,5 грн. можно будет приобрести только в киосках на остановке. Это беспрецедентное повышение цены на проезд в Украине – услуга подорожала в четыре раза. Но это решение еще может быть приостановлено. Антимонопольный комитет обратился к первому вице-премьеру Александру Турчинову с просьбой создать рабочую группу и проверить правомочность повышения.

3 ноября в большинстве касс метрополитена уже не было проездных на ноябрь. Киевляне, обрадованные новостью о подорожании проезда, еще в вечер Хеллоуина выстраивались в длинные очереди и скупали билеты оптом – видимо, на всю семью. Ведь это – последний шанс целый месяц кататься в подземке за 25 грн.

Возвращение синего жетона

В понедельник утром в метро снова толпы. Пассажиры выстраиваются у неприметных объявлений о новых правилах проезда. Для многих из них цена жетона стала неожиданностью – ведь от принятия решения до воплощения его в жизнь прошло всего три дня.

Уже во вторник за одну поездку придется заплатить 2 грн. Чтобы предотвратить оптовую скупку жетонов, решили вернуть синие. Такие, как действовали в Киеве до 2000 года, когда стоимость проезда в подземном транспорте повысилась с 30 до 50 коп. Предусмотрительные и запасливые граждане могут поменять жетоны старого образца на новые "по курсу" 4:1. Но можно предположить, что очередей в кассах избежать не удастся. По крайней мере, на станции «Майдан Незалежности». Ведь обменять 20 и больше жетонов можно будет только там.

Проездные на месяц решено оставить старого – видимо, в качестве последнего подарка. С декабря за пластиковый прямоугольник придется выложить куда более существенную сумму.

Стоимость проездного билета в метро:

– на 15 дней – 41 грн.;
– на месяц – 80 грн.;
– на квартал – 199 грн.;
– на год – 365 грн.

Проездной на два вида транспорта будет стоить 130 грн./мес и 575 в грн./год, на четыре – соответственно 199 и 799 грн. Для школьников и студентов продолжают действовать льготы.

Нововведение в виде проездных на год власти города преподносят как своеобразный подарок настоящим киевлянам и способ отличить местных от неместных. "Мы выполняем решение, которое принял Киевсовет месяц назад, но во второй части, которая была для гостей города. Что касается жителей, то проезд в 50 копеек сохранится в длинных проездных", – заявил заместитель мэра Денис Басс.

Фактически же, приобретая проездной на год, житель города выдает коммунальному предприятию беспроцентный кредит. К тому же беречь приобретение нужно как зеницу ока – восстанавливать утерянные проездные метрополитен не будет.

Обещать – не жениться

Дешевый метрополитен и прочий общественный транспорт в свое время здорово помогли Леониду Черновецкому во время предвыборной кампании 2008 года. Кто не помнит этих жизнеутверждающих плакатов: "Проезд в метро: Украина – 75 коп., Киев – 50 коп.". От непопулярного решения мэр абстрагировался до последнего. В сентябре, когда сотрудники метрополитена пикетировали горадминистрацию с требованием повысить стоимость проезда, столичный градоначальник обещал, что не увеличит стоимость проезда в метро, троллейбусах и автобусах. Тогда по стране бродил призрак перевыборов и градоначальник мечтал сделаться премьер-министром. К ноябрю призрак изрядно поблек, позволив отложить на время амбициозные планы и заняться практическим вопросом зарабатывания денег. Ведь дефицит городского бюджета на 1 октября составлял 3 млрд. грн.

Деньги от повышения стоимости проезда и будут направлены на "проедание", уверен директор Института города Александр Сергиенко. "Это не отразится на инфраструктуре. Все средства съедят поточные расходы. Для того, чтобы улучшить инфраструктуру, нужен стратегический план развития и целенаправленное вложение денег", – завявил он интернет-газете "СЕЙЧАС".

Но сами метрополитеновцы и не отрицают, что повысить проезд им необходимо только для того, чтобы выжить. "2009 год при неизменном тарифе практически останавливает наше предприятие с финансовой точки зрения, поскольку мы получим без малого 360 млн. дохода, в то время как расходы должны находиться в районе 1,2 млрд. грн.", – заявил во время веб-конференции начальник КП "Киевский метрополитен" Петр Мирошников.

Между тем Сергиенко считает, что эти деньги можно было заработать и не за счет киевлян, а за счет повышения арендной платы за рекламу и устранение посредников из этой сферы. Кроме того, нередки примеры, когда общественный транспорт сознательно дотируется из городского бюджета. "В Хельсинки, например, городской транспорт держат на уровне рентабельности 50%, и это их принципиальная позиция. Таким образом они стимулируют человека не ездить личным транспортом и не создавать пробки, а пользоваться общественным", – рассказал Сергиенко.

Судя по тому, что стоимость 10-километровой поездки на автомобиле всего на пару гривен превышает цену двух жетонов на метро или двух трамвайных талонов, желающих оставить автомобили в гараже и избавить Киев от пробок явно не прибавится.

А вот чего прибавится, так это пассажиров маршруток. В них пересядут те горожане, которые ранее добирались общественным транспортом в целях экономии. Сейчас цена проезда сравнялась, и поднимать ее перевозчики пока не намерены.

Проверка законности

Действие решения о повышении стоимости проезда в общественном транспорте может быть приостановлено. Антимонопольный комитет Украины уже занялся городской администрацией и подчиненными ей коммунальными предприятиями. Первым делом он возбудил дело против КП "Киевпастранс", который так и не предоставил всей информации об обоснованности повышения тарифов на проезд в коммунальных маршрутках и автобусах.

Трамваев и троллейбусов расследование не касается, так как тариф на проезд в них – регулируемый и АМК на него не влияет. Но и эти тарифы могут быть пересмотрены или, по крайней мере, приостановлены. Руководитель пресс-службы Антимонопольного комитета Богдан Якимюк сообщил интернет-газете "СЕЙЧАС", что и. о. главы ведомства Александр Мельниченко 31 октября обратился к первому вице-премьеру Александру Турчинову с предложением создать рабочую группу, которая проверит законность решения Киевсовета. Предположительно, в нее войдут представители Министерства экономики, юстиции, транспорта и связи, а также строительства и ЖКХ. «На время работы комиссии мы предлагаем приостановить действие новых тарифов», – рассказал Якимюк.

Кроме необоснованности, АМК обвиняет Киевгоргосадминистрацию в незаконности введения тарифов. Ведь решение должно вступить в силу лишь спустя 10 дней после регистрации в Минюсте, чего до сих пор не сделано.

Новини

8 Липня 2025

Водень на мільйони: Австрія розширює один із головних водневих проєктів Європи

“Чорноморнафтогаз” повернув державі майже мільйон гривень – АРМА

Перші індустріальні парки отримали цьогоріч понад 200 млн на інфраструктуру з держбюджету 

ЄС шукає мільярди на покриття дефіциту бюджету України-2026

Виробники переробної промисловості отримають до 16 млн грн на відновлення 

АМПУ оголосила тендер на заміну відбійних пристроїв у порту Чорноморськ 

Нафта обвалилася через хаос із тарифами США

Трамп ударив митами по Японії та Південній Кореї

Щоб конфіскувати заморожені активи Росії, Європі потрібно діяти вже зараз – FT

7 Липня 2025

Металургійний сектор стурбований поточною невизначеністю щодо CBAM

На АЗС України подорожчав бензин

АРМА стягнуло 11 млн грн після інвентаризації судових ухвал та активів

Україна знову виставить на продаж 50%+1 акцію Рівненського радіотехнічного заводу

ВlackRock припинила залучати інвесторів для відбудови України через невизначеність США – Bloomberg

Інфляція почала сповільнюватися, проте очікування бізнесу та населення щодо цін погіршилися – НБУ

Американські компанії переносять виробництво і судяться з урядом через тарифи

ВСІ НОВИНИ ⇢