Еще один фронт Украины: 5 первых шагов к тому, чтобы завоевать позиции в мире

Точка зору

Для того, чтобы украинская дипломатия работала эффективнее, а сама Украина была реальным игроком на международной арене, нужны реформы в МИД страны. "Апостроф" предлагает пять изменений, которые могут улучшить работу внешнеполитического ведомства и, в итоге, должны быть первыми шагами к тому, чтобы Украина усилила свою дипломатическую позицию, получила полноценное право голоса в мире и решала сама свою судьбу.

Последние события вокруг Донбасса свидетельствуют о том, что Украина теряет влияние на урегулирование ситуации и, соответственно, свой международный вес. Так, американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor недавно сделала вывод о том, что вопрос разрешения военного конфликта обсуждается без участия Киева, в формате США и России. Кроме того, "Апостроф" ранее писал, что решения по изменениям в Конституцию Украины относительно статуса оккупированных территорий принимались под фактическим давлением заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд.

Многие дипломаты считают, что не последнюю роль в неудачах Украины и том, что она перестает быть субъектом международных отношений даже в вопросах, касающихся ее будущего и территории, играет работа МИД Украины, неэффективная из-за отсутствия там реформ. "Апостроф" уже писал о проблемах украинской дипломатии, теперь же мы выделили 5 шагов-реформ, которые, по мнению опрошенных изданием экспертов, помогут улучшить работу МИД и вернуть Украине вес на мировой арене.

Шаг 1. Глава МИД – эффективный политик

По мнению собеседников "Апострофа", для изменения механизма функционирования дипслужбы, среди прочего, нужно внести поправки в конституционное и законодательное поле Украины. "Министр должен стать политической фигурой, важной составляющей правящей коалиции. Он должен назначаться по той же процедуре, что и другие члены правительства", — считает глава правления Международного центра перспективных исследований Василий Филипчук, разработавший концепцию реформы внешней политики государства, в частности, отечественного МИД. Следует отметить, что сейчас кандидатура министра иностранных дел Украины вносится не коалицией, как в случае с остальными членами правительства (кроме министра обороны), а лично президентом страны.

Кроме того, по словам эксперта, ввиду важной роли главы МИД в представлении страны на международной арене, целесообразно будет рассмотреть вариант совмещения этой должности с постом вице-премьер-министра Украины: "Это позволит обеспечить эффективную координацию и предоставит полномочия для ведения всего объема контактов с внешними партнерами". Для этого необходимо внесение соответствующих поправок в Закон Украины про дипломатическую службу.

Шаг 2. Украине – четкий внешнеполитический курс

По словам экспертов, для успеха украинской дипломатии необходимо формирование государственной политики с четким внешнеполитическим курсом страны, а также создание эффективного и справедливого механизма распределения политических и дипломатических должностей. Такие изменения могут поменять принцип функционирования МИД и позволят принимать некоторые решение сотрудникам среднего звена.

Впрочем, как заявил "Апострофу" бывший министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко, данное предложение является спорным: "Каким образом атташе может принимать решение в области внешней политики? Это вопрос наивысшего руководства. Для этого есть президент, есть СНБО, Кабинет министров и другие органы, которые могут формулировать задачи. Атташе или первый секретарь не должны принимать решения государственного уровня. Это не их компетенция".

Шаг 3. Работа с информацией по-европейски

По словам Василия Филипчука, важно внедрение новой системы подготовки и оборота информации в министерстве. По его мнению, образцом для этого может послужить модель европейских стран, где каждый дипломат работает фактически на двух компьютерах: один из них предназначен для работы во внутренней сети, а второй — для интернета. Тем временем, в МИД Украины внутренней сети не существует.

"Такое положение дел они (представители МИД, — "Апостроф") оправдывают тем, что для создания внутренней электронной сети во внешнеполитическом ведомстве нужно разрешение СБУ, поскольку это связано с государственной безопасностью. Этим они и оправдывают свою бездеятельность", — сказал по данному поводу директор Института Евроантлантического сотрудничества Александр Сушко.

Шаги 4 и 5. Связь МИДа с обществом и решение проблем с деньгами

По словам экспертов, сейчас связь МИД Украины с другими органами государственной власти, а также частным сектором и бизнесом, слаба. Правда, при этом не стоит забывать и о финансовых трудностях ведомства. Собеседники "Апострофа" в дипломатических кругах отмечают, что МИД финансируется по остаточному принципу. При этом каких-либо изменений в этом направлении в последние годы не наблюдается.

К примеру, в 2015 году в бюджете Украины на финансирование МИД предусмотрено 2,7 млрд грн, что при курсе 22грн/доллар составляет около $120 млн. В 2014 году внешнеполитическому ведомству выделили 1,2 млрд грн (по курсу 9грн/$ — $130 млн), а в 2013 — 1,1 млрд грн (около $120 млн).

"Сейчас ситуация такова, что все, кроме обороны, финансируется по остаточному принципу. Однако, и я уже неоднократно говорил, у нас есть два фронта: один военный, а второй — дипломатический. Если на военный сейчас, слава Богу, выделяют средства, то почему-то считается, что дипломатический обойдется сам собой. Я считаю, что это неправильно. Но здесь, опять-таки, вопрос состоит в том, как ты, будучи руководителем ведомства, можешь поставить этот вопрос перед правительством и президентом", — заявил бывший руководитель министерства Владимир Огрызко.

По его мнению, в этом вопросе, как и во многих других, нынешний министр Павел Климкин должен брать инициативу в свои руки и доносить до руководства страны информацию о том, что нужно ведомству для того, чтобы оно было эффективным.

Новини

12 Червня 2024

Чехія скорочує споживання сталі через слабкий попит

ДТЕК витратить 4 млрд грн на ремонт пошкоджених ракетними обстрілами ТЕС

В Раді розповіли скільки отримає бюджет від економічного бронювання

Tata Steel не відступає від планів модернізувати свій британський завод Port Talbot

Ціни на залізну руду в Китаї знизилися через фестиваль човнів

Французька Vallourec отримала контракт на поставку труб бразильській Petrobras

Підвищення акцизів на пальне призведе до зростання обсягів тіньового ринку та бодяжного пального

Vale та Ternium збудують завод з виробництва брикетів у Бразилії

Австралія у травні збільшила експорт залізної руди на 8%

У Раді підготували до другого читання законопроєкт про клуб білого бізнесу

Морські порти України збільшили вантажообіг вдвічі

Економічне бронювання від мобілізації: у Раду подали законопроєкт 

Бразилія скорочує експорт металобрухту

України виставить на приватизацію великі підприємства, щоб наповнити бюджет

Економічне бронювання від мобілізації точно буде – голова комітету Ради

Мінекономіки представило 95 інвестпроєктів на конференції у Берліні

ВСІ НОВИНИ ⇢