Почему растет теневая экономика

Точка зору

В конце прошлой недели Минэкономразвития опубликовало расчеты уровня теневой экономики. По данным ведомства, «тень» выросла в первом квартале этого года на 5% – до 47%. В министерстве не скрывают, что теневая экономика в период кризисов играет роль амортизационной подушки, позволяя бизнесу поддерживать свою конкурентоспособность.

Каждый день субъекты экономики что-то продают или покупают, зарабатывают и тратят, дают в долг или одалживают. Большинство таких совершенных операций отображаются в СНС (системе национальных счетов), и будучи агрегированными до уровня страны, разрешают узнать объем национальной экономики, что является основным показателем ее мощности.

Методология подсчета ВВП и производных показателей активно разрабатывалась в первой половине ХХ века ведущими экономистами мира, и прошла долгий путь – от своего предшественника (тонн пшеницы и количества велосипедов) до правнука 2008 года, который учитывает все сферы производства, кроме бытовых услуг.

Однако избежать одного недостатка все же невозможно – не все операции с товарами и услугами попадают в официальную статистику и отображаются в ВВП, часть из них влияет на наш уровень жизни, оставаясь невидимыми, и представляют собой теневую экономику.

С возникновением государства производственные отношения своих резидентов начинают регламентироваться. Там, где образуются нерегламентированные отношения, и возникает теневая экономика. Основными причинами ее развития считаются: чрезмерная фискальная и административная нагрузки на бизнес, падение национальной экономики и политические потрясения.

Теневая экономика

 

Если провести эконометрический анализ графика динамики роста фискальной нагрузки, теневого сектора и стоимости открытия бизнеса, можно обнаружить следующие корреляции: падение долларового эквивалента ВВП на 7,35% в последние годы приводило к росту теневого сектора на 1%. А вот сигнал для «выхода из тени» должен был быть гораздо «громче» – для 1%-ной детенизации требовался рост ВВП на 15,63%.

Легко можно увидеть, как важна грамотная антициклическая политика государства в годы рецессий, и какие последствия несет ее отсутствие. С фискальной нагрузкой шутки еще хуже – рост фискального процента ВВП на 1,19% приводит к росту теневого сектора на 1%, а вот для того же 1%-ного его уменьшения требуется падение фискальной нагрузки на 8,33%. Становится очевидной реакция бизнеса на приход левонастроенных политических партий к власти.

Традиционно теневая экономика делится на три сектора: беловортничковый, неформальный (серый) и черный.

Первый сектор – беловоротничковая экономика – является неотъемлемым скелетом в шкафу легальной экономики и связан с коррупцией или незаконным уклонением от налогов. Коррупция в этом секторе представлена так называемыми «быстрыми или тормозящими» коммерческими взятками, что означает плату за более быстрое или медленное выполнение взяткополучателем своих прямых обязанностей – выдача разрешения/лицензии, пропуск товара на таможне или затягивание с проверкой, игнорирование нарушений.

Данный вид коррупции не представляет собой  угрозы, и его легко уменьшить с помощью автоматизации государственных услуг и внедрения электронного правительства.

Вторая часть беловоротничковой экономики – уклонение от налогов – то, в чем часто обвиняют крупный бизнес, в Украине является сугубо парадоксальным.

Большие предприятия составляют всего 0,39% от всех предприятий и физлиц, но при этом создают 28,8% рабочих мест и 39,6% выпуска товаров и услуг (если к крупным предприятиям добавить средние, то эти цифры составят: 1,13%, 65,14% и 77,9% соответственно).

Легко увидеть, что украинские бизнесмены, даже если и незаконно уклоняются от уплаты налогов (что, однако, не доказано), то все подконтрольные им денежные потоки реинвестируют обратно в Украину, и составляют почти 78% экономики страны. Для украинского народа критиковать олигархов на данном этапе – равно что кусать кормящую их руку.

Выбор народа между требованием увеличить или уменьшить налоговые поступления от крупного бизнеса на самом деле является выбором между требованием увеличить трансферты и, как следствие, инфляцию, или количество рабочих мест с добавочной стоимостью.

Второй сектор – неформальная, или серая экономика – являет собой «амортизационную» подушку при падении национальной экономики, и само по себе явление позитивное, так как разрешает гражданам найти необходимые для жизни средства самостоятельно, что уменьшает риск «социальных взрывов».

В США, доходы населения составляют около 44,5% ВВП. Если проанализировать удельный вес доходов населения в Украине, можно провести черту между официальными и теневыми доходами и соответственно посчитать их.

Теневая экономика

Двумя основными проблемами серой экономики являются перелив капитала из сферы производства в сферу торговли и услуг, поскольку последние меньше поддаются регулированию, а также в своей деятельности используют преимущественно человеческий капитал вместо технологий и производственных мощностей.

Вторая проблема – постепенная утеря квалификации и последующая неспособность работника устроиться в легальном секторе. Однако если учесть, что это единственная возможность выжить для многих людей, можно уверенно сказать, что стоимость побочных эффектов – мизерная.

Третий сектор – наиболее обсуждаемый в СМИ – включает в себя производственные отношения в сфере запрещенных товаров и услуг, таких как торговля наркотиками, оружием, игорный бизнес и проституция. На данный момент в Украине, возможно, актуально легализировать игорный бизнес, проституцию и легкие наркотики, установив на них повышенные ставки налогов, – это позволит увеличить ВВП и доходы бюджета на неприлично высокие суммы, а также упростит жизнь многим гражданам.

В целом с черной экономикой правительству нужно быть более чем осторожным – неправильное ее регулирование приведет к тому, что следующим правительством будут вооруженные до зубов банды на бронированных внедорожниках.

Теневая экономика вызывает много дискуссий в каждом правительстве. Из негативных общих сторон: теневая экономика приводит к уменьшению доходов бюджета, соответственно, государство, не желая уменьшать свои расходы, увеличивает нагрузку на легальный сектор, что порождает замкнутый круг: уход в тень – увеличение фискальной нагрузки – еще больший уход в тень.

Также теневая экономика не поддается абсолютно точному подсчету, поэтому уменьшает эффективность проводимой государством экономической политики, ухудшается инвестиционный климат и замедляется технологический прогресс.

Из позитивных общих сторон стоит отметить, что теневая экономика часто является ответом на кризис общественных отношений в сфере регуляции. Уход в тень является прекрасной альтернативой дорогостоящей и долгой дерегуляции, позволяет экономическим субъектам быть более гибкими и инновационными (яркий пример – Uber), и работать без посредника в лице государства, поэтому серая экономика беспрекословно поддерживается домохозяйствами и фирмами.

Перспективы дальнейшего роста теневой экономики в Украине, если учесть тенденцию к росту фискальной и административной нагрузки (чего только одни НДС-счета с планируемым 30%-ным налогом на незадекларированные доходы стоят), дальнейший рост безработицы и падение ВВП, к сожалению, огромны.

Правительство, пытаясь укрепить экономическую безопасность страны, ее только сильнее подрывает, а методы борьбы с «тенью» приводят лишь к тому, что все больше и больше предприятий полностью сворачивают свою деятельность (38 000 прекратили свою деятельность официально только за 2014 год).

Теневой сектор не нужно «душить», следует сделать легальные условия ведения бизнеса конкурентными с теневыми – это единственный способ легализации экономики Украины.

Григорий Кукуруза
экономист IMF group Ukraine

Новини

23 Лютого 2024

Ціни на газ в ЄС впали до рівня 2021 року

93% продукції українських аграріїв експортується через порти Великої Одеси та Дунаю

Через блокаду кордону з Польщею уряд розробляє низку логістичних проєктів

Вартість автогазу у мережах АЗС за тиждень зросла майже на гривню

З 1 березня Кабмін проіндексує пенсії, вони зростуть аж на 300 грн

США запроваджують нові санкції проти Росії

Блокада кордону шкодить і Україні і Польщі – Висоцький

Україна виходить на довоєнний рівень експортних обсягів – Шмигаль

Світове виробництво чавуну у січні залишається на стабільному рівні

Україна на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Україна експортує електроенергію у п’ять країн ЄС

Німецький газовий гігант планує інвестувати 500 млн євро у водневу інфраструктуру

Євросоюз ухвалив 13-й пакет санкцій проти Росії

Українські виробники сталевих труб збільшили експорт продукції на 51,6%

JSW Steel може придбати частку в австралійського постачальника вугілля

ArcelorMittal налагодила випуск рейок у Польщі

ВСІ НОВИНИ ⇢